Лишение водительских прав за выезд на встречную полосу, совершенный впервые, может быть заменено на штраф, говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму. Права у нарушителя заберут только после того, как он попадется во второй раз. Это первый этап на пути возвращения прогрессивной шкалы наказаний за нарушение ПДД, говорят депутаты.


В Госдуму внесен законопроект, предлагающий поправки в 12-ю автомобильную главу КоАП. Авторы предлагают реформировать одну из самых непопулярных у автомобилистов статей кодекса 12.15 в части 4 — «выезд на полосу встречного движения», а также третью часть статьи 12.16 — «движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением». Санкции этих статей сейчас грозят водителю лишением прав на срок от четырех до шести месяцев или штрафом в 5000 рублей, но при условии, что нарушение было зафиксировано на автоматическую камеру.


Согласно новому законопроекту, в случае выезда на встречную полосу нарушителя предлагается не лишать прав сразу, а наложить на него административный штрафа в размере четырех тысяч рублей.


И только за повторное нарушение авторы законопроекта предлагают забирать у водителя права — так же как и сейчас, на срок от четырех до шести месяцев.
Согласно документу, не меняются санкции за езду по встречке, снятую на камеру. В том случае, если нарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами видеозаписи, имеющими функции фото- и киносъемки, водителю грозит штраф в размере пяти тысяч рублей.

Однако уже сейчас автор законопроекта — первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков — говорит, что в ходе рассмотрения документа в парламенте необходимо внести доработки. «Если первое нарушение было зафиксировано камерой, то повторное нарушение — все равно лишение прав, — говорит депутат и правозащитник. — Сейчас под камеру можно попасть сколько угодно раз, и все равно будете платить по 5000 рублей».

По словам Лысакова, изменения в кодекс он предложил внести «в контексте приведения его к здравому смыслу и справедливости». «Зачастую наказание за нарушение правила одинаковое получает и человек, который оступился в силу субъективных причин — неясная дорожная разметка, некорректно работающий светофор, погодные условия, состояние дорожного полотна, — рассуждает депутат. — Огромное количество случаев, когда водитель просто заступил колесом на встречку, но это уже все — лишение. Много людей законопослушных и не представляющих общественной опасности, в то же время есть те, кто нарушает регулярно, — вот их уже надо лишать прав».


Выезд на встречную полосу остается одной из самых распространенных причин аварий в России. Только за 2011 год в Москве произошло 324 автокатастрофы с погибшими и ранеными из-за выезда на встречную.


Альтернативное наказание за выезд на встречку для тех, кто нарушает впервые, может стать первым шагом по внедрению в России прогрессивной шкалы наказаний за нарушение ПДД. «В продолжение темы я постараюсь ввести прогрессивную систему наказаний для тех, кто злостно нарушает ПДД, — заявил Вячеслав Лысаков. — Тот, кто нарушает часто, должен нести более серьезную ответственность. Каждое последующее нарушение должно сопровождаться большей суммой штрафа. Я предлагаю за пьянку за рулем, если попался второй раз, лишать на пять лет, затем на десять лет, потом пожизненно. Но это при условии возвращения промилле».

Ранее ГИБДД проявляла интерес к прогрессивной шкале наказаний. По статистике Госавтоинспекции, виновниками аварий чаще всего становятся водители, ранее неоднократно нарушавшие ПДД. Принцип наказания будет схож с тем, который использовался в 1990-е годы. Если водитель набирал за год 15 баллов за нарушения, его автоматически лишали прав на один год. Впоследствии от балльной системы отказались. Баллы пытались вернуть в 2007 году во время кардинальных поправок в 12-ю «автомобильную» главу КоАП, но в преддверии выборов Госдума не решилась ввести эту меру.

Эксперты опасаются, что возвращение прогрессивной шкалы спровоцирует рост взяток на дорогах. «Это коррупционный закон, — заявил председатель Движения автомобилистов России и экс-депутат Виктор Похмелкин. — Раньше мы ушли от «вилок» по таким нарушениям. Никогда не было такого рассадника взяточничества, как в то время, когда действовала балльная система и водитель полностью зависел от сотрудника ГИБДД».

«Там нет вилки, — защищает законопроект Лысаков. — Я предлагаю первый раз только штраф, а тех, кто попадает второй раз, однозначно без всяких толкований лишать прав. Суды вообще не будут эти дела рассматривать и лишатся огромного объема работы». Депутат считает, что взятки на дорогах в связи с этим не вырастут, потому что сейчас у водителя в суде все равно нет шансов доказать свою невиновность: «Нет правоприменительной практики доказать свою невиновность, поэтому вопросы сейчас водители и гаишники решают на месте».

Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров, работавший в период балльной системы наказаний для водителей, поддержал введение прогрессивной шкалы. «Я давно за то, чтобы учитывать повторность грубых нарушений, чтобы ответственность возрастала», — прокомментировал он. На вопрос о коррупционной составляющей подобных норм сенатор ответил уклончиво. «Можно кричать, что чем больше штраф, тем больше взятки. Но сейчас процентов 70 людей пристегиваются ремнем безопасности, потому что штраф — 500 рублей», — резюмировал экс-глава ГАИ.

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/auto/2012/02/10_a_3995765.shtml