12.02.2008 | "Финансовые известия"
Оплатить счета за хранение машин на штрафстоянках заставят тех, кто их давно продал
Больше 250 москвичей отказались забирать со штрафплощадок свои машины, эвакуированные за парковку в запрещенном месте. И теперь у службы эвакуации появилась новая головная боль - что с ними делать? Но самый легкий вариант - продавать их по рыночной цене - пока невозможен юридически.
Проблемой невостребованных машин глава Городской службы перемещения транспортных средств (ГСПТС) Сергей Лукьянов поделился с депутатами Мосгордумы. За два года работы службы таких машин набралось уже больше 250.
- Если собрать их рядом, они займут место целой штрафстоянки, - говорит Лукьянов. - Но у нас и так дефицит мест на стоянках. Надо срочно что-то делать.
В большинстве случаев москвичи не забирают своих "коней" по одной причине. Они давно их продали - правда, для быстроты оформления сделки - по доверенности. И можно понять их панику, когда в один прекрасный день к ним на почтовый адрес приходит письмо примерно такого содержания: "Стоимость хранения вашей машины составила 300 000 рублей, в случае неоплаты в 7-дневный срок сумма будет взыскана по суду".
- При создании службы была допущена ошибка, нам постановили разыскивать владельца только через год после эвакуации машины, - рассказал Сергей Лукьянов "Известиям". - Но за год сумма за хранение набегает до 800 000 рублей, и люди за сердце хватаются, вынимая из почтового ящика такие счета. Они давно забыли про ту машину, и покупателя им уже не найти, а ведь он подвел их на огромные деньги!
В принципе юридический хозяин мог бы оплатить счет за хранение машины на стоянке, забрать автомобиль и вновь на нем ездить. Но никто пока этого не сделал. При существующих тарифах - 40 руб. в час со второго дня хранения и 80 руб. в час с третьего - суммы выходят больше, чем стоит сама машина. Месяц хранения обходится в 57 000 рублей, а 50 дней - уже в 100 000. При том, что, например, ВАЗ-21099 2000 года выпуска стоит сейчас около 95 000.
Службе эвакуации приходится подавать в суд. 10 исков уже удовлетворены и 90 - уже в процессе.
- Мы основываем иск на статьях Гражданского кодекса N 906 "Хранение в силу закона" и N 896 "Вознаграждение за хранение", - рассказала "Известиям" Анна Барышева, начальник юридического отдела ГСПТС. - Но машины все равно не забирают. Ведь исковая сумма разбивается к выплате на много месяцев. Решение суда считается исполненным после всей выплаты. Поэтому машина остается на штрафстоянке, и за ее хранение начисляются все новые и новые суммы.
Почему за машиной не приходит фактический хозяин - неизвестно, его не могут найти. Но судя по техсостоянию большинства машин - в основном это старые "Жигули", - они просто никому не нужны.
- А мы, в свою очередь, ни продать, ни сдать на металлолом, ни выбросить их не имеем права, потому что это частная собственность, - говорит Лукьянов. - Признать ее бесхозной по нынешним законам практически невозможно, сколько юристы над этим ни бьются. Поэтому теперь мы по собственной инициативе обзваниваем юридических хозяев, как только с момента эвакуации проходит месяц. Заплатить все равно придется, но это будут хотя бы не те суммы, которые могут разорить граждан. И еще раз призываю автовладельцев - не продавайте машину по доверенности. А если вы когда-то это сделали и теперь беспокоитесь, не бросили ли зарегистрированный на вас автомобиль под знаком, звоните на горячую линию ГСПТС: 504-17-24.
- Проблема невостребованных машин действительно назрела, -заявил "Известиям" Сергей Шишкарёв, председатель комитета Госдумы по транспорту. - Причем не только эвакуированных, но и того бесхозного хлама, который годами ржавеет на улицах и во дворах. Силами местных властей, подзаконных актов ее не решить. Мы будем инициировать поправки в Гражданский кодекс, чтобы после всех попыток поиска хозяина, сделанных в разумные сроки, его имущество можно было продать или утилизировать. Конечно, тут нужно защитить и человека, чтобы он без бюрократии мог получить компенсацию, если вдруг вернулся из безвестного отсутствия, а его машина уже продана.
Эдуард Воротников
"Финансовые известия"