В соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона О
Конституционном Суде Российской Федерации поводом к рассмотрению дела
в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в
Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы,
отвечающее требованием настоящего Федерального конституционного
закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ
закон....
Основанием для обращения в Конституционный Суд послужила возникшая
неопределенность в том, соответствуют ли Конституции РФ положения
статьи 3.8 в части возможности лишения физического лица права
управления транспортным средством и части 3 статьи 12.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства, при которых произошло нарушение моих прав, заключаются
в следующем.
17 июля 2005 г. в отношении меня был составлен протокол об
административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.15
КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка №7
Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 28 июля 2005 г. я был
привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 3
статьи 12.15 КоАП РФ, и было назначено административное наказание в
виде лишения права управления транспортным средством на срок два
месяца.
Часть 3 статьи 12.15 КоАП РФ устанавливает, что выезд на сторону
проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в
случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения, влечет
наложение административного штрафа в размере от трех до пяти
минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления
транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев.
Вид административного наказания, примененный в моем деле, установлен
статьей 3.8 КоАП РФ, предусматривающей, что лишение физического лица,
совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного
ему специального права устанавливается за грубое или систематическое
нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных
статьями Особенной части настоящего Кодекса.
В результате применения в моем деле нормы части 3 статьи 12.15, статьи
3.8 КоАП РФ были нарушены мои права, гарантированные частью 2 статьи
17, статьей 18, частью 1 статьи 37, частью 1 статьи 43, части 3 статьи
55 Конституции РФ.
Часть 1 статьи 43 предусматривает, что каждый имеет право на
образование.
Право на образование - это право человека на получение определенной
суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации,
необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного
общества.
Под получением гражданином образования понимается достижение и
подтверждение им определенного образовательного уровня, что
удостоверяется соответствующим документом.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10.12.1995 г. О
безопасности дорожного движения право на управление транспортными
средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные
экзамены. Данное право подтверждается соответствующим удостоверением.
Следовательно, водительское удостоверение подтверждает наличие
соответствующего образования в области управления транспортным
средством. Налагая административное наказание в виде лишения права
управления транспортным средством, законодатель в нарушение пределов
своих полномочий устанавливает правовые механизмы по изъятию права на
образование как неотчуждаемого права, являющегося нематериальным
благом.
Таким образом, статья 3.8 в части в части возможности лишения
физического лица права управления транспортным средством и части 3
статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях противоречит части 1 статьи 43 Конституции РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право
свободно распоряжаться своими способностями к труду. Реализуя это
право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и
занятий. В течение 9 лет я работаю в должности водителя в автобусном
предприятии.
Лишение меня водительских прав приводит к ущемлению права свободно
распоряжаться своими способностями к труду.
В своем Постановлении от 11 марта 1998 г. N 8-П "По делу о проверке
конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации,
части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и
А.Б.Пестрякова" Конституционный Суд указал, что по смыслу части 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов
права, введение ответственности за административный проступок и
установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право,
должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным
конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а
также характеру совершенного деяния.
Возможность лишения граждан водительских прав представляет собой
ограничение конституционного права свободно распоряжаться своими
способностями к труду, которое является несправедливым, несоразмерным
и к тому же недопустимым с точки зрения требований к законной форме
такого рода ограничений, что противоречит части 3 статьи [1]55
Конституции Российской Федерации.
Таким образом, части 3 статьи 12.15, статьи 3.8 КоАП РФ противоречат
части 1 статьи 37, части 3 статьи 55 Конституции РФ.
В части 2 статьи 17 Конституции РФ закреплен принцип неотчуждаемости
основных прав и свобод человека. Положения статьей 3.8 в части
возможности лишения физического лица права управления транспортным
средством и части 3 статьи 12.15 КоАП РФ предусматривают лишение
гражданина права управления транспортным средством, тем самым нарушают
принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и
гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием.
Установив в статье 3.8 и части 3 статьи 12.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях административное
наказание в виде лишения права управления транспортным средством,
законодатель нарушил статью 18 Конституции РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 2, 15, 17, 18, 33, 46,
55 Конституции РФ, ст. 3, 96, 97 Федерального конституционного закона
О конституционном Суде Российской Федерации,
ПРОШУ:
1. Признать положения статьи 3.8 в части возможности лишения
физического лица права управления транспортным средством и части 3
статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях несоответствующими части 2 статьи 17, статье 18, части
1 статьи 37, части 1 статьи 43, части 3 статьи 55 Конституции РФ.
Приложение:
1. Копия заявления в Конституционный суд РФ (3 экз.)
2. Текст статьи 3.8 и части 3 статьи 12.15 КоАП РФ
3. Квитанция об оплате госпошлины
4. Копия постановления мирового судьи судебного участка №7
Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 28 июля 2005 г. (3
экз.)
5. Справка с места работы (3 экз.)
_____________________2005 г. __________Рощин А.П.