Бор. Made in garage»
Местные умельцы довольно убедительно научились подделывать продукцию известных марок. Тем не менее существует целый ряд моментов, благодаря которым можно отличить оригинал от подделки.
- Во-первых, каждое изделие должно иметь заводскую маркировку. Это надпись на изделии, расположенная в угловой зоне, которая является «лицом» изготовителя. По внешнему виду и содержанию маркировки можно многое узнать об изделии и практически наверняка отличить подделку.
Истинную маркировку нельзя стереть твердым предметом (отвертка, ножницы), смыть водой и органическими растворителями, она должна быть четкая, легко читаемая снаружи автомобиля.
Содержание маркировки стекол автомобилей «ВАЗ» установлено нормативной документацией и требует неукоснительного выполнения. С 1997 года АО «АВТОВАЗ» имеет два изготовителя автомобильных стекол - ОАО «Борский стекольный завод», а точнее, ПКО «Автостекло» (г. Бор Нижегородской области) и ОАО «Саратовстекло».
Для серийных стекол автомобилей «ВАЗ» установлена единая форма маркировки, которая, кстати, выполняется по тем же правилам, что и на иномарках
-Что должно быть указано в маркировке?
- Товарный знак завода-изготовителя (Бор; Саратовстекло);
- условное обозначение типа и вида стекла (для ОАО «Саратовстекло»: Т - триплекс, З - закаленное; для ОАО «БСЗ»: WL - триплекс, Т - закаленное);
- знаки омологации, т.е. обозначение зарубежных нормативных документов (например, AS2MO и номер - соответствие американскому стандарту; соответствие Правилам № 43 ЕЭК ООН - для ОАО «Саратовстекло»: Е6 R 43 и номер, для ОАО «БСЗ»: Е2 R 43 и номер, е2 и номер);
- закодированная дата изготовления стекла (точки - месяц, цифра - последняя цифра года; например, .... 0 - это март 2000 года).
Если изделие является продукцией любого другого российского изготовителя, оно должно иметь в маркировке знак Российской сертификации.
Хочу добавить, что на рынках предлагается продукция с товарным знаком Бор-К или Бор-СФ, что не имеет никакого отношения к продукции Борского стекольного завода и товарному знаку Бор. Соответственно отличается и качество.
В целом покупатель, намереваясь совершить покупку стекла, должен отдавать себе отчет, что для него важнее: качество стекла, а значит, и собственная безопасность или же низкая цена или «замороченный» внешний вид изделия.
Многие фирмы изготавливают триплекс для вторичного рынка достаточно качественно. Например, Самарский завод технического стекла (СЗТС), АОЗТ «АвтоКЭМП» (г. Санкт-Петербург), АО «Мосавтостекло» (г. Москва). Если триплекс бесцветный, без «наворотов», есть вероятность, что товар годный. И все же из отечественных изготовителей прежде всего рекомендую ОАО «Саратовстекло». Завод несколько лет назад освоил новое итальянское оборудование, благодаря чему производит ветровые стекла самого высокого качества по России и странам СНГ. Они отличаются прочностью, высокими оптическими свойствами, точной геометрией. Как подтверждение - степень отказов автомобиля в эксплуатации по вине Саратовского триплекса близка к нулю. Изделия Бора также занимают достойное место, хотя стоят несколько дороже, вероятно, это диктуется более высокой отпускной ценой изготовителя.
2. Тюнинговые фирмы предлагают тонирование стекол автомобилей цветными пленками. Однако необходимо знать, что данный способ тонирования имеет лишь декоративный эффект и не дает защиты от теплового излучения солнца. Кроме того, качество покрытия зависит от качества самого материала, технологии нанесения пленки. По пропусканию видимого света пленки не обеспечивают международные требования по безопасности.
Под заказ можно найти тонированные в массе автомобильные стекла из стекла строительных марок производства ОАО «Саратовский институт стекла». Это стекла бронзового цвета. Любое окрашенное стекло является тонированным, но не все окрашенные стекла являются теплопоглощающими. При выборе стекла надо знать, что техническим требованиям ВАЗа по теплопоглощению и светопропусканию соответствуют тонированные в массе стекла зеленого оттенка. Комплекты тонированных автомобильных стекол зеленого оттенка изготавливает ПКО «Автостекло» (г. Бор) из импортного тонированного в массе стекла. Здесь следует отметить, что эти комплекты в несколько раз дороже бесцветного серийного стекла.
Прячась за темными стеклами, мы на самом деле закрываемся от видимого света, который не греет, то есть теряем обзорность, особенно в сумерках и ночью, а также при использовании темных очков. Тем самым снижается безопасность. На рынке можно приобрести стекла со светозащитной полосой, обычно зеленого или синего цвета. Это приемлемый вариант, конечно, если полоса не попадает в зону обзора водителя.

3. Часто мы сами своими действиями инициируем процесс разрушения автомобильных стекол. Все же стекло - это хрупкий материал, и требует бережного отношения. Стекло - это материал, который способен «запоминать». Небольшая царапина, трещина, скол, удар могут впоследствии привести к разрушению стекла.
Поэтому оберегайте стекла от воздействий твердыми и царапающими предметами. Особо берегите кромку - это самое слабое место у стекла. Не рекомендуем размораживать и отогревать стекла с помощью горячей воды. Эти простые советы продлят срок службы стекол вашего автомобиля.
- Допустим, пошли трещины и появилась необходимость в замене стекла. На что надо бы ориентироваться при его покупке?
- При выборе любого стекла обратите внимание на внешние данные: кромка по периметру стекла не должна быть острой, режущей, иметь грубые сколы и неровности. На поверхности стекла не должно быть матовых или радужных пятен, грубых царапин, воздушных пузырей и посторонних включений. Электрообогреваемые задние стекла проверьте на наличие токосъемных штекеров, прочно и аккуратно припаянных с внутренней поверхности боковых сторон изделия. Сама шина обогрева, нанесенная на внутреннюю поверхность стекла, должна быть серебристого цвета, без рыжих и черных пятен. Нити обогрева «на глаз» проверьте на отсутствие разрыва, явной разнотолщинности. Цвет нитей и шины при виде стекла снаружи должен быть красно-коричневый, но никак не желтый или черный.