Регистрация
18 ДЕКАБРЯ 2006 г., 15:39

Есть ли в России рынок проката автомобилей?

На первый, мало посвященный в суть вопроса взгляд, прокат автомобилей в России кажется безрисковым бизнесом: приобрети бюджетную иномарку, попользуй ее пару лет, на срок, отпущенный гарантией, - а затем продай, разумеется, с выгодой, за два-три года эксплуатации с ней мало что приключится. Да и темпы роста прокатного бизнеса - 30% в год! - свидетельствуют о том же. Но так ли просто обстоит дело в действительности?

Аренда автомобилей в России еще не стала повсеместной реальностью, однако рынок проката действительно увеличивается. По данным Ассоциации прокатных компаний (АПК), его ежегодный рост последние пять лет составляет 20-30%. Между тем, как показало исследование, проведенное РосБизнесКонсалтинг, уже на конец 2005 года 90% российского проката обеспечивала Москва, а остальные 10% – Северная столица и Московская область.

Насыщение московского рынка очевидно. Понятно, почему прокатный бизнес сосредоточен здесь - столица лидирует среди других городов как по числу жителей, так и по уровню их доходов. К тому же на первый взгляд прокатный бизнес кажется довольно простым - машины эксплуатируются в период гарантийного срока, когда он заканчивается, их можно выгодно продать, ведь два года для иномарки - это не срок.

Но, играя на одном только повышении качества услуг, автопрокат вряд ли сможет сохранить темпы роста. И расширение прокатной зоны сегодня - серьезный стимул для этого бизнеса.

Тем не менее деловая активность регионов многим уступает столичной, и здесь появляются разве что небольшие компании, которые лишь пробуют рынок, нарабатывая клиентскую базу. Как считают специалисты, в дальнейшем эти мелкие фирмы будут поглощены столичными "старшими братьями".

Кстати, прокат автомобиля в Москве обходится в сумму от 700 рублей до нескольких сотен долларов в сутки. Частные клиенты обычно арендуют авто на срок от одной до двух недель, корпоративные - более месяца. Первые решают краткосрочные задачи - используют арендованный автомобиль на время ремонта собственного или же в целях тест-драйва определенной модели, а иногда и для того, чтобы просто порулить автомобилем представительского класса.

Компании же зачастую прибегают к корпоративной аренде в рамках реализации непродолжительных проектов, из экономии отказываясь от формирования собственного автопарка. Часть же компаний вообще переводят свои автопарки на аутсорсинг. Но говорить о какой-либо конкуренции между "прокатчиками" и аутсорсинговыми автопарками рано: по мнению специалистов, последние, как правило, - всего лишь дочерние структуры своих заказчиков. Так что можно констатировать, что российский рынок проката автомобилей находится пока в стадии становления, а сколько продлится данная стадия - зависит от множества факторов, в том числе, и общественно-политических, предсказать которые невозможно даже искушенным экспертам.

Все статьи