Регистрация
12 СЕНТЯБРЯ 2008 г., 12:56

Спрос на иномарки упал

Спрос на иномарки упал

Август оказался кризисным месяцем для российского автомобильного рынка. Показатель роста продаж всех иномарок, до сих пор терявший по несколько процентов, в этот раз ополовинился — с 40% в июле до 23% в августе. Если до сих пор падение продаж демонстрировали разве что маргинальные китайские бренды и Citroen, то теперь отрицательные величины показывают и лидеры рынка. У Chevrolet в августе продажи по сравнению с аналогичным месяцем 2007 г. упали на 5%, у Renault — на 7%, у Mitsubishi — на 19%. Эксперты расходятся в оценках причин: одни говорят, что дело в росте доллара и конфликте в Южной Осетии, другие — в затоваривании.

Накануне Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги сбыта иномарок в России за восемь месяцев этого года. С января по август в стране было продано 1,43 млн автомобилей, рост составил 43%. Однако в августе продажи увеличились всего лишь на 23% — было реализовано 175,6 тысячи. Еще в июле рост составлял 40% по сравнению с июлем прошлого года (в июле этого года было продано 199,3 тысяч).

Отрицательные величины появились в таблицах АЕБ уже раньше. Однако до сих пор падение встречалось в основном у китайских брендов, у Citroen и Daewoo, а также Fiat. Теперь это коснулось и Chevrolet. Лидер рынка потерял 5% в августе. Кроме того, на 19% упали продажи Mitsubishi, на 7% - Renault, на 8% - Kia, на 48% - Volvo, на 18% - Mercedes-Benz. При этом нельзя сказать, что весь рынок находится в кризисном состоянии. Значительное количество производителей из первой двадцатки снова серьезно увеличило свои продажи в августе: Mazda — на 84%, Honda — на 144%, Skoda — на 109%, Volkswagen — на 70%, Peugeot — на 84%, Fiat — на 456%, Subaru — на 70%.

Снижение продаж ударило прежде всего по массовым моделям: Renault Logan, Chevrolet: Niva и Lanos. Уменьшился сбыт двух из трех (кроме Qashqai) массовых моделей Nissan: Almera на 31% (1,4 тыс.), а X-Trail (старый и новый) — на 10% (2,2 тыс.). Кроме того, "просели" продажи Kia Spectra на 16% (2,5 тыс.), а также Daewoo Matiz упал на 13% (3,9 тыс.).

У производителей есть конкретные объяснения плохим показателям. По словам PR-менеджера GM в России Агнеш Рона, продажи GM снизились из-за перехода на новую систему заказов. По ее мнению, к сентябрю ситуация уже выравняется.

Она отмечает, что покупатели начали отказываться от Lanos в пользу более дорогих и оснащенных автомобилей. Кроме того, свое влияние оказали недостаточность квот по некоторым моделям, сезон отпусков, а также, возможно, рост доллара. По словам PR-менеджера Renault Ольги Сергеевой, в августе завод "Автофрамос" закрывался на время летних каникул, а Logan, который производится в Москве, как раз и составляет 70% российских продаж.

Как считает председатель совета директоров дилерского холдинга Genser Игорь Пономарев, к снижению темпов роста продаж привел банковский кризис. "Ставки автокредитов еще не повышали, но увеличение ставок по кредитам для бизнеса заставило компании сокращать расходы и откладывать покупки автомобилей", — говорит он. Кроме того, по его словам, психологическое влияние оказала ситуация в Южной Осетии. "Аналогичный эффект был в Великобритании во время Фолклендского конфликта", — пояснил эксперт.

Автопроизводители, которые тем не менее смогли увеличить продажи в августе, скорее всего, выполняли заказы предыдущих месяцев. По прогнозу Пономарева, в сентябре ситуация не улучшится. Правда, по мнению руководителя подразделения по оказанию услуг автомобильной промышленности Ernst & Young Ивана Бончева, падение рубля и кризис на фондовом рынке должен был, наоборот, привести к росту продаж. По мнению эксперта, дело, скорее всего, в том, что многие производители затоварились. "АЕБ фиксирует отгрузку автомобилей дилерам, а не передачу автомобилей покупателям. И производители могли притормозить поставки автомобилей, так как у дилеров запасы уже велики", — считает он.

Все статьи