"Чайка" ГАЗ-13

  • Автор темы Vil
  • Дата начала
Vil

Vil

Новичок
Регистрация
13.01.2007
Сообщения
15 765
Реакции
74
Баллы
0
Чайка — модель автомобилей Горьковского автозавода, один из немногих советских автомобилей представительского класса. Разработана в 1957 году на замену устаревшему к тому времени автомобилю М-12 «ЗИМ». Дизайн автомобиля разрабатывал дизайнер ГАЗа Лев Еремеев. Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, испытателей завода: В.С. Соловьев, Н. А.Юшманов, Г. А. Пономарев, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков. (и еще Л.Д. Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте) «Чайка» была нестандартной как по дизайну, так и по обилию технических новшеств. Большинство конструктивных решений этой машины были новинками в отечественном автомобилестроении. Двигатель автомобиля объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с. был верхнеклапанный двухрядный и имел V-образное расположение цилиндров. Даже полностью нагруженная машина легко разгонялась до 160 км/ч и расходовала на сто километров пути всего 21 литр горючего. Рабочую смесь готовил четырех камерный карбюратор. Хотя основная идея двигателя была заимствована у «крайслеровской» «восьмёрки», силовой агрегат ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения - в несколько измененном виде эти моторы устанавливались впоследствии на бронетранспортеры. Заводские конструкторы применили совершенно новые агрегаты - автоматическую коробку передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов. По количеству технических новинок автомобиль превзошел все предыдущие отечественные модели. Несущим элементом «Чайки» стала Х-образная рама без боковых лонжеронов. На ней, через резиновые подушки, в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску советские конструкторы не решились - ходовая часть имела обычную независимую пружинную подвеску спереди и продольные полуэллиптические рессоры сзади. Большинство 13-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако, по спецзаказам, в основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями.
Такая модификация носила индекс ГАЗ-13 А, кроме этого эксклюзивным тиражом были выпущены ГАЗ-13Б - эти машины имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места. В просторном и комфортабельном салоне ГАЗ-13 свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение. «Бардачок» рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пяти-диапазонный приемник с автоматический настройкой и дополнительным динамиков для задних пассажиров, кнопочное управление подъемом антенны и оконными стеклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров. На «Чайках» ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много машин ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Случай, когда новый автомобиль попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Н.С. Хрущёва «Чайку» получили: Писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гагарин, балерина Галина Уланова и революционер Фидель Кастро. Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капремонта автомобили передавались в «Интурист», дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка, модернизировать внешность автомобиля. «Чайка» получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и измененную форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не пошла - до самого своего конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось без изменений. Автомобиль выпускался 22 года. Несмотря на то, что в 1977 году ГАЗ начал производство «Чайки» второго поколения ГАЗ-14, производство ГАЗ-13 продолжалось до 1981 года.
 

Вложения

  • фаэтон.jpg
    фаэтон.jpg
    26,3 КБ · Просмотры: 60
  • универсал.jpg
    универсал.jpg
    61,2 КБ · Просмотры: 63
  • зад.jpg
    зад.jpg
    52,6 КБ · Просмотры: 72
Georg

Georg

Новичок
Регистрация
23.06.2006
Сообщения
1 630
Реакции
0
Баллы
0
я читал где то статью про моста чайковские.... там тоже какие то мега технологии на то время были...
а еще супермегакрутаявещь... это выхлоп из бампера -)
 
Последнее редактирование:
Романнн

Романнн

Новичок
Регистрация
04.09.2006
Сообщения
217
Реакции
0
Баллы
0
спасибо за историческую справку :)
 
OP
Vil

Vil

Новичок
Регистрация
13.01.2007
Сообщения
15 765
Реакции
74
Баллы
0
Самое интерсено, что оказывается отечественный автопром начал выпускать авто с автоматической коробкой с 1959 года :umnik2:
 
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Самое удивительное, что на ГАЗ-21 также планировали ставить коробку-автомат, и даже выпустили несколько машин, но пришло письмо от шахтеров Донбаса, которые просили не выпускать машины с автоматом, потому что в них типа нигрол нельзя заливать и обслуживать на коленке не получится. Так и сняли с производства АКПП. А ведь наш автопром мог бы пойти совсем по другому пути.
 
Porter

Porter

Активный участник
Регистрация
04.12.2007
Сообщения
15 030
Реакции
2 213
Баллы
113
Самое удивительное, что на ГАЗ-21 также планировали ставить коробку-автомат, и даже выпустили несколько машин, но пришло письмо от шахтеров Донбаса, которые просили не выпускать машины с автоматом, потому что в них типа нигрол нельзя заливать и обслуживать на коленке не получится. Так и сняли с производства АКПП. А ведь наш автопром мог бы пойти совсем по другому пути.

Как часто мы говорим: "А если бы......" Но это уже оказывается поздно.
 
Im13

Im13

Новичок
Регистрация
24.10.2007
Сообщения
242
Реакции
0
Баллы
0
Самое удивительное, что на ГАЗ-21 также планировали ставить коробку-автомат, и даже выпустили несколько машин, но пришло письмо от шахтеров Донбаса, которые просили не выпускать машины с автоматом, потому что в них типа нигрол нельзя заливать и обслуживать на коленке не получится. Так и сняли с производства АКПП.

не хочу показаться грубым, просто хочу уточнить...
Была выпущена опытная партия. Несколко награждённых такими автомобилями шахтёров Донбаса обратились на звод с просьбой заменить на обычные механические КПП по причине верно Вами указанной...
...ну так, для порядку!

автору Спасибо, интересно!
 
Последнее редактирование:
First

First

Новичок
Регистрация
05.12.2006
Сообщения
366
Реакции
1
Баллы
0
я читал где то статью про моста чайковские.... там тоже какие то мега технологии на то время были...
а еще супермегакрутаявещь... это выхлоп из бампера -)

+1
А мы то всё сивику новому с треугольными трубами дивились. Вот откуда-то инновации берутся!!!
 
Верх Низ