
rapid
Лопатовод
- Регистрация
- 17.01.2008
- Сообщения
- 52 853
- Реакции
- 1 898
- Баллы
- 113
Немного об Укеке.
Основание Укека ученые относят к 50-м годам XIII века. В переводе с древнетюркского слово «Укек» означает «башня». Укек, как и другие золотоордынские города, возник сразу, «на пустом месте». Его тоже строили пленные, согнанные из разных стран и превращенные в рабов.
Город был не только ремесленным и торговым центром, но и центром сельскохозяйственной округи (в степных районах обычно существовал кочевой уклад).
Первое упоминание об Увеке имеется в книге венецианского купца Марко Поло. Он рассказывает о посещении этого города венецианцами в 1262 году.
В 1334 году здесь побывал арабский путешественник Ибн-Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».
В Увеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. На одной ее стороне имелась надпись вроде: «Вечная слава и сопутствующая ей честь». На обороте указывались место чеканки — Увек — и год выпуска. Почти все надписи выполнены по-арабски.
К середине 70-х годов XIV века относятся последние монеты Увека. Вероятно, город в эти годы был разрушен оползнями берега Волги и пришел в сильный упадок. Окончательно он погиб в 1395 году от войск Тамерлана, который, преследуя правителя Золотой Орды Тохтамыша, шел по его следам из Предкавказья. Тамерлан взял и разорил ряд золотоордынских городов, в том числе и Увек.
Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.
Центральный район Увека был аристократическим. В нем находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.
Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каны для ее обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.
Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. Самые разные мастера трудились в них: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.
Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями.
Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.
В южной части города располагался некрополь. Здесь исследовано несколько мавзолеев с захоронениями. Любопытно богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху — парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах ее были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами. Голову погребенной украшала шапка-бокка, сшитая из дорогой ткани и имевшая вверху украшенную материей, жемчугом и серебряными золочеными бляшками берестяную трубочку, куда убиралась заплетенная коса. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером. На руках женщины были золотые пластинчатые браслеты.
Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. Словом, и обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского музея краеведения.
Высокая культура городов Золотой Орды создавалась руками многих народов, согнанных сюда из завоеванных стран.
В городе было много русских. Здесь даже имелись церкви и часовни.
Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине ее изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.

Основание Укека ученые относят к 50-м годам XIII века. В переводе с древнетюркского слово «Укек» означает «башня». Укек, как и другие золотоордынские города, возник сразу, «на пустом месте». Его тоже строили пленные, согнанные из разных стран и превращенные в рабов.
Город был не только ремесленным и торговым центром, но и центром сельскохозяйственной округи (в степных районах обычно существовал кочевой уклад).
Первое упоминание об Увеке имеется в книге венецианского купца Марко Поло. Он рассказывает о посещении этого города венецианцами в 1262 году.
В 1334 году здесь побывал арабский путешественник Ибн-Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».
В Увеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. На одной ее стороне имелась надпись вроде: «Вечная слава и сопутствующая ей честь». На обороте указывались место чеканки — Увек — и год выпуска. Почти все надписи выполнены по-арабски.


К середине 70-х годов XIV века относятся последние монеты Увека. Вероятно, город в эти годы был разрушен оползнями берега Волги и пришел в сильный упадок. Окончательно он погиб в 1395 году от войск Тамерлана, который, преследуя правителя Золотой Орды Тохтамыша, шел по его следам из Предкавказья. Тамерлан взял и разорил ряд золотоордынских городов, в том числе и Увек.
Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.

Центральный район Увека был аристократическим. В нем находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.
Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каны для ее обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.
Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. Самые разные мастера трудились в них: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.
Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями.
Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.
В южной части города располагался некрополь. Здесь исследовано несколько мавзолеев с захоронениями. Любопытно богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху — парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах ее были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами. Голову погребенной украшала шапка-бокка, сшитая из дорогой ткани и имевшая вверху украшенную материей, жемчугом и серебряными золочеными бляшками берестяную трубочку, куда убиралась заплетенная коса. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером. На руках женщины были золотые пластинчатые браслеты.
Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. Словом, и обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского музея краеведения.
Высокая культура городов Золотой Орды создавалась руками многих народов, согнанных сюда из завоеванных стран.
В городе было много русских. Здесь даже имелись церкви и часовни.
Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине ее изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.