оригинал


До 10 века Япония жадно впитывала китайские традиции, лишь слегка адаптируя их к своему жизненному укладу. Если раньше японские женщины носили одежды китайских наложниц – кимоно, употребляли в пищу рис, заедая его морепродуктами, и, наконец, использовали те же письменные обозначения, то сейчас Китай, растеряв все культурные преимущества, вынужден, как нерадивый школьник, списывать домашнее задание у более успешного ученика – Японии. Списывает Китай, как и положено двоечнику, не утруждаясь внести в скопированное что-то свое, кроме корявого почерка. На появление плохих копий видеокамер, телевизоров и плееров чаще всего закрывали глаза, но потом появились и японские автомобили made in China.

Целое поколение европейских и японских дизайнеров традиционно в течение нескольких лет разрабатывает облик и макет будущего бестселлера известной марки. Главной их целью является создание популярного автомобиля, ничем не похожего на своих конкурентов. Задача же китайских производителей – создавать автомобили как можно больше и как можно дешевле, поэтому и появляются ущербные копии всем известных автомобилей с не знакомым никому шильдиком.

Chery QQ до мелочей копирует дизайн Daewoo Matiz, который на нашем рынке является одним из самых популярных авто, поэтому неудивительно, что маленьким клоном китайцы решили отхватить самый лакомый кусок рынка в диапазоне стоимости до 10 тыс. долларов. В пресс-релизе GM так и сказано: “Дизайн был попросту украден у Daewoo GM”. До суда дело не дошло, так как, судя по всему, вопрос был решен полюбовно. Вероятно, Chery выплачивает определенный процент с продаж американскому концерну.

Еще один раз Chery сошла с рук кража дизайна Toyota RAV4. Внедорожник Chery Tiggo полностью унаследовал у оригинала внешний облик, кроме мелких деталей передней части кузова. Китайцы планируют экспортировать эту модель в Европу. Возрождение бестселлера в старом кузове за гораздо меньшие деньги (Tiggo стоит от 16 500 долларов) должно, без сомнения, поднять продажи Chery, вариант беспроигрышный, если, конечно, не вмешается настоящий родитель – Toyota.

Громким судебным разбирательством сопровождался выпуск китайским автопроизводителем Hebei Xin Kai Automobile копии автомобиля Honda CRV под названием SR-V X3. Японцы незамедлительно подали в суд, но остались ни с чем, так как пекинский суд решил, что нарушения авторских прав нет. Видимо, все силы страны брошены на сокращение технологического разрыва с вечным конкурентом любыми средствами. В конце концов, когда-то японцы опирались всецело на китайские достижения – время отдавать долги.

Примеры безнаказанного плагиата вдохновили и других автоконструкторов. Shangai Maple пару дней назад представил свой Marindo 506, подозрительно похожий по стилю на автомобили Cadillac. Иностранные СМИ с иронией отмечают, что пока невозможно понять, представлено ли это чудо техники впервые или же оно уже вовсю продается в Китае. Вероятно, это предстоит выяснить руководству Cadillac.

Самый последний пример копирования вообще вызывает противоречивые эмоции, ровно настолько, насколько может поражать мутант с головой от Mercedes CLK и хвостом от Renault Megane CC. Именно таким видит купе-кабриолет китайская компания BYD, воплотив свои новаторские идеи в авто F8. Сложно поверить в то, что немцы смирятся с откровенно наглым использованием своих “фар-восьмерок”, ставших почти товарным знаком.

Никому не ведомая китайская компания CMEC выпустила автомобиль Electric City Spirit, который носит электродвигатель и стоит около 4 тыс. долларов, на этом его отличия от настоящего Smart заканчиваются. Концерн DaimlerChrysler, однако, быстро положил этому конец: в этом году, угрожая судом, компания запретила китайцам продолжать производство, и это на удивление сработало.

К слову сказать, к примеру, США ежегодно теряют 24 миллиарда долларов из-за китайского пиратства. Однако в пиратстве повинны не только многострадальные китайцы. Эту заразу до сих пор не истребили и в России. И если в пиратстве наш автопром обвинить нельзя, то в плагиате – легко.

Елизавета Бадалова