Математики решили загадку возникновения пробок на дорогах

  • Автор темы Anthrax
  • Дата начала
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Стоять в пробках никто не любит. Тем не менее каждый день миллионы людей по всему миру делают это. А учёные подсчитывают потерянное время, ужасаются сами и потом ужасают всех остальных. Конечно, довольно часто заторы образуются из-за дорожно-транспортных происшествий, но куда чаще движение затрудняется «само собой», без всякой видимой причины. Математики из университетов Эксетера и Будапешта попытались разобраться в природе этого загадочного явления.

Сразу скажем: им это удалось. Составленная математическая модель ясно показала, что дело вовсе не в том, что «машин просто слишком много». Оказывается, даже если автомобилей в избытке, то в принципе они способны передвигаться с приемлемыми скоростями. Авторы исследования признают поток плотным, если километр пути постоянно занимают 15 и более машин. В заторах же виноваты исключительно сами водители.

Согласно математикам пробка образуется так: перед каким-то водителем возникает некое препятствие — не обязательно что-то экстренное, но ему нужно замедлиться. Он тормозит, однако снижает скорость больше, чем требуется в данной ситуации. Водителю, который едет следом, чтобы компенсировать время своей реакции, нужно жать на педаль тормоза сильнее, а следующему шофёру — ещё сильнее. В результате движение прекращается и пробка начинает расти. Получается как бы эффект домино: стремительно движущаяся назад волна останавливает машину одну за другой.

Выходит, что истинными виновником заторов становятся или невнимательные водители, или же любители испытывать перегрузки за рулём, чередующие мощные разгоны с не менее мощными торможениями. Двигаясь рывками, такие товарищи здорово осложняют жизнь соседям по потоку. И ситуация оказывается тем хуже, чем резче тормозит «зачинщик» пробки, который всегда оказывается у её истоков. Математики подсчитали, что «нервный» шофёр одним своим экcтренным торможением может буквально из ничего создать затор длиной несколько километров.

Решение проблемы очень простое, но пока что трудновыполнимое на практике. Дабы плотное движение само собой не закупоривалось, поголовно всем водителям нужно внимательно следить за дорогой и ехать как можно плавнее, избегая резких манёвров. Рецепт, мягко говоря, не блещет новизной — так учили ездить ещё наших дедушек и бабушек, когда ни о каких пробках и речи не шло. Но теперь преимущества плавной езды доказаны со всей точностью математической науки.

Кстати, авторы исследования не собираются останавливаться на достигнутом и планируют в ближайшее время разработать аналогичную модель для оценки эффективности новейших электронных систем, которые умеют поддерживать дистанцию до впередиидущей машины. И ведь вполне может оказаться, что новомодные примочки не только повысят безопасность, но и при массовом применении сэкономят автомобилистам кучу времени.

Сперто ©
 
A

Alex.ru

Новичок
Регистрация
15.04.2004
Сообщения
5 026
Реакции
1
Баллы
0
Интересно почитать такое.
Меня часто волнует вопрос: почему при заезде на "старый" мост (ясно какой), движенеи движется медленнее, точнее почти стоит (именно после того как уже все вкатились на мост! когда выстроились в ряд). На середине моста скорость уже под 40-60, а скатываемся с него под 80-90?
Идиотизм :( Тут конечно многое понятно (дистанцию увеличиваем сильно между машинами из-за скорости и прочее), но сцуко, обидно.
 
Nusferatus

Nusferatus

Super Moderator
Регистрация
01.12.2006
Сообщения
40 161
Реакции
179
Баллы
63
Имхо чушь.
Если предположить, что нет сфетофоров, перекрёстков и условия дороги позволяют делать повороты на скорости движения потока, тогда да. Однако в этом случае получается другой трабл - дорога без перекрёстков. Это означает, что нужно сделать такую модель дороги, которая одной ломаной линией двигалась через все возможные пункты. Короче имхо лажа.
Для решения этой проблемы имхо гораздо удобнее использовать теорию графов.
 
a160xt

a160xt

LPD: Мельник
Регистрация
18.03.2004
Сообщения
4 483
Реакции
1
Баллы
0
и ещё вопрос при плавной езде.. как реагировать на светофоры? если там расплавничаешь или ты у когото в заду или ктото более плавный у тебя :)
 
OP
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Интересно почитать такое.
Меня часто волнует вопрос: почему при заезде на "старый" мост (ясно какой), движенеи движется медленнее, точнее почти стоит (именно после того как уже все вкатились на мост! когда выстроились в ряд). На середине моста скорость уже под 40-60, а скатываемся с него под 80-90?
Идиотизм :( Тут конечно многое понятно (дистанцию увеличиваем сильно между машинами из-за скорости и прочее), но сцуко, обидно.
А посмотри, как часто приходится притормаживать в начале моста и в его конце. Наверняка рациональное зерно в этой статье есть, поэтому и выложил.
 
A

Alex.ru

Новичок
Регистрация
15.04.2004
Сообщения
5 026
Реакции
1
Баллы
0
А посмотри, как часто приходится притормаживать в начале моста и в его конце. Наверняка рациональное зерно в этой статье есть, поэтому и выложил.
Я поэтому про мост и подумал, когда читал статью :)
 
S

silencer400cc

Guest
Кстати, авторы исследования не собираются останавливаться на достигнутом и планируют в ближайшее время разработать аналогичную модель для оценки эффективности новейших электронных систем, которые умеют поддерживать дистанцию до впередиидущей машины.

Так оно есть такое уже))) Называется адаптивный круиз-контроль.
 
Nusferatus

Nusferatus

Super Moderator
Регистрация
01.12.2006
Сообщения
40 161
Реакции
179
Баллы
63
Я вот над чем подумал - представляем модель улиц города в виде взвешенного графа. То есть с весами.. последние заключают в себе цифровое выражение сложности проезда по данному пути между любыми двумя точками(учитывается скоростной режим, полосность, сфетофор, состояние покрытия и т.д.). Тогда при помощи стандартных алгоритмов обхода графа мы получаем наиболее быстрые пути между заданными растаяниями. Собсно далее оптимизируем полученную модель при помощи сфетофоров, точнее при оптимизации становится ясно КАК надо выставлять сфетофоры. Так же станут очевидным места необходимости введения новых маршрутов. Тока мля чёта мне кажеццо, что те кто отвечают за сие, хрен кладут на матчасти - как с преславутым кирпичём на кутякова меж радищева и горькова.
 
Лана

Лана

Активный участник
Регистрация
24.03.2006
Сообщения
16 556
Реакции
46
Баллы
48
Имхо чушь.
Если предположить, что нет сфетофоров, перекрёстков и условия дороги позволяют делать повороты на скорости движения потока, тогда да. Однако в этом случае получается другой трабл - дорога без перекрёстков. Это означает, что нужно сделать такую модель дороги, которая одной ломаной линией двигалась через все возможные пункты. Короче имхо лажа.
Для решения этой проблемы имхо гораздо удобнее использовать теорию графов.
Я вот над чем подумал - представляем модель улиц города в виде взвешенного графа. То есть с весами.. последние заключают в себе цифровое выражение сложности проезда по данному пути между любыми двумя точками(учитывается скоростной режим, полосность, сфетофор, состояние покрытия и т.д.). Тогда при помощи стандартных алгоритмов обхода графа мы получаем наиболее быстрые пути между заданными растаяниями. Собсно далее оптимизируем полученную модель при помощи сфетофоров, точнее при оптимизации становится ясно КАК надо выставлять сфетофоры. Так же станут очевидным места необходимости введения новых маршрутов. Тока мля чёта мне кажеццо, что те кто отвечают за сие, хрен кладут на матчасти - как с преславутым кирпичём на кутякова меж радищева и горькова.

жесть:not_i:..... спасите мои мозги от насилия))))))))))
 
ole

ole

Участник
Регистрация
18.03.2004
Сообщения
3 548
Реакции
13
Баллы
38
Стоять в пробках никто не любит...

+1.
Обращал на это внимание и размышлял об этом же еще лет, наверное, 10 назад и пришел к подобным выводам.
Правда вот математической модели не создавал и статей не писал. :)
ИМХО тут и без моделей все ясно. Достаточно просто внимательно понаблюдать за тем, что происходит вокруг.
 
Kenny

Kenny

Новичок
Регистрация
12.01.2006
Сообщения
5 855
Реакции
4
Баллы
0
имхо верно написано :)
понравилось :)
 
Radik

Radik

Участник
Регистрация
11.07.2007
Сообщения
12 716
Реакции
21
Баллы
38
Мысль интересная, но трудно реализуемая. Нужно очень внимательно следить за дорогой, постоянно реагировать на все, как автомат. И иметь очень хороший опыт вождения. Всех не заставишь ездить так, как здесь написано. Это же в характере заложено, как каждый человек ездит. Обобщения на практике добиться очень сложно.
 
Dr.Lecter

Dr.Lecter

Новичок
Регистрация
30.12.2005
Сообщения
7 324
Реакции
0
Баллы
0
+1
только загадки никакой не было, изначально понятно, что виноваты во всем водятлы.
 
Sasha21102

Sasha21102

Активный участник
Регистрация
10.01.2006
Сообщения
7 551
Реакции
35
Баллы
48
Бойан аццкей. Апсуждалось многомиллиард биллионов тысяч раз и по тв, и по радио, да везде.От академиков до бабушек на лавочке.
Математиги рулят-риспект и уважуха:)
Здорово наверное грант выбить такой на научную программу желательно миллионов на несколько-(за 20 минут построить математическую модель образования пробок, вывести б/п умный и главное такой вот новый вывод о причине их образования и дать совет как с ними бороцца-ну а выручке найти более благородное применение:))))))
 
jingvar

jingvar

Активный участник
Регистрация
15.08.2007
Сообщения
7 272
Реакции
72
Баллы
48
есть очень эффективное решение пробок, выдавать права после проверки на IQ, и еще проверять хотябы раз в полгода

лично у меня складывается впечатление, что на дорогах 90% идиотов

ну объясните мне почему нельзя ехать своим рядом, почему все едут посередине? меня задолбали люди с потерянным чувством ориентации в прострастве, ну ладно на советской ссат при повороте на лево плотненько встать , но почему на чернышевской мы считаем всего одна полоса?
 
Мышь

Мышь

LPD: Линда
Регистрация
14.05.2006
Сообщения
13 170
Реакции
110
Баллы
63
чот лажа какая-то ИМХО. мне кажется, что чем больше в городе машин, тем больше пробок. вы в Москве пробки видели?)))
 
V

Valet

Новичок
Регистрация
22.04.2007
Сообщения
76
Реакции
0
Баллы
0
Я до этого сам додумался, даже не имея такого представления о математике какое имею сейчас. Математика вообще не очень точная! Парадок сколько раз замечал - чтобы получить что-то определенное, нужно предположить, что хотя бы один параметр приблизительно равен другому или константе. Так и здесь - чтобы не было пробок, нужно снести все светофоры и перекрестки чтобы никому ни ускоряться/трогаться, ни тормозить/останавливаться не пришлось!
 
Qok

Qok

Новичок
Регистрация
03.09.2004
Сообщения
45 424
Реакции
239
Баллы
0
чот лажа какая-то ИМХО. мне кажется, что чем больше в городе машин, тем больше пробок. вы в Москве пробки видели?)))

Как раз сегодня утром по пути на работу по Эхе МСК слушал про пробки в МСК. Сказали, что если организация движения останется такой же, то Москва через 2-3 года встанет наглухо! В качестве примера приводился Париж, где машин и народа не меньше, а таких пробок нет. Когда что-то строят, то кроме задачи выстоить ни хера больше ни о чем не думают.
 
T

talisman

Новичок
Регистрация
06.04.2004
Сообщения
2 582
Реакции
0
Баллы
0
Я вот над чем подумал - представляем модель улиц города в виде взвешенного графа. То есть с весами.. последние заключают в себе цифровое выражение сложности проезда по данному пути между любыми двумя точками(учитывается скоростной режим, полосность, сфетофор, состояние покрытия и т.д.). Тогда при помощи стандартных алгоритмов обхода графа мы получаем наиболее быстрые пути между заданными растаяниями. Собсно далее оптимизируем полученную модель при помощи сфетофоров, точнее при оптимизации становится ясно КАК надо выставлять сфетофоры. Так же станут очевидным места необходимости введения новых маршрутов. Тока мля чёта мне кажеццо, что те кто отвечают за сие, хрен кладут на матчасти - как с преславутым кирпичём на кутякова меж радищева и горькова.
в хороших транспортных компаниях пути прокладываются именно так.
 
R

Romario

Новичок
Регистрация
01.03.2007
Сообщения
1 900
Реакции
1
Баллы
0
Я считаю что дороги наши надо нахер расширить, и чтоб на них небыло метровых ям, на токорые уходят по 30 секунд на скрости 10км/ч, и побольше развязок без светофоров вот тогда будет меньше выхлопов в атмосферу, т.к. чем выше скорость у автомобиля тем меньше он сжигает бензин ну это правило действует до скорости 90 км/ч, и количество пробок будет уменьшаться, и еще поменьше дебил которые при пробке вылезают на встречку чем еще больше осложняют ситуацию.

P.S. Народ ехайте в нормальном режиме торопиться из-за 5 минут куда-то, нет смысле, всеравно по пробкам вы быстрее не приедите, и самое главное управляйте автомобиль с удовольствием, а не с раздражением, тогда все будет очень хорошо на дорогах. Спасибо что прочли.
 
Верх Низ