Против правил: «Как я взял кредит у „четких пацанов“»

  • Автор темы takhir-uteshev
  • Дата начала
takhir-uteshev

takhir-uteshev

Новичок
Регистрация
08.08.2007
Сообщения
18 931
Реакции
2
Баллы
0
Нарушая правила, бизнесмен всегда рискует: риск может обернуться как крахом и позором, так и успешной сделкой или карьерным взлетом. В рамках проекта «Против правил» Slon собирает истории о том, как менеджеры и предприниматели из самых разных компаний и сфер бизнеса попирали правила, и чем это заканчивалось.




Один из основателей портала Look At Me Алексей Аметов рассказал Slon, как на заемные деньги нанимал сотрудников в кризис, когда все компании проводили сокращения.
А потом целый год жил под страхом того, что придется заработать эти деньги частным образом. Или вернуть их, продав бизнес.


В конце 2008 года финансовый кризис уже был в разгаре, на рекламном рынке царили депрессивные настроения: рекламные бюджеты сокращались, а вслед за этим СМИ сокращали штат журналистов и менеджеров по рекламе. Весь коллектив проекта Look At Me тогда составлял три десятка человек – это втрое меньше, чем сейчас. Но проекту было чуть больше года, и доходы от рекламы были такими, что основатели Look At Me не понимали, смогут ли они заплатить своим сотрудникам зарплату в конце месяца или не смогут.


Алексей Аметов, Василий Эсманов и Екатерина Базилевская – так зовут создателей проекта – подумали, что и Look At Me нужно сокращаться. Они составили список сотрудников, и Аметов решил: «Ок, начинаем увольнять». Он пригласил в кабинет первого человека из списка и сказал: «Извини, мы вынуждены расстаться». Когда он пригласил второго, зазвонил телефон. В это время должен был подтвердиться контракт с одним из рекламодателей примерно на 1,5 млн рублей. Но Аметов и двое других «топов» считали, что денег этих из-за кризиса они уже не увидят. Человек в трубке сказал: «Контракт в силе».


Аметов сразу отправил второго сотрудника в коридор и выбежал сам, чтобы догнать первого уволенного и вернуть обратно. А на следующий день Аметов, Эсманов и Базилевская пришли к выводу, что сокращать никого не будут – а, наоборот, начнут нанимать новых людей (хотя ресурсов на это не было). «Хорошие люди без работы остаются, – рассудил Аметов. – Можно набрать профессионалов». Никто из конкурентов так не сделал: все берегли деньги или просто их не имели.


Инвестора найти не удалось – всем нужен был инвестор. Тогда совладельцы Look At Me пошли за деньгами в один банк, во второй, в третий, но никто не хотел давать кредит. Причина отказа везде была стандартной: «У вас нет собственности, а ваша сфера бизнеса в период кризиса вызывает много вопросов».


Совладельцы Look At Me начали опрашивать знакомых, чтобы найти того, кто мог бы одолжить $100 000. В конце концов нашлись люди, готовые дать такую сумму на год под 30%. «Гарантией с нашей стороны выступало честное слово, – вспоминает Аметов, – но их это устраивало, потому что они были очень серьезными ребятами с четкими понятиями. У них и мысли не было, что деньги мы не вернем – это бы очень плохо закончилось для нас. Так что в 2009 год мы вошли очень мотивированными и с четкой целью. Надо было действовать быстро».


Топ-менеджеры Look At Me должны были нанять людей, закончить год с плюсом в $130 000 и вернуть долг. План был, но ситуация быстро менялась. Кто-то закрывал рекламный бюджет, кто-то открывал – Аметов постоянно следил за рынком, за расходами и жил в непрекращающемся стрессовом состоянии.


В какой-то момент к долгу добавилась дебиторская задолженность в размере 10 миллионов рублей. Срок оплаты за рекламу в компании стали сокращать с 90 дней до 40. К одним рекламодателям Аметов ездил сам, рассказывал про своих сотрудников, которые сидят без зарплаты, и убеждал расплатиться. Другим рекламодателям юристы писали длинные письма разной степени жесткости.


В это время, чтобы заплатить своей команде зарплату, руководители ресурса обманули один из банков. Кредитовать компанию банк, как и раньше, не захотел. Получив отказ, на следующий день Базилевская и Аметов пошли в другой отдел того же банка, и каждый взял по обыкновенному потребительскому кредиту. Случалось и так, что Аметов садился в машину, объезжал всех своих друзей – и под конец дня у него находилась сумма, достаточная для того, чтобы заплатить хотя бы часть зарплаты.


Аметов вспоминает, что в кризис сотрудников помогали удержать бесплатные обеды – их готовил корпоративный повар. Он перешел в Look At Me из фонда, который хотел инвестировать в проект, но накануне кризиса развалился – совладельцы вынули из него все деньги, закрыли проект, а повар остался безработным.


Что заставляло держаться? Отсутствие вариантов и понимание того, что пути назад нет. «Когда человека бросают посередине широкой реки, он, конечно, может в депрессию впасть, – говорит Аметов, – но на самом деле варианта у него два – добраться до берега или утонуть». Долг удалось отдать за 13 месяцев. Кредиторы пересчитали сумму долга с учетом процентов еще за месяц.


Рискнув, основатели Look At Me здорово вырвались вперед. Примерно в одно и то же время с проектом Аметова и его партнеров существовали несколько сайтов про культуру и городскую жизнь. Например, Nightparty и Geometria. Сейчас они в разы уступают Look At Me по выручке. В свою очередь Look At Me приблизилась к своему основному конкуренту – сайту Afisha.ru. «По объему выручки мы измеряемся в одном порядке», – говорит Аметов. Во многом это произошло благодаря тому, что в кризис в компании появилось много новых хороших журналистов и менеджеров. Например, директора по продажам в Look At Me переманили из компании по распространению рекламы на открытках Fly Cards, у которой тогда плохо шли дела. Впоследствии Аметов признал, что этот человек – один из лучших «продажников» на рынке.


«Жесткие обязательства, страх и желание не опозориться сделали великое дело», – говорит Аметов. Даже мышь, если ее загнать в угол, может превратиться в тигра.
http://slon.ru/business/protiv_pravil_kak_ya_vzyal_kredit_u_chetkikh_patsanov-726299.xhtml
 
OP
takhir-uteshev

takhir-uteshev

Новичок
Регистрация
08.08.2007
Сообщения
18 931
Реакции
2
Баллы
0
Против правил: «Как я врал, чтобы получить клиента»

Как-то раз на интервью с основателем сети «Связной» Максимом Ноготковым я спросил: «Были ли у вас в бизнес-практике случаи, когда приходилось нарушать принятые в обществе правила или переступать через свои, внутренние?» Ноготков отвел вгляд, задумался и молчал пару минут, а потом сказал: «Да не было такого. Нет у меня правил. Только УК РФ». Основателю «Связного» легко, но он – исключение. Вся жизнь менеджера или предпринимателя состоит из правил: «двадцать процентов клиентов делают восемьдесят процентов продаж», «соблюдай дресс-код», «не желай жены ближнего твоего... ни вола его, ни осла его» ну и так далее. И конечно, эти правила иногда нарушаются – по собственному желанию или по воле обстоятельств.


Нарушая правила, бизнесмен всегда рискует: риск может обернуться как крахом и позором, так и успешной сделкой или карьерным взлетом. В рамках проекта «Против правил» Slon собирает истории о том, как менеджеры и предприниматели из самых разных компаний и сфер бизнеса попирали правила, и чем это заканчивалось.






Директор по развитию рекламного агентства Out Of The Box Артем Кашехлебов признался Slon, что в студенчестве обвел вокруг пальца целую команду менеджеров «Северстали». Довольными остались и обманщики, и обманутые.


Десять лет назад директор по развитию Out Of The Box Артем Кашехлебов вместе с партнером основали дизайн-бюро Olevarty. Они знали друг друга с детского сада и вместе учились в Московской госакадемии приборостроения и информатики. Студенты сняли комнату площадью 15 кв. м в бизнес-центре на Новослободской и принялись за мелкие заказы вроде сайта мини-футбольного клуба.


Через несколько месяцев игры в бизнесменов студенты где-то услышали, что дочерняя компания «Северстали» (какая именно, Кашехлебов не называет из этических соображений) объявляет тендер на редизайн сайта. Бюджет у компании был всего $1000. По тем временам сумма значительная, но для крупных игроков вроде «Студии Лебедева» неинтересная. Так что Кашехлебов решил поучаствовать в конкурсе, хотя ни на что особо не рассчитывал.


Студент отправил на конкурс свой эскиз, и, к его удивлению, работа вышла в шорт-лист. Следующим этапом была встреча в Москве с представителями заказчика. Партнеры оглядели свой офис – каморку с двумя компьютерами, и им стало очевидно, что просто так в финале им не победить.


Кашехлебов не отчаялся. Он обежал других арендаторов на своем этаже, которые были такими же мелкими предпринимателями, как он сам, и тоже снимали маленькие комнатки. Кто-то занимался бухгалтерским обслуживанием, кто-то тоже делал сайты. Со всеми были приятельские отношения, и студенты попросили коллег улыбаться и кивать всем, кто войдет к ним в офис сопровождении Кашехлебова, а лишних разговоров с этими посетителями не вести.


Через несколько дней приехала делегация из «дочки» корпорации «Северсталь». Студенты встретили пятерых солидных мужчин в костюмах, которые приехали из Череповца, где «Северсталь» и находится. «Серьезные дядьки, – вспоминает Кашехлебов, – про деньги, про дело». «Дядек» пригласили в кабинет, он же офис компании Olivarty, и показали им портфолио.


Тут надо сказать, что клиентов у Olevarty было совсем немного, и студенты, в основном, тренировались – работали в стол. Но эти наработки Кашехлебов преподносил так, будто они были уже выполненными заказами. Дядьки молча и одобрительно кивали. Но самое интересное в презентации дизайн-бюро началось дальше. Следующим этапом было знакомство с офисом.


«Сколько у вас программистов?» – спрашивали делегаты из Череповца. «Человек пять», – врали молодые дизайнеры. «Дядьки» кивали и спрашивали: «Весь этаж занимает компания?» Дизайнеры продолжали игру: «Ну не весь, но половину точно». После чего, менеджерам «дочки» «Северстали» показали и бухгалтерию, и юристов, и много кого еще. В каждом кабинете люди приветствовали гостей и улыбались.


В результате Olevarty выиграла тендер. Студенты сделали редизайн сайта. Заказчики остались довольны. Точнее, они были удовлетворены: в таких структурах, как «Северсталь», нет таких понятий, как «доволен» или «не доволен». Есть процедуры, которые должны проводиться хорошо и в срок. Так и вышло с новым дизайном сайта. Он всех устроил, продержался полтора года, а потом «дочка» «Северстали» вновь объявила тендер, потому что дизайн нужно обновлять.


Вот Кашехлебов остался довольным по-настоящему. После того как в портфолио Olevarty появилась «дочка» крупной корпорации, его маленький бизнес, может быть, и не взлетел, но некоторое время процветал. Студентам доверили делать сайты мебельная фабрика «Столплит», дистрибутор презервативов Sico и еще несколько компаний федерального масштаба. Считать ли Кашехлебова обманщиком? Сам он комментирует это так: «Никто никого не подвел – все получили, что хотели».
http://slon.ru/business/protiv_pravil_kak_ya_vral_chtoby_poluchit_klienta-724322.xhtml
 
Верх Низ