Регистрация
17 АПРЕЛЯ 2006 г., 15:47

Ученые создали автомобиль из одной молекулы

Ученые создали автомобиль из одной молекулы

Ученые из университета Райса сконструировали первую автономную мобильную наносистему - молекулярную машину, которая ездит по атомам золотой подложки с помощью световой энергии. Правда, у молекулярного автомобиля пока что нет заднего хода и рулевого управления.

Ученые прикрепили к ранее созданному молекулярному наноавтомобилю мотор-лопасти из молекулы р-карборана. Ранее эта же команда ученых создала наименьшую в мире движущуюся наномашину, которая ездит как настоящие легковые машины. До сих пор ученым не удавалось сделать что-то сложнее простого актуатора или сенсора.

Каркас или "рама" машины представляет собой большую молекулу-наносистему, состоящую из трехсот атомов. Она похожа на настоящий автомобиль только наличием четырех "колес" и способом передвижения. В качестве колес наносистеме служат фуллерены (молекулы С60), связанные химическими связями с "каркасом" машины. Ширина рамы наноавтомобиля - 4 нанометра - чуть больше, чем толщина ДНК. Помимо рамы, имеются аналоги осей, к которым и присоединены химическими связями колеса-фуллерены.

Ученые и раньше создавали структуры нанометрового масштаба, напоминающие внешне автомобили, однако лишь теперь молекулярная конструкция сначала действительно катилась (именно катилась, а не скользила) по поверхности так же, как катятся на колёсах автомобили.

"Лопастной нанодвигатель", правда, нереверсивен - он может вращаться только в одну сторону, поэтому машинка будет ехать только вперед. Наномашины настолько малы (как упоминалось выше, их размер составляет 3-4 нанометра), что 20000 устройств можно поместить на торце человеческого волоса.

  • Пять спецпредложений на зимние шины в «КОЛЕСА ДАРОМ»!

    Как только в России наступают устойчивые холода, а на дорогах гололедица и снег, у отечественных автомобилистов тут же возникают очень насущные проблемы: поиски и приобретение зимней резины, шиномонтаж и «переобувка» автомобиля. Эти хлопоты отнимают немало времени и денег, заставляя многих автовладельцев задуматься: а нельзя ли подобную ситуацию изменить, сделать ее проще и сократить не нужные потери?

Все статьи