Регистрация
06 ИЮЛЯ 2011 г., 11:33

Россия потеряет до 12,5% ВВП от неразвитой дорожной сети

Россия потеряет до 12,5% ВВП от неразвитой дорожной сети

Потери России от неразвитости дорожной сети составят не менее 9-12,5% ВВП, если финансирование дорожной отрасли в течение 10 лет не выйдет на уровень 4,5-5% от валового национального продукта. Такой прогноз дают эксперты МОЦ «За безопасность российских дорог», авторы доклада «Развитие российской дорожной отрасли до 2015 года. Проблемы, риски, перспективы» Михаил Хартман и Дмитрий Леонтьев.

При подсчетах учитывались потери от снижения деловой активности на региональном экране, уменьшения инвестиционной привлекательности для целых кластеров народного хозяйства, рост доли транспортных затрат в структуре себестоимости товаров и услуг. Из-за низкой плотности дорог транспортная составляющая затрат в конечной цене российской продукции достигает 15-20%, а в США и Европе не превышает 7-10%, говорится в докладе.

Протяженность автодорог с твердым покрытием федерального значения в России за 2005-2010 годы выросла всего с 47,1 до 50,1 тысяч км, в среднем на 1 тысячу км в год. С 2000 по 2005 год объемы финансирования дорожной отрасли снизились с 2,9% до 1,1% ВВП и до недавнего времени держались на данном уровне. Только в 2011 году ситуация начала выправляться и финансирование дорожной отрасли составило 700 млрд рублей — это на 40% больше, чем годом ранее — и составляет 1,51% ВВП. В большинстве развитых стран на дороги тратится 3-4% ВВП. Между тем, дорожная сеть в этих странах уже развита. В Японии и США - 1,1-1,5%. Однако в этих странах объемы ВВП гораздо больше российского. При этом государство в России каждый новый купленный автомобиль обеспечивает в среднем 3 метрами дороги с твердым покрытием. В целом же на 1 российский автомобиль приходится менее 19 метров дороги с твердым покрытием. В Финляндии на 1 автомобиль приходится 68 метров дороги, во Франции - около 50 метров.

«Увеличивать финансирование необходимо, но никакие денежные вливания не спасут, если мы продолжим традиционное «осваивание» бюджетных средств, пусть даже и в размере 4% ВВП. Экономика вопроса должна быть просчитана безупречно. - отмечает руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев, - Вплоть до того, сколько конкретный регион получит от сокращения времени в пути между районами на 10-15 минут. Например, недавно Китай потратил 2,3 миллиарда долларов, на строительство моста соединяющего континентальную часть портового города Циндао с островным районом Хуандао. Это позволило сократить расстояние между двумя районами города на 30 километров, а время в пути - с 40 до 20 минут. При этом китайцы четко знают - когда и в каком объеме к ним вернутся инвестированные деньги. Сегодня Россия вкладывает в дорожную отрасль 700 млрд руб., но при этом теряет на ее неразвитости около 1,6-2 трлн рублей ежегодно. Между тем картина могла бы быть иной, если дорожную отрасль рассматривали не как затратную часть, но как прибыльный проект. В противном случае из года в год наши убытки будут только расти».

Все статьи