Заметки о фазе и скорости звука...

  • Автор темы goschahn
  • Дата начала
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
В общем! Начитавшись журналов по Хай-Энду уяснил следущее:
- скорость волны у твиттеров самая высокая, затем идут мидрэнджи и потом мидбасы.
- для совпадения фазы у всех излучателей в АС хай-эндщики (ортодоксальные) применяют установку компонентов АС с различным удалением от уха слушателя.
- Едкое замечание про то, что в дорогих головах есть настройки задержки, пропустим мимо ушей т.к. в ДОРОГИХ головах, типа Макинтош mx-406, Нак -CD700mk2, Денон DCT-xxx, и т.п. процессоры отсутствуют как класс.
- Следовательно является правильной установка типа:
мидбасы в дверях
мидрэнджи в кик-панелях
НО куда девать твиттеры? Если задвинуть их в самый дальний угол кик-панелей, то они оттуда будут не слышны.
А по правилам компоновки излучателей с равной фазой, удаленность диффузора твиттера и мидрэнджа должна быть не менее 25 см.

В общем надеюсь, что заметка была написана не просто так. И кто-нибудь ее заметит и подумает над грамотной компоновкой громкоговорителей.
(Т.к. форум опопсел, и массу народа автозвук интересует только с точки зрения:
"А я, ёпть, поставил афигенный сабвуфер!!!", "А я, ёпть, поставил ещё более афигенный усь!!!", "А я купил афигенные калонки-блины в заднюю полку!!!")

А что, собственно, слушают люди в машине? "Дискотеку Авария" и группу "Звери" с "Братья'ми ГРИМ"??? ...тогда всё ясно....
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
Вы, простите, что слушаете? в машине...
 
OP
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
Pink Floyd "Dark Side Of The Moon"
(я серьезно!)
Alan Parsons Project (многое)
Blackmore's Night (хорошо записываются, черти)
Сборник древностей (типа: Tom Petty "Last Dance Of Mary Jane", Earth and Fire (Scooter перепел её "Weekend")
Старину Ozzy, конечно ;)

И немного из музыки моей юности:
Happy Hardcore - Blumchen, Das Modul, Charly Lownoise&Menthal Theo, Technohead, Party Animals, 4tune Fairytales и т.п.
Gabba - сборники "Rave Massacre","Thunderdome", и старину Rob Gee.

Вторая группа музыкальных пристрастий не требует серьезного позиционирования акустических систем (кроме, разве что, Blumchen)

А вот из-за первой группы приходится заморачиваться, чтоб играло как надо.
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
еси серьезно...то дома да..играет....примерно половина из твоего списка...
в машине...вчера воткнул диск с последнего автозвука....;)
 
OP
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
я вообще люблю, когда группы записываются хорошо.
В последние года это стало нормой для старых рок-динозавров и для массы "молодежи".
Да и надо чем-то занимать QUAD-1bit DAC моего Kenwood Ez-500 ;)
(а дома мне музыку слушать некогда....жена....ребенок....бла)
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
я вообще люблю, когда группы записываются хорошо.
В последние года это стало нормой для старых рок-динозавров и для массы "молодежи".
Да и надо чем-то занимать QUAD-1bit DAC моего Kenwood Ez-500 ;)
(а дома мне музыку слушать некогда....жена....ребенок....бла)

я вообще всеяден...а музыку слушаю "тиха" ;)

благо "размер" колоночек позволяет слушать тихо и различать мельчайшие ньюансы ;) звук люблю такой чтобы его можно было "потрогать"....
 
telesar

telesar

Активный участник
Регистрация
03.06.2004
Сообщения
13 854
Реакции
1 041
Баллы
113
- скорость волны у твиттеров самая высокая, затем идут мидрэнджи и потом мидбасы.
Не знал.
По крайней мере считал, что эта разница настолько мала в сравнении с другими вносимыми искажениями, что ею можно пренебречь.

- для совпадения фазы у всех излучателей в АС хай-эндщики (ортодоксальные) применяют установку компонентов АС с различным удалением от уха слушателя.
Мне казалось, что ортодоксальные хай-эндщики применяют АС с одним излучатлем, и это даже не обсуждается.
 
telesar

telesar

Активный участник
Регистрация
03.06.2004
Сообщения
13 854
Реакции
1 041
Баллы
113
А я вот тут недавно приобрел наушники, т.к. через колонки слушать не всегда получается по семейным соображениям.
И обнаружил, что некоторые диски слушать неприятно, а некоторые вообще невозможно.
 
OP
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
Не знал.
По крайней мере считал, что эта разница настолько мала в сравнении с другими вносимыми искажениями, что ею можно пренебречь.

Мне казалось, что ортодоксальные хай-эндщики применяют АС с одним излучатлем, и это даже не обсуждается.
Дык "Домашние" ортодоксалы в тяжелых формах аудиофилии ставят одноканальные АС.
А вот для автомобильного хай-энда таких динамических головок наверное еще не изобрели(возможно, врать не буду, но сам никогда не видел!)
А вот удаление твиттера от переднего края мидрэнджа на 20-30 см "вглубь" серьезно компенсирует фазовые искажения. (При этом ось излучения твиттера должна находится недалеко от оси излучения мидрэнджа)

Вот!
 
telesar

telesar

Активный участник
Регистрация
03.06.2004
Сообщения
13 854
Реакции
1 041
Баллы
113
А в машине наушники нельзя слушать?
 
OP
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
А я вот тут недавно приобрел наушники, т.к. через колонки слушать не всегда получается по семейным соображениям.
И обнаружил, что некоторые диски слушать неприятно, а некоторые вообще невозможно.
наушники вообще "тяжелы" для прослушивания массы фонограмм.
И, зачастую, очень трудно подобрать модель "по-нраву"!
Сам я имею в домашнем парке только недорогие модельки:
AKG-K66, Koss Pro1, Sehnnheiser HD-56.
Так вот огромные AKG мне нравятся меньше, чем самые "бывалые" мобильные синнхайзеры. А Косс вообще странные. Очень много баса.
 
telesar

telesar

Активный участник
Регистрация
03.06.2004
Сообщения
13 854
Реакции
1 041
Баллы
113
Почему к фатальным?
Или это шутка?
 
OP
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
Почему к фатальным?
Или это шутка?
патамушта ты нэ услышишь, когда тэбе сигналыть будут!!!
(Или прилепи желтый кружок с тремя черными точками на заднее стекло)

Почему "тяжелы"??? Патамушта уши патеють!

и вовсе не шучу.....
 
BigKot

BigKot

Новичок
Регистрация
04.03.2005
Сообщения
2 125
Реакции
4
Баллы
0
Интересно, а на сколько различаются скорости волн для вышеописанных частотных диапазонов в воздухе салона авто(т.е. например для мидов и пищалок)?... Я не про формулы, а так... про процентное отношение хотябы. Может собака не в скорости волны?...
 
telesar

telesar

Активный участник
Регистрация
03.06.2004
Сообщения
13 854
Реакции
1 041
Баллы
113
OP
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
про блатняк на два квартала - не знаю, давно такого безобразия не видел :)

А про
Интересно, а на сколько различаются скорости волн для вышеописанных частотных диапазонов в воздухе салона авто(т.е. например для мидов и пищалок)?... Я не про формулы, а так... про процентное отношение хотябы. Может собака не в скорости волны?...
в выходные постараюсь блеснуть знанием англицкаго языка и перевести пару буржуйских статей.
а пока:
Выбираем место для высокочастотника.

Автор статьи: Эдуард Сеген

Особенности ВЧ-головок
Из теории распространения звуковых волн известно, что с увеличением частоты диаграмма направленности излучателя сужается, и это приводит к сужению зоны оптимального прослушивания. То есть получить равномерный тональный баланс и правильную сцену можно только в небольшой области пространства. Поэтому расширение диаграммы направленности автомобильного ВЧ-излучателя - основная задача всех разработчиков громкоговорителей. Самая слабая зависимость диаграммы направленности от частоты наблюдается у купольных ВЧ-динамиков. Именно этот тип ВЧ-излучателей - самый распространенный в автомобильных и бытовых АС. Другие достоинства купольных излучателей - маленькие размеры и отсутствие необходимости создавать акустический объем, а к недостаткам следует отнести невысокую нижнюю граничную частоту, которая лежит в пределах 2,5-7 кГц. Все эти особенности учитываются при установке высокочастотника в автомобиле.
...
Практические соображения.
Вначале напомним некоторые каноны. В идеале расстояние до левого и правого высокочастотника должно быть одинаковым, причем как для водителя, так и для пассажиров, а установлены ВЧ-динамики должны быть на высоте глаз (или ушей) слушателя. Понятно, что это нереализуемо в автомобиле, поэтому все практические способы установки лишь пытаются приблизиться к идеалу. В частности, всегда лучше по возможности выдвигать ВЧ-головки как можно дальше вперед, поскольку чем дальше они от ушей, там меньше разница в расстояниях до левого и правого излучателей.

Второй аспект: высокочастотник не должен быть далеко от СЧ- или НЧ/СЧ-головки, иначе не получить хорошего тонального баланса и фазового согласования (обычно руководствуются длиной или шириной ладони). Однако если высокочастотник установлен ниже торпедо, то звуковая сцена заваливается вниз, и вы как бы находитесь над звуком. При слишком высокой установке, из-за большого расстояния между ВЧ- и СЧ-динамиками, теряется цельность тонального баланса и фазовое согласование. Например, при прослушивании трека с записью фортепианной пьесы, на низких нотах один и тот же инструмент будет звучать внизу, а на высоких - резко взлетать вверх. Практика показала, что в зависимости от длины торпедо, наклона лобового стекла и характеристик салона в любом автомобиле есть свои оптимальные места установки ВЧ-динамика.

Уголки двери.
Очень популярное решение, и является оптимальным компромиссом. Для большинства автомобилей иностранного производства и отечественных "десяток" установка в уголки двери - там, где крепятся боковые зеркала - позволяет получить очень хорошие результаты и по качеству построения звуковой сцены, и по тональному балансу. Это место удобно тем, что высокочастотник находится достаточно близко к НЧ/СЧ-динамику и предоставляет широкие возможности по ориентированию излучения звука в пространстве. Проблема заключается в том, что разница в расстоянии от ушей водителя до левого и правого динамиков получается слишком значительной. Кроме того, в данном случае хорошая эстетическая интеграция со скрытой установкой динамика - довольно трудоемкая операция. Впрочем, есть немало автомобилей, где штатные места под ВЧ-головки размещены именно так.

Наиболее употребимые варианты ориентирования: на подбородок водителя или к центру лобового стекла. Применяется также вариант "перекрестного" ориентирования: левый высокочастотник нацелен на правого слушателя (пассажира), правый - на левого (водителя); его достоинства - ослабление уровня близлежащего излучателя из-за внеосевого расположения.

Двери, на уровне локтя.
Очень популярно среди "народных" инсталляций, особенно у владельцев отечественных "восьмерок" и "девяток". Основное достоинство данной установки - близкое расстояние между ВЧ- и СЧ/НЧ-головками. Кроме того, очень часто именно здесь расположены штатные места под ВЧ-головки в иномарках. Но с точки зрения построения звуковой сцены и тонального баланса данный вариант наихудший, причем ориентацией головок исправить дело вряд ли удастся. Поэтому мы его не рекомендуем - кроме тех случаев, когда владелец автомобиля твердо решил ставить ВЧ-динамики только в штатные места.

Передние стойки.
Также чрезвычайно популярное решение. Этот тип установки используется чаще всего. Он подходит практически к любым типам салона. О его популярности говорит хотя бы тот факт, что в продаже уже появились специальные накладки на стойки (правда, нам довелось видеть их только для отечественных автомобилей) с посадочным местом и подиумом для скрытой установки. Преимущества данной установки такие же, как и в случае с уголками дверей, однако близость к лобовому стеклу немного снижает возможности ориентирования, - впрочем, и их, как правило, достаточно, чтобы удовлетворить практически все музыкальные вкусы. Есть несколько нюансов, которые следует учитывать при установке высокочастотника в передние стойки. В новых машинах зарубежного производства в стойках могут находиться боковые подушки безопасности. Ни в коем случае не следует их трогать, поищите лучше другое место!

Также при выборе места установки ВЧ-динамика на стойке не следует поднимать его слишком высоко - помните, что высокочастотнику следует быть поблизости от СЧ- или СЧ/НЧ-головки. У этого варианта установки можно найти только один недостаток - невозможно установить динамики большого размера. Популярные варианты ориентирования - такие же, как и при установке в уголки дверей.

Установка сверху на торпедо.
Данная установка, наверное, имеет самое большое количество вариантов. Основное достоинство - достаточно большое удаление твитера от слушателя, что уравнивает расстояния от левого и правого каналов, а значит, улучшает звуковую сцену. Зачастую здесь расположены и штатные места, поэтому рассмотрим первый вариант, когда динамики работают на отражение от лобового стекла. При работе на отражение путь звука до слушателя увеличивается, а это, в свою очередь, отдаляет звуковую сцену, из-за чего несколько ухудшается локализация звуковых образов. Для решения этой проблемы некоторые инсталляторы стараются сориентировать ВЧ-динамик так, чтобы одной стороной купольной диаграммы он был направлен на слушателя, а другой работал на отражение от стекла. Второй вариант - установка высокочастника на торпедо сверху на стойке, с ориентацией центра на слушателя, дает лучший результат, но он намного сложнее в реализации и совсем не скрытный.
....
Установка в кик-панели.
Данный тип установки пришел к нам из Америки. К достоинствам такого расположения следует отнести практически равное расстояние до слушателя левого и правого каналов, широкие возможности ориентации как высокочастотника, так и НЧ/СЧ-динамика, что позволяет добиться более сбалансированного звучания, а также малые расстояния между компонентами. Основной недостаток - низкое расположение звуковой сцены. Кроме того, не забывайте о возможности загрязнения - все-таки у нас не тот климат, что в Майами!

Направленность ВЧ-головки.
Когда с местом установки ВЧ-головки разобрались, следует определиться с ее направленностью. Как показывает практика, для получения правильного тембрального баланса лучше направить высокочастотник на слушателя (водителя), а для получения хорошей глубины звуковой сцены - использовать отражение от лобового стекла. Выбор определяется личными ощущениями от музыки, которую вы слушаете. Здесь главное - помнить, что оптимальное место прослушивания в автомобиле может быть только одно: как правило, это водительское место и только для него приводятся все настройки.

Сориентировать в пространстве высокочастотник желательно так, чтобы его центральная ось была направлена на подбородок слушателя (водителя), то есть установить разный угол разворота левого и правого ВЧ-динамиков. При ориентации ВЧ-динамика, работающего на отражение от лобового стекла, следует помнить две вещи. Во-первых, угол падения звуковой волны равен углу отражения, во вторых, удлиняя звуку путь, мы уводим дальше звуковую сцену, и если увлечься, то можно получить так называемый туннельный эффект, когда звуковая сцена находится далеко от слушателя, как бы в конце узкого коридора.

Творческий подход.
Настройка и выбор расположения ВЧ-динамика имеют свои нюансы для 2- и 3-компонентных систем. В частности, в первом случае трудно обеспечить близкое расположение высокочастотника и НЧ/СЧ-излучателя. Но в любом случае не надо бояться экспериментировать, - нам встречались такие инсталляции, где ВЧ-головки оказывались в самых неожиданных местах. Например, с тыльной стороны внутрисалонного зеркала.

....
 
BigKot

BigKot

Новичок
Регистрация
04.03.2005
Сообщения
2 125
Реакции
4
Баллы
0
Ну все эти высказывания как раз к скорости то и не относятся... а скорее к амплитуде от расстояния и направленности. Поэтому установки пищалок "от стекла", вроде как, должны понизить их общий выступающий фон, и немного выровнять разность расстояний до слушатея(чтоб уровень сигнала был одинаков). Я так думаю.. :)
 
OP
G

goschahn

Участник
Регистрация
29.06.2005
Сообщения
5 067
Реакции
8
Баллы
38
По поводу отражения от лобового стекла в АЗ есть статейка про Bang&Olufsen в AUDI:
http://www.avtozvuk.com/az/2006/05/098-101.html
У нас отражения - это чума, поскольку они стихийные, неподконтрольные и сверхранние. Пищалка, стоящая на стойке и рассчитанная на прямое излучение, на самом деле лупит боковым лепестком диаграммы направленности в лобовое стекло как минимум, а то и до бокового достаёт. Попытки использовать отражение намеренно, когда пищалка излучает в лобовое стекло с приборной панели, очень популярная схема, несовершенна, поскольку форму, а значит - характеристики получившегося таким образом отражателя мы не в силах выбирать и менять. Отдельные опыты с конусами над пищалками, проводившиеся лет пять назад, не меньше, Вадимом Джалаловым и Игорем Гусятниковым в «Блюзмобиле», быстрого результата не дали, да и не могли, как мы теперь знаем - геометрия отражателя должна быть радикально иной, устраняющей излучение назад, на стекло, и сводящей его в плоский, но широкий луч. Но теперь, когда мы это знаем, может, кто-нибудь попробует?
 
Верх Низ