Поправки, которые нам необходимы



На протяжении последних девяти лет, практически ежеквартально, федеральный законодатель вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на ужесточение административных наказаний. Наибольшее количество поправок касается сферы дорожного движения. Законодатель мотивирует свои действия тем, что данные меры, якобы, способствуют снижению количества дорожно-транспортных происшествий и, в целом, совершенствуют дорожно-транспортный процесс.
Однако практика свидетельствует, что ужесточение административных наказаний в области дорожного движения никак не влияет на снижение количества ДТП, а лишь способствует увеличению коррупции, различным злоупотреблениям и нарушениям прав граждан на фоне общего ухудшения качества правоприменения, что серьезно дискредитируют правоохранительную систему и является источником дестабилизации в обществе.
Об отсутствии улучшения дорожно-транспортного процесса свидетельствуют нескончаемые пробки и существенное ухудшение качества покрытия автомобильных дорог, т.о. «совершенствование» дорожно-транспортного процесса за счет ужесточения мер административной ответственности не приводит ни к каким позитивным результатам.
Нормы КоАП РФ, направленные на защиту прав граждан, общества и государства, предупреждение административных правонарушений, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, на деле являются абсолютно иллюзорными. Остальные нормы работают лишь на «карание» лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Законотворческая практика европейских стран свидетельствует, что одновременно с ужесточением ответственности европейские законодатели совершенствуют механизмы правовой защиты. В нашей стране, напротив, с 2007 года ужесточение законодательства об административных правонарушениях сопровождается, в основном, сокращением прав по защите законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.
На ухудшение ситуации существенное влияние оказывают разъяснения Верховного суда РФ по вопросам применения различных норм при тех или иных обстоятельствах. Имели место случаи, когда своими разъяснениями по применению норм КоАП Верховный суд выходил за пределы действия административно-правовой нормы и создавал новую произвольную интерпретацию, направленную на снижение возможностей защиты законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Вдумайтесь, сколько наших знакомых, друзей, родных и близких столкнулись с произволом сотрудников ДПС и мировых судей, вспомните ехидно улыбающиеся лица полицейских, фабрикующих такие дела, и их неприкрытый цинизм, когда ловят очередную жертву. Вспомните злобные выражения лиц мировых и федеральных судей, которые привычно абстрагируются от доводов защиты, и называют белое черным. У каждого из нас сложилось мнение, что рассмотрение дел об административных правонарушениях превращено в бессмысленный и несправедливый конвейер по массовому оболваниванию населения. При рассмотрении данных дел в суде создается ощущение, что попал в одну известную палату, описанную в повести Чехова…
Изменить сложившуюся порочную систему невозможно в рамках действующего законодательства. Улучшить качество правоприменения, обеспечив надлежащий уровень защиты прав граждан, и, вместе с тем, снизить уровень коррупции возможно только путем изменения метода правового регулирования.
Таким образом, сегодня важнейшей общественной задачей является приведение Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствие с гарантиями, предусмотренными Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней и правоприменительной практикой Европейского суда по правам человека.
Федерацией автовладельцев России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях». Представленный законопроект содержит 86 принципиальных поправок и направлен на защиту прав автовладельцев от незаконных действий и различных злоупотреблений полиции и судов. В частности, предложено исключить из закона помещение транспортного средства на штрафстоянку, в случае если водитель забыл документы, предусмотренные ПДД. В законопроекте предложено досрочное прекращение назначенного административного наказания.
Законопроект предусматривает обжалование любых действий (бездействий) и решений должностных лиц и судей. Напомним, что действующий Кодекс предусматривает лишь обжалование постановлений и решений, выносимых по результатам рассмотрения дел. В законопроект включены такие новые для российского административного права институты, как реабилитация незаконно привлечённого к ответственности лица и помилование, существенно расширены полномочия защитника и упрощён порядок его допуска. Защитник может защищать привлекаемое к административной ответственности лицо с момента составления любого протокола. С учётом материального положения обвиняемого в правонарушении лица, предусмотрен допуск бесплатного защитника. Предоставляется право свидетелю пользоваться юридической помощью защитника. Устанавливается ответственность за воспрепятствование законной деятельности защитника. В законопроекте также содержится множество других позитивных изменений. Считаем, что вступление предложенного законопроекта в действие позволит снизить коррупционную составляющую, повысить законность деятельности ГИБДД и судов, и, таким образом, будет способствовать эффективной защите прав и законных интересов граждан, а также, переориентирует деятельность ГИБДД с фабрикации дел для плановой отчетности на действительное обеспечение безопасности движения.



Анна Ахметшина
Московское отделение ФАР

http://www.far-msk.ru/?p=14916