Право на "Ксенон". Материал ЗАО "Полезные страницы".

  • Автор темы Фокс Мaлдер
  • Дата начала
Ф

Фокс Мaлдер

Guest
Фары дальнего или ближнего света должны достаточно ярко освещать дорогу, но при этом сводить к минимуму возможность ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. Это противоречие заставляет разработчиков создавать все более мощные источники света, а законодателей – ограничивать их параметры, способствующие ослеплению.

Регламентирующие документы:

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 (с последующими изменениями).
ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. №720. Вводится с 23 сентября 2010 г.
Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ от 15 марта 1999 г. №190 (с последующими изменениями).
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
Общие сведения.

В настоящее время в транспортных средствах (ТС) используются фары:
с газоразрядными источниками света категории D, дальнего света – DR, ближнего света – DC, а также двухрежимные (ближнего и дальнего) света – DCR;
с галогенными источниками света категории H, дальнего света – HR, ближнего света – HC, а также двухрежимные (ближнего и дальнего) света – HCR;
с лампами накаливания, дальнего света – R, ближнего света – C, а также двухрежимные (ближнего и дальнего) света – CR;
противотуманные – B.
Газоразрядные лампы категории D (High Intencity Discharge - HID) снабжены колбой из кварцевого стекла, заполненные хлоридами металлов и инертным газом ксеноном (отсюда их название). Для их работы необходимо пускорегулирующее устройство, способное сначала импульсом высокого напряжения разжечь, а затем поддерживать электрическую дугу относительно небольшим напряжением. Принципиальное отличие газоразрядных ламп заключается в том, что источником света является не спираль накаливания, а электрическая дуга, спектр излучения которой ближе к ультрафиолетовому диапазону.

Основное преимущество газоразрядной лампы – высокая удельная светоотдача. При потреблении 35 Вт она выдает почти втрое больше света, чем классическая лампа накаливания, потребляющая 65 Вт.

Основной недостаток газоразрядной лампы – повышенная ослепляемость, связанная не только с силой света, но и с особенностями свойств излучения электрической дуги. Малейшее отклонение созданного с помощью дуги пучка света вверх гораздо опаснее для водителей встречного транспорта, чем при использовании спирали накаливания галогенных ламп. Несоответствие параметров фар и ламп, микроповреждения оптических элементов, даже незначительное загрязнение стекла приводят к необходимости запрета на установку газоразрядных ламп в фары, предназначенные для ламп накаливания.
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
Газоразрядные системы освещения стремительно развиваются, несмотря на наличие ряда технических и организационных проблем. Многие неустранимые недостатки удается компенсировать, но ценой существенного усложнения и без того непростой конструкции. Газоразрядные лампы могут использоваться на транспортных средствах только в специально предназначенных для них фарах, снабженных системой очистки и автоматическим корректором. Только при этих условиях удается обеспечивать соответствие газоразрядных систем освещения требованиям международных и отечественных стандартов. Поэтому пока их «штатное» назначение – дорогие автомобили.

Суррогатные газоразрядные лампы по весьма низким ценам предлагаются на рынке в огромном количестве. В основном это изделия азиатских производителей, нередко маскирующихся под известные фирмы. Их применение в неприспособленных фарах ослепляет и раздражает других участников дорожного движения, провоцирует их на необдуманные действия, что может стать причиной ДТП.

Проблема ослепления водителей имеет общий характер и в основном связана с применением не отвечающих требованиям законодательства некачественных и неправильно установленных газоразрядных ламп, с использованием «псевдоксеноновых» и «галогенных» ламп накаливания повышенной мощности, с нарушениями в регулировках фар и т.д.
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
Технические требования

Проверка соответствия осветительных приборов, в частности фар, требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – Основные положения) осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». К осветительным приборам этим стандартом предъявляются следующие основные требования:
количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции ТС;
изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией ТС фар, сигнальных фонарей и световозвращателей допускается только в случаях, когда комплектация ТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 (допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена конструкцией АТС);
отсутствие рассеивателей внешних световых приборов не допускается;
автоматические корректоры фар на АТС, оснащенные фарами с источниками света категории D, должны быть работоспособны.
Режим работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства проверяется на посту проверки фар.

В режиме «ближний свет» параметры светотеневой границы пучка ближнего света фар типов: C, HC, DC, CR, HCR, DCR и нормативные значения угла регулировки фар должны быть отрегулированы в соответствии с требованиями, указанными в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на ТС, а при их отсутствии – по ГОСТ Р 51709-2001.
В режиме «ближний свет» сила света каждой из фар, измеренная в направлении оптической оси фары и в направлении 52’ вниз от левой части светотеневой границы, должна соответствовать значениям, указанным в таблице.
Тип фары – Сила света в направлении оптической оси фары, кд, не более – Сила света в направлении 52’ вниз от левой части световой границы, кд, не менее
C; CR – 800 – 1600*
HC; HCR; DC; DCR – 950 – 2200*
* В случае несоответствия параметров, полученных при неработающем двигателе, производят измерение при работающем двигателе.

В режиме «дальний свет» сила света всех фар типов R, HR, CR, HCR, DR, DCR, расположенных на одной стороне ТС, должна быть не менее 10000 кд, а суммарная величина силы света всех головных фар указанных типов не должна быть более 225000 кд.
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
Требования нового технического регламента

В соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, вступающим в силу 23 сентября 2010 г., фары ближнего и дальнего света, а также противотуманные фары, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу (категории D), должны иметь маркировку знаками «Е» или «е», кроме того:
такие фары должны быть оснащены омывателем и автоматическим устройством регулировки угла наклона и луч ближнего света должен оставаться включенным, когда включается луч дальнего света;
использование газоразрядных источников света на ТС, не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается;
автоматические корректоры фар на ТС, оснащенных фарами с газоразрядными источниками света, должны быть работоспособны;
изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных эксплуатационной документацией ТС фар, сигнальных фонарей, световозвращателей и контурной маркировки не допускается (для ТС, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов).

Предупредительный запрет:

20 февраля 2010 года на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) разъяснил своим сотрудникам (http://www.gibdd.ru/news/main/?20100220_ksenon):

«... применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.

Исходя из этого, управление транспортным средством с фарами, предназначенными для использования с лампами накаливания, в которых установлены газоразрядные источники света, должно квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (режим работы световых приборов не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). Эксплуатация транспортных средств запрещается в порядке, предусмотренном частями 2, 21, 4 статьи 27.13 КоАП РФ (со снятием государственных регистрационных знаков).

При выявлении фактов установки световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, возбуждается дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ.

Учитывая невозможность изъятия в ряде случаев приборов (источников света), явившихся орудием административного правонарушения (темное время суток, участки дорог вне населенных пунктов), в порядке, предусмотренном статьей 27.14 КоАП РФ, должны предприниматься меры по аресту указанных вещей.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией соответствующих световых приборов.»
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
Юридическая справка

В соответствии с ч.1 ст.12.5 КоАП РФ управление ТС при наличии неисправности или условий, при которых в соответствии с Основными положениями эксплуатация ТС запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2–6 ст.12.5 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Основные положения содержат в качестве приложения Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, в частности:
количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства (на ТС, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от других марок и моделей);
регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001;
не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора;
установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
Кроме того, эксплуатация запрещается, если на ТС установлены:
спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
В соответствии с ч.3 ст.12.5 КоАП РФ управление ТС, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, влечет лишение права управления ТС на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

При совершении правонарушений, предусмотренных частями 2–6 статьи 12.5 КоАП РФ, в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ запрещается эксплуатация ТС; при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации.
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
В соответствии с ч.1 ст.12.4 КоАП РФ установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию ТС, – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

При совершении данного правонарушения в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ запрещается эксплуатация ТС, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации.
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
Выводы и рекомендации
1-В настоящее время законодательство допускает применение фар типов R, C, CR с лампами накаливания; HR, HC, HCR с галогенными источниками света; DR, DC, DCR с газоразрядными источниками света. Все они должны соответствовать ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
2-Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации содержат прямой содержат прямой запрет на несанкционированную замену ламп в фарах, так как перечень неисправностей и условий, при которых запрещается их эксплуатация, содержит п.3.4 «На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора». Перечень содержит и другие запреты, в частности, если режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства или регулировка фар не соответствует ГОСТ Р 51709-2001.
Все эти нарушения могут быть квалифицированы по ч.1 ст.12.5 КоАП РФ.
3-Юридически корректно доказать признак совершения административного правонарушения по ч.1 ст.12.4 и ч.3 ст.12.5 КоАП РФ «на ТС установлены световые приборы, режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений», можно только при проверке на специально оборудованном посту проверки фар, если будет определено, что режим их работы не соответствует требованиям ГОСТ Р 51709-2001. Установление несоответствия режима работы световых приборов требованиям Основных положений только по факту использования ламп, не соответствующих типу данного светового прибора, законодательством не предусмотрено.
4-В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации (п.2.3.1) водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечивать его исправное техническое состояние в соответствии с Основными положениями.

С 23 сентября 2010 г., в связи с вступлением в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, вводится ряд ограничений на использование газоразрядных источников света. Их применение на транспортных средствах, не оснащенных автоматическими корректорами фар и фароомывателями, не допускается. К этому водителям желательно подготовиться заранее – проверить световые приборы и при необходимости привести их в соответствие или заменить.
 
OP
Ф

Фокс Малдер

Guest
.Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. №1090 (с последующими изменениями).

.ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

.Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. Утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. №720. Вводится с 23 сентября 2010 г.

.Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ от 15 марта 1999 г. №190 (с последующими изменениями).

.
 

Вложения

  • Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. №720.rar
    500,4 КБ · Просмотры: 54
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090.rar
    57,8 КБ · Просмотры: 36
  • Приказ МВД РФ от 15.03.1999 г. №190.rar
    26,1 КБ · Просмотры: 35
Верх Низ