Помощь Регистрация
Показано с 1 по 23 из 23
  1. #1

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности

    Заметки о фазе и скорости звука...

    В общем! Начитавшись журналов по Хай-Энду уяснил следущее:
    - скорость волны у твиттеров самая высокая, затем идут мидрэнджи и потом мидбасы.
    - для совпадения фазы у всех излучателей в АС хай-эндщики (ортодоксальные) применяют установку компонентов АС с различным удалением от уха слушателя.
    - Едкое замечание про то, что в дорогих головах есть настройки задержки, пропустим мимо ушей т.к. в ДОРОГИХ головах, типа Макинтош mx-406, Нак -CD700mk2, Денон DCT-xxx, и т.п. процессоры отсутствуют как класс.
    - Следовательно является правильной установка типа:
    мидбасы в дверях
    мидрэнджи в кик-панелях
    НО куда девать твиттеры? Если задвинуть их в самый дальний угол кик-панелей, то они оттуда будут не слышны.
    А по правилам компоновки излучателей с равной фазой, удаленность диффузора твиттера и мидрэнджа должна быть не менее 25 см.

    В общем надеюсь, что заметка была написана не просто так. И кто-нибудь ее заметит и подумает над грамотной компоновкой громкоговорителей.
    (Т.к. форум опопсел, и массу народа автозвук интересует только с точки зрения:
    "А я, ёпть, поставил афигенный сабвуфер!!!", "А я, ёпть, поставил ещё более афигенный усь!!!", "А я купил афигенные калонки-блины в заднюю полку!!!")

    А что, собственно, слушают люди в машине? "Дискотеку Авария" и группу "Звери" с "Братья'ми ГРИМ"??? ...тогда всё ясно....

  2. #2
    Banned (Read Only) Аватар для evn
    Регистрация
    27.07.2005
    Авто
    ██████
    Сообщений
    28 457
    Благодарности
    Вы, простите, что слушаете? в машине...

  3. #3

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    Pink Floyd "Dark Side Of The Moon"
    (я серьезно!)
    Alan Parsons Project (многое)
    Blackmore's Night (хорошо записываются, черти)
    Сборник древностей (типа: Tom Petty "Last Dance Of Mary Jane", Earth and Fire (Scooter перепел её "Weekend")
    Старину Ozzy, конечно

    И немного из музыки моей юности:
    Happy Hardcore - Blumchen, Das Modul, Charly Lownoise&Menthal Theo, Technohead, Party Animals, 4tune Fairytales и т.п.
    Gabba - сборники "Rave Massacre","Thunderdome", и старину Rob Gee.

    Вторая группа музыкальных пристрастий не требует серьезного позиционирования акустических систем (кроме, разве что, Blumchen)

    А вот из-за первой группы приходится заморачиваться, чтоб играло как надо.

  4. #4
    Banned (Read Only) Аватар для evn
    Регистрация
    27.07.2005
    Авто
    ██████
    Сообщений
    28 457
    Благодарности
    еси серьезно...то дома да..играет....примерно половина из твоего списка...
    в машине...вчера воткнул диск с последнего автозвука....

  5. #5

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    я вообще люблю, когда группы записываются хорошо.
    В последние года это стало нормой для старых рок-динозавров и для массы "молодежи".
    Да и надо чем-то занимать QUAD-1bit DAC моего Kenwood Ez-500
    (а дома мне музыку слушать некогда....жена....ребенок....бла)

  6. #6
    Banned (Read Only) Аватар для evn
    Регистрация
    27.07.2005
    Авто
    ██████
    Сообщений
    28 457
    Благодарности
    Цитата Сообщение от goschahn
    я вообще люблю, когда группы записываются хорошо.
    В последние года это стало нормой для старых рок-динозавров и для массы "молодежи".
    Да и надо чем-то занимать QUAD-1bit DAC моего Kenwood Ez-500
    (а дома мне музыку слушать некогда....жена....ребенок....бла)
    я вообще всеяден...а музыку слушаю "тиха"

    благо "размер" колоночек позволяет слушать тихо и различать мельчайшие ньюансы звук люблю такой чтобы его можно было "потрогать"....

  7. #7
    Аватар для telesar
    Регистрация
    03.06.2004
    Пол
    Пол: Мужской
    Сообщений
    9 887
    Благодарности
    Цитата Сообщение от goschahn
    - скорость волны у твиттеров самая высокая, затем идут мидрэнджи и потом мидбасы.
    Не знал.
    По крайней мере считал, что эта разница настолько мала в сравнении с другими вносимыми искажениями, что ею можно пренебречь.

    Цитата Сообщение от goschahn
    - для совпадения фазы у всех излучателей в АС хай-эндщики (ортодоксальные) применяют установку компонентов АС с различным удалением от уха слушателя.
    Мне казалось, что ортодоксальные хай-эндщики применяют АС с одним излучатлем, и это даже не обсуждается.

  8. #8
    Аватар для telesar
    Регистрация
    03.06.2004
    Пол
    Пол: Мужской
    Сообщений
    9 887
    Благодарности
    А я вот тут недавно приобрел наушники, т.к. через колонки слушать не всегда получается по семейным соображениям.
    И обнаружил, что некоторые диски слушать неприятно, а некоторые вообще невозможно.

  9. #9

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    Цитата Сообщение от telesar
    Не знал.
    По крайней мере считал, что эта разница настолько мала в сравнении с другими вносимыми искажениями, что ею можно пренебречь.

    Мне казалось, что ортодоксальные хай-эндщики применяют АС с одним излучатлем, и это даже не обсуждается.
    Дык "Домашние" ортодоксалы в тяжелых формах аудиофилии ставят одноканальные АС.
    А вот для автомобильного хай-энда таких динамических головок наверное еще не изобрели(возможно, врать не буду, но сам никогда не видел!)
    А вот удаление твиттера от переднего края мидрэнджа на 20-30 см "вглубь" серьезно компенсирует фазовые искажения. (При этом ось излучения твиттера должна находится недалеко от оси излучения мидрэнджа)

    Вот!

  10. #10
    Аватар для telesar
    Регистрация
    03.06.2004
    Пол
    Пол: Мужской
    Сообщений
    9 887
    Благодарности
    А в машине наушники нельзя слушать?

  11. #11

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    Цитата Сообщение от telesar
    А я вот тут недавно приобрел наушники, т.к. через колонки слушать не всегда получается по семейным соображениям.
    И обнаружил, что некоторые диски слушать неприятно, а некоторые вообще невозможно.
    наушники вообще "тяжелы" для прослушивания массы фонограмм.
    И, зачастую, очень трудно подобрать модель "по-нраву"!
    Сам я имею в домашнем парке только недорогие модельки:
    AKG-K66, Koss Pro1, Sehnnheiser HD-56.
    Так вот огромные AKG мне нравятся меньше, чем самые "бывалые" мобильные синнхайзеры. А Косс вообще странные. Очень много баса.

  12. #12

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    Цитата Сообщение от telesar
    А в машине наушники нельзя слушать?
    категорически нельзя! Приводит к фатальным последствиям

  13. #13
    Аватар для telesar
    Регистрация
    03.06.2004
    Пол
    Пол: Мужской
    Сообщений
    9 887
    Благодарности
    Почему к фатальным?
    Или это шутка?

  14. #14
    Аватар для telesar
    Регистрация
    03.06.2004
    Пол
    Пол: Мужской
    Сообщений
    9 887
    Благодарности
    Цитата Сообщение от goschahn
    наушники вообще "тяжелы" для прослушивания массы фонограмм.
    Почему?!!

  15. #15

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    Цитата Сообщение от telesar
    Почему к фатальным?
    Или это шутка?
    патамушта ты нэ услышишь, когда тэбе сигналыть будут!!!
    (Или прилепи желтый кружок с тремя черными точками на заднее стекло)

    Почему "тяжелы"??? Патамушта уши патеють!

    и вовсе не шучу.....

  16. #16
    Аватар для BigKot
    Регистрация
    04.03.2005
    Пол
    Пол: Мужской
    Авто
    К2
    Возраст
    40
    Сообщений
    2 128
    Благодарности
    Интересно, а на сколько различаются скорости волн для вышеописанных частотных диапазонов в воздухе салона авто(т.е. например для мидов и пищалок)?... Я не про формулы, а так... про процентное отношение хотябы. Может собака не в скорости волны?...

  17. #17
    Аватар для telesar
    Регистрация
    03.06.2004
    Пол
    Пол: Мужской
    Сообщений
    9 887
    Благодарности
    Цитата Сообщение от goschahn
    патамушта ты нэ услышишь, когда тэбе сигналыть будут!!!
    Ну да, конечно! А когда блатняк орет на два квартала в каждую сторону, тогда услышишь?

  18. #18

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    про блатняк на два квартала - не знаю, давно такого безобразия не видел

    А про
    Интересно, а на сколько различаются скорости волн для вышеописанных частотных диапазонов в воздухе салона авто(т.е. например для мидов и пищалок)?... Я не про формулы, а так... про процентное отношение хотябы. Может собака не в скорости волны?...
    в выходные постараюсь блеснуть знанием англицкаго языка и перевести пару буржуйских статей.
    а пока:
    Выбираем место для высокочастотника.

    Автор статьи: Эдуард Сеген

    Особенности ВЧ-головок
    Из теории распространения звуковых волн известно, что с увеличением частоты диаграмма направленности излучателя сужается, и это приводит к сужению зоны оптимального прослушивания. То есть получить равномерный тональный баланс и правильную сцену можно только в небольшой области пространства. Поэтому расширение диаграммы направленности автомобильного ВЧ-излучателя - основная задача всех разработчиков громкоговорителей. Самая слабая зависимость диаграммы направленности от частоты наблюдается у купольных ВЧ-динамиков. Именно этот тип ВЧ-излучателей - самый распространенный в автомобильных и бытовых АС. Другие достоинства купольных излучателей - маленькие размеры и отсутствие необходимости создавать акустический объем, а к недостаткам следует отнести невысокую нижнюю граничную частоту, которая лежит в пределах 2,5-7 кГц. Все эти особенности учитываются при установке высокочастотника в автомобиле.
    ...
    Практические соображения.
    Вначале напомним некоторые каноны. В идеале расстояние до левого и правого высокочастотника должно быть одинаковым, причем как для водителя, так и для пассажиров, а установлены ВЧ-динамики должны быть на высоте глаз (или ушей) слушателя. Понятно, что это нереализуемо в автомобиле, поэтому все практические способы установки лишь пытаются приблизиться к идеалу. В частности, всегда лучше по возможности выдвигать ВЧ-головки как можно дальше вперед, поскольку чем дальше они от ушей, там меньше разница в расстояниях до левого и правого излучателей.

    Второй аспект: высокочастотник не должен быть далеко от СЧ- или НЧ/СЧ-головки, иначе не получить хорошего тонального баланса и фазового согласования (обычно руководствуются длиной или шириной ладони). Однако если высокочастотник установлен ниже торпедо, то звуковая сцена заваливается вниз, и вы как бы находитесь над звуком. При слишком высокой установке, из-за большого расстояния между ВЧ- и СЧ-динамиками, теряется цельность тонального баланса и фазовое согласование. Например, при прослушивании трека с записью фортепианной пьесы, на низких нотах один и тот же инструмент будет звучать внизу, а на высоких - резко взлетать вверх. Практика показала, что в зависимости от длины торпедо, наклона лобового стекла и характеристик салона в любом автомобиле есть свои оптимальные места установки ВЧ-динамика.

    Уголки двери.
    Очень популярное решение, и является оптимальным компромиссом. Для большинства автомобилей иностранного производства и отечественных "десяток" установка в уголки двери - там, где крепятся боковые зеркала - позволяет получить очень хорошие результаты и по качеству построения звуковой сцены, и по тональному балансу. Это место удобно тем, что высокочастотник находится достаточно близко к НЧ/СЧ-динамику и предоставляет широкие возможности по ориентированию излучения звука в пространстве. Проблема заключается в том, что разница в расстоянии от ушей водителя до левого и правого динамиков получается слишком значительной. Кроме того, в данном случае хорошая эстетическая интеграция со скрытой установкой динамика - довольно трудоемкая операция. Впрочем, есть немало автомобилей, где штатные места под ВЧ-головки размещены именно так.

    Наиболее употребимые варианты ориентирования: на подбородок водителя или к центру лобового стекла. Применяется также вариант "перекрестного" ориентирования: левый высокочастотник нацелен на правого слушателя (пассажира), правый - на левого (водителя); его достоинства - ослабление уровня близлежащего излучателя из-за внеосевого расположения.

    Двери, на уровне локтя.
    Очень популярно среди "народных" инсталляций, особенно у владельцев отечественных "восьмерок" и "девяток". Основное достоинство данной установки - близкое расстояние между ВЧ- и СЧ/НЧ-головками. Кроме того, очень часто именно здесь расположены штатные места под ВЧ-головки в иномарках. Но с точки зрения построения звуковой сцены и тонального баланса данный вариант наихудший, причем ориентацией головок исправить дело вряд ли удастся. Поэтому мы его не рекомендуем - кроме тех случаев, когда владелец автомобиля твердо решил ставить ВЧ-динамики только в штатные места.

    Передние стойки.
    Также чрезвычайно популярное решение. Этот тип установки используется чаще всего. Он подходит практически к любым типам салона. О его популярности говорит хотя бы тот факт, что в продаже уже появились специальные накладки на стойки (правда, нам довелось видеть их только для отечественных автомобилей) с посадочным местом и подиумом для скрытой установки. Преимущества данной установки такие же, как и в случае с уголками дверей, однако близость к лобовому стеклу немного снижает возможности ориентирования, - впрочем, и их, как правило, достаточно, чтобы удовлетворить практически все музыкальные вкусы. Есть несколько нюансов, которые следует учитывать при установке высокочастотника в передние стойки. В новых машинах зарубежного производства в стойках могут находиться боковые подушки безопасности. Ни в коем случае не следует их трогать, поищите лучше другое место!

    Также при выборе места установки ВЧ-динамика на стойке не следует поднимать его слишком высоко - помните, что высокочастотнику следует быть поблизости от СЧ- или СЧ/НЧ-головки. У этого варианта установки можно найти только один недостаток - невозможно установить динамики большого размера. Популярные варианты ориентирования - такие же, как и при установке в уголки дверей.

    Установка сверху на торпедо.
    Данная установка, наверное, имеет самое большое количество вариантов. Основное достоинство - достаточно большое удаление твитера от слушателя, что уравнивает расстояния от левого и правого каналов, а значит, улучшает звуковую сцену. Зачастую здесь расположены и штатные места, поэтому рассмотрим первый вариант, когда динамики работают на отражение от лобового стекла. При работе на отражение путь звука до слушателя увеличивается, а это, в свою очередь, отдаляет звуковую сцену, из-за чего несколько ухудшается локализация звуковых образов. Для решения этой проблемы некоторые инсталляторы стараются сориентировать ВЧ-динамик так, чтобы одной стороной купольной диаграммы он был направлен на слушателя, а другой работал на отражение от стекла. Второй вариант - установка высокочастника на торпедо сверху на стойке, с ориентацией центра на слушателя, дает лучший результат, но он намного сложнее в реализации и совсем не скрытный.
    ....
    Установка в кик-панели.
    Данный тип установки пришел к нам из Америки. К достоинствам такого расположения следует отнести практически равное расстояние до слушателя левого и правого каналов, широкие возможности ориентации как высокочастотника, так и НЧ/СЧ-динамика, что позволяет добиться более сбалансированного звучания, а также малые расстояния между компонентами. Основной недостаток - низкое расположение звуковой сцены. Кроме того, не забывайте о возможности загрязнения - все-таки у нас не тот климат, что в Майами!

    Направленность ВЧ-головки.
    Когда с местом установки ВЧ-головки разобрались, следует определиться с ее направленностью. Как показывает практика, для получения правильного тембрального баланса лучше направить высокочастотник на слушателя (водителя), а для получения хорошей глубины звуковой сцены - использовать отражение от лобового стекла. Выбор определяется личными ощущениями от музыки, которую вы слушаете. Здесь главное - помнить, что оптимальное место прослушивания в автомобиле может быть только одно: как правило, это водительское место и только для него приводятся все настройки.

    Сориентировать в пространстве высокочастотник желательно так, чтобы его центральная ось была направлена на подбородок слушателя (водителя), то есть установить разный угол разворота левого и правого ВЧ-динамиков. При ориентации ВЧ-динамика, работающего на отражение от лобового стекла, следует помнить две вещи. Во-первых, угол падения звуковой волны равен углу отражения, во вторых, удлиняя звуку путь, мы уводим дальше звуковую сцену, и если увлечься, то можно получить так называемый туннельный эффект, когда звуковая сцена находится далеко от слушателя, как бы в конце узкого коридора.

    Творческий подход.
    Настройка и выбор расположения ВЧ-динамика имеют свои нюансы для 2- и 3-компонентных систем. В частности, в первом случае трудно обеспечить близкое расположение высокочастотника и НЧ/СЧ-излучателя. Но в любом случае не надо бояться экспериментировать, - нам встречались такие инсталляции, где ВЧ-головки оказывались в самых неожиданных местах. Например, с тыльной стороны внутрисалонного зеркала.

    ....

  19. #19
    Аватар для BigKot
    Регистрация
    04.03.2005
    Пол
    Пол: Мужской
    Авто
    К2
    Возраст
    40
    Сообщений
    2 128
    Благодарности
    Ну все эти высказывания как раз к скорости то и не относятся... а скорее к амплитуде от расстояния и направленности. Поэтому установки пищалок "от стекла", вроде как, должны понизить их общий выступающий фон, и немного выровнять разность расстояний до слушатея(чтоб уровень сигнала был одинаков). Я так думаю..

  20. #20

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности
    По поводу отражения от лобового стекла в АЗ есть статейка про Bang&Olufsen в AUDI:
    http://www.avtozvuk.com/az/2006/05/098-101.html
    У нас отражения - это чума, поскольку они стихийные, неподконтрольные и сверхранние. Пищалка, стоящая на стойке и рассчитанная на прямое излучение, на самом деле лупит боковым лепестком диаграммы направленности в лобовое стекло как минимум, а то и до бокового достаёт. Попытки использовать отражение намеренно, когда пищалка излучает в лобовое стекло с приборной панели, очень популярная схема, несовершенна, поскольку форму, а значит - характеристики получившегося таким образом отражателя мы не в силах выбирать и менять. Отдельные опыты с конусами над пищалками, проводившиеся лет пять назад, не меньше, Вадимом Джалаловым и Игорем Гусятниковым в «Блюзмобиле», быстрого результата не дали, да и не могли, как мы теперь знаем - геометрия отражателя должна быть радикально иной, устраняющей излучение назад, на стекло, и сводящей его в плоский, но широкий луч. Но теперь, когда мы это знаем, может, кто-нибудь попробует?

  21. #21
    Аватар для BigKot
    Регистрация
    04.03.2005
    Пол
    Пол: Мужской
    Авто
    К2
    Возраст
    40
    Сообщений
    2 128
    Благодарности
    Надо буит внимательно почитать...
    Но большинству даже продвинутых автоаудиофилов... многое из описанного там будет, мягко говоря... недоступно к применению. Остаются просто различные эксперименты на месте по звуку "для себя".

  22. #22

    Регистрация
    28.01.2006
    Пол
    Пол: Мужской
    Возраст
    33
    Сообщений
    683
    Благодарности
    Вообще интересно очень было бы увидеть графики изменения скорости волны от изменения частоты. Опытные конечно. Тогда и говорить на сколько этот эффект интересен.

    Кстати говорить о оптимальных рпасположения твитеров в салоне не всегда можно, слишком много вариаций системы мидбас-твитер-салон авто-место установки.
    Кстати а некто не интересовался что если изменить физикохимические параметры например салона авто чтобы увеличить максим. давление? Вообще вопрос в целом?

  23. #23

    Регистрация
    29.06.2005
    Сообщений
    5 083
    Благодарности

Похожие темы
  1. Заметки графомана. Море.
    от Nbf в разделе Туризм
    Ответов: 65
    Последнее сообщение: 01.09.2008, 23:50
  2. конечная установка звука
    от shockerzvuk в разделе АвтоЗвук
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 24.01.2006, 18:05
  3. Встреча с курицей на скорости 250 км/ч. 8)
    от alFF в разделе Полезно. Интересно. Познавательно
    Ответов: 7
    Последнее сообщение: 12.07.2005, 20:16
  4. Ответов: 25
    Последнее сообщение: 08.07.2005, 15:53
  5. Ответов: 11
    Последнее сообщение: 21.06.2005, 17:41
Ваши права
  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •