http://www.avtozvuk.com/az/Az_0203/026-034.htm ДЕЛИТЬСЯ НАДО...
АКТИВНЫЕ КРОССОВЕРЫ
Цена от 109 до 183 у.е.
Юрий ЕВТУШЕНКО В чисто житейском смысле это утверждение не бесспорно. У него есть авторитетные сторонники - МНФ РФ, например. Но есть и не менее авторитетные оппоненты, как, скажем, Генри Морган - офицер флота Его Величества и флибустьер, который считал, что платеж нескольким получателям оправдан лишь тогда, когда нельзя пустить в ход кривую абордажную саблю. Которая, в общем-то, тоже в некотором смысле - инструмент для деления целого на части...
Phoenix Gold TX2 •
Audio System DX 3412 •
Kicker X3i •
MTX LSX2 •
МЕД & ДЕГОТЬ ОБЪЕКТЫ СЕГОДНЯШНЕГО ТЕСТА, ПОЛУЧАЕТСЯ, НЕМАЛО унаследовали и от сравнительно безобидной сабли флибустьера, и от грозного калькулятора налогового инспектора. Во имя, правда, куда более возвышенной цели...
В нашей области, как и в акустике вообще, необходимость, вернее - неизбежность деления, обсуждению не подлежит. Да и как не «делиться», если ни один излучатель не способен перекрыть полностью звуковой диапазон? Скажем, есть информация, что пламя, как сгусток ионизированного газа, способно воспроизвести кол####ия в широком диапазоне частот, но эффективность такого излучателя на низких частотах всё равно ничтожна, если, конечно, не разжигать дугу размером с плавильную печь. Вообще, тут кроется глубокий физический смысл: низкие звуковые частоты порождают крупные движущиеся предметы (водопад, волна прибоя, авиационный двигатель) и музыкальные инструменты (валторна, басовый барабан, контрабас), а высокие частоты - мелкие предметы (листья, песок на ветру) и такого же плана инструменты (свирель, бубенчики-колокольчики). И хотя некоторые из попыток создания широкополосных излучателей нельзя не признать удачными, широкополосность эта, по нашим понятиям, не исчерпывающая. То есть в условиях автомобиля всё равно без сабвуферной добавки не обойтись и, по крайней мере, без супертвитера.
Применительно к автомобилю полный частотный диапазон придется разделить минимум на три полосы, чтобы заботу о каждой из них поручить отдельному излучателю. Разделение можно осуществить либо непосредственно перед головкой (с помощью пассивных фильтров), либо ещё до усилителя, с помощью фильтров (кроссоверов) активных. Вопрос от начинающих: «А нельзя ли наоборот, то есть туда - фильтр активный, а перед усилителем - пассивный?». Первый вариант отвергаем сразу как несмешной даже для начинающих. Это получится карбюратор заднего моста. Установить пассивный кроссовер перед усилителями, по идее, возможно, только он не будет универсальным, поскольку входное сопротивление усилителей варьируется в гораздо более широких пределах, чем у головок громкоговорителей. И потом, в этой позиции достоинства активных фильтров, такие как регулируемые коэффициент передачи (отношение выходного напряжения к входному) и частота среза, а также отсутствие катушек индуктивности, капризных и далеко не идеальных по характеристикам, перевешивают единственный недостаток - необходимость подвода питания. Да, стоимость даже несложного активного кроссовера выше, чем кроссовера пассивного, но и свою работу он выполняет лучше. К примеру, вблизи частоты собственного резонанса головки (как пример - ФВЧ мидбаса) обычные пассивные фильтры неэффективны из-за сильно меняющегося импеданса нагрузки. В то же время активные кроссоверы легко решают эту задачу, поскольку их характеристика не зависит от импеданса нагрузки усилителя. Наконец, в некоторых случаях реализуемость пассивного фильтра вообще под большим вопросом. Скажем, вам требуется разделить сабвуфер и мидбас (оба - 4 Ом) на частоте 100 Гц. Для фильтра Баттерворта третьего порядка (второго, как мы знаем, часто не хватает) расчёт даёт катушки с индуктивностью примерно 10, 3 и 5 мГн и конденсаторы по 530, 270 и 800 мкФ. Три неполярных конденсатора таких номиналов можно набрать лишь из десятка более скромных, а катушки в 10 мГн (если без сердечника) по своей стоимости могут догнать недорогой активный кроссовер, а по габаритам уверенно его перегнать. С сердечником тоже не всё так просто, поскольку ток через катушку большой и площадь сечения должна быть серьёзной.
Впрочем, фильтры с настройкой на такие частоты, за редчайшим исключением, входят в состав усилителей, а в последнее время они [фильтры] становятся нормой и в продвинутых головных устройствах. Значит, чтобы иметь «инвестиционную привлекательность», активный кроссовер должен захватывать более широкий диапазон частот раздела. Скажем, тот, что от 80 до 600 Гц, уже позволит разделить как сабвуфер с мидбасом, так и НЧ-головку трехполосной системы со среднечастотником. Если диапазон от 80 до 250, - это тоже приемлемо, но тогда придётся отказаться от купольных среднечастотников. Для деления полос между среднечастотником и пищалкой понадобится, в общем случае, диапазон от 2 до 7 кГц. Эти два диапазона регулирования частот среза должны присутствовать в «правильном» трёхполосном кроссовере. Если же он двухполосный, то ему придётся объединить оба этих диапазона, и получить трёхполосный активный фильтр можно будет, только включив два таких устройства последовательно.
Не надо забывать, впрочем, что последовательное включение любых устройств вызывает наложение шумов, но современная элементная база снимает остроту этой проблемы, и если относительный уровень шумов кроссовера не выше -96 дБ, о ней можно не задумываться. Кстати, уровень шумов мы всегда измеряем при единичном коэффициенте передачи и относительно выходного (и входного) сигнала 1 В RMS.