Регистрация
07 АПРЕЛЯ 2007 г., 10:06

Три этапа становления российского рынка автокредитования

Три этапа становления российского рынка автокредитования

Всего за четыре года автокредитование превратилось в главный двигатель российского автомобильного рынка. Авторы маркетингового отчета "Анализ спроса и цен на легковые автомобили в 1997-2006 годы", подготовленного компанией "Автомобильная статистика", приводят три этап становления этого рынка.

Ребенок, который так и не успел родиться

Первую попытку создать в России цивилизованный рынок автокредитования предпринял инвестиционный фонд "США - Россия", созданный в 1995 году для финансирования предпринимательских проектов в России.

Фонд начал финансировать российские банки для последующего кредитования ими физических лиц - в том числе и на покупку новых автомобилей иностранного производства.

В тот момент эта программа могла проходить по категории «спонсорство».

Финансовый кризис 1998 года положил конец этой героической истории.

Несколько банков, 50% стоимости

На втором этапе, который начался уже после 1998 года и продолжался до 2002 года, российские банки наконец поворачиваются к людям и делают первые шаги по развитию рынка потребкредитования.

На рынке автокредитов к этим шагам их понуждали нередко автодилеры иностранных производителей, которых, в свою очередь, подталкивали иностранные автоконцерны. Они требовали выполнения «универсальных стандартов» продажи своих авто.

Российские банки адаптировали эти стандарты к российским условиям. Процентные ставки были заоблачными, а требования к первоначальному взносу достигали половины стоимости всего авто. Но даже на таких условиях кредиты на покупку отечественных автомобилей можно было получить лишь в нескольких банках Москвы и в считанных единицах региональных банков.

Год великого перелома

Все изменилось в 2003 году. Начинается период бурного роста рынка автокредитования, который продолжается и сегодня. Если в начале 2002 года услугу автокредитования предоставляло всего около 10 банков, то в 2003 году только в Москве было уже более 30 реальных игроков этого сегмента бизнеса.

Тогда же началась реальная борьба за клиента. Процентные ставки начинают снижаться. Банки начинают кредитовать покупки отечественных автомобилей. Многие банки стали уменьшать пакет документов для получения кредитов и в целом упрощать схему взаимодействия с заемщиком.

К началу 2004 года ставки по рублевым кредитам снизились до 18-20%, а по валютным - до 10-12%. Сроки кредитования увеличились до двух-трех лет. Появилась возможность получать кредит сроком на четыре-пять лет. Согласно оценке "Автостата" в 2002 году с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тысяч автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в $650 млн.

В следующем году - 2003 - прирост рынка составил около 100 тысяч машин, что добавило к емкости этого рынка еще около $1 млрд. В 2004 году по кредитным схемам уже было продано порядка 350 тысяч автомобилей, а объем рынка составил порядка $3,6 млрд. Следующий год, 2005, показал более чем 40-процентный рост этого рынка.

За год с использованием кредитных денег было продано порядка 500 тысяч легковых автомобилей, а объем рынка увеличился до $5,5 млрд. На тот момент уже каждый третий автомобиль продавался через кредитные схемы.

В прошлом 2006 году, по оценкам "Автостата", автокредитование охватило более 40% рынка - 750 тысяч автомобилей при емкости рынка около $9 млрд. При сохранении нынешних тенденций в текущем 2007 году уже каждый второй автомобиль будет продаваться с использованием кредитных схем.

Все статьи