Чем срезать низкие частоты?

  • Автор темы Mazzay
  • Дата начала
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 128
Реакции
3 972
Баллы
113
В штатные места установлены четыре маленькие колонки 4х6''. Требуется, чтобы низы до них не доходили. Чем лучше отрезать? Интересуют конкретные недорогие девайсы. Возможно ли обойтись каким-нибудь одним?
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
надо два кроссовера....
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0203/026-034.htm

ДЕЛИТЬСЯ НАДО...
АКТИВНЫЕ КРОССОВЕРЫ
Цена от 109 до 183 у.е.
Юрий ЕВТУШЕНКО
В чисто житейском смысле это утверждение не бесспорно. У него есть авторитетные сторонники - МНФ РФ, например. Но есть и не менее авторитетные оппоненты, как, скажем, Генри Морган - офицер флота Его Величества и флибустьер, который считал, что платеж нескольким получателям оправдан лишь тогда, когда нельзя пустить в ход кривую абордажную саблю. Которая, в общем-то, тоже в некотором смысле - инструмент для деления целого на части...
Phoenix Gold TX2 • Audio System DX 3412 • Kicker X3i • MTX LSX2 • МЕД & ДЕГОТЬ
ОБЪЕКТЫ СЕГОДНЯШНЕГО ТЕСТА, ПОЛУЧАЕТСЯ, НЕМАЛО унаследовали и от сравнительно безобидной сабли флибустьера, и от грозного калькулятора налогового инспектора. Во имя, правда, куда более возвышенной цели...
В нашей области, как и в акустике вообще, необходимость, вернее - неизбежность деления, обсуждению не подлежит. Да и как не «делиться», если ни один излучатель не способен перекрыть полностью звуковой диапазон? Скажем, есть информация, что пламя, как сгусток ионизированного газа, способно воспроизвести кол####ия в широком диапазоне частот, но эффективность такого излучателя на низких частотах всё равно ничтожна, если, конечно, не разжигать дугу размером с плавильную печь. Вообще, тут кроется глубокий физический смысл: низкие звуковые частоты порождают крупные движущиеся предметы (водопад, волна прибоя, авиационный двигатель) и музыкальные инструменты (валторна, басовый барабан, контрабас), а высокие частоты - мелкие предметы (листья, песок на ветру) и такого же плана инструменты (свирель, бубенчики-колокольчики). И хотя некоторые из попыток создания широкополосных излучателей нельзя не признать удачными, широкополосность эта, по нашим понятиям, не исчерпывающая. То есть в условиях автомобиля всё равно без сабвуферной добавки не обойтись и, по крайней мере, без супертвитера.
Применительно к автомобилю полный частотный диапазон придется разделить минимум на три полосы, чтобы заботу о каждой из них поручить отдельному излучателю. Разделение можно осуществить либо непосредственно перед головкой (с помощью пассивных фильтров), либо ещё до усилителя, с помощью фильтров (кроссоверов) активных. Вопрос от начинающих: «А нельзя ли наоборот, то есть туда - фильтр активный, а перед усилителем - пассивный?». Первый вариант отвергаем сразу как несмешной даже для начинающих. Это получится карбюратор заднего моста. Установить пассивный кроссовер перед усилителями, по идее, возможно, только он не будет универсальным, поскольку входное сопротивление усилителей варьируется в гораздо более широких пределах, чем у головок громкоговорителей. И потом, в этой позиции достоинства активных фильтров, такие как регулируемые коэффициент передачи (отношение выходного напряжения к входному) и частота среза, а также отсутствие катушек индуктивности, капризных и далеко не идеальных по характеристикам, перевешивают единственный недостаток - необходимость подвода питания. Да, стоимость даже несложного активного кроссовера выше, чем кроссовера пассивного, но и свою работу он выполняет лучше. К примеру, вблизи частоты собственного резонанса головки (как пример - ФВЧ мидбаса) обычные пассивные фильтры неэффективны из-за сильно меняющегося импеданса нагрузки. В то же время активные кроссоверы легко решают эту задачу, поскольку их характеристика не зависит от импеданса нагрузки усилителя. Наконец, в некоторых случаях реализуемость пассивного фильтра вообще под большим вопросом. Скажем, вам требуется разделить сабвуфер и мидбас (оба - 4 Ом) на частоте 100 Гц. Для фильтра Баттерворта третьего порядка (второго, как мы знаем, часто не хватает) расчёт даёт катушки с индуктивностью примерно 10, 3 и 5 мГн и конденсаторы по 530, 270 и 800 мкФ. Три неполярных конденсатора таких номиналов можно набрать лишь из десятка более скромных, а катушки в 10 мГн (если без сердечника) по своей стоимости могут догнать недорогой активный кроссовер, а по габаритам уверенно его перегнать. С сердечником тоже не всё так просто, поскольку ток через катушку большой и площадь сечения должна быть серьёзной.
Впрочем, фильтры с настройкой на такие частоты, за редчайшим исключением, входят в состав усилителей, а в последнее время они [фильтры] становятся нормой и в продвинутых головных устройствах. Значит, чтобы иметь «инвестиционную привлекательность», активный кроссовер должен захватывать более широкий диапазон частот раздела. Скажем, тот, что от 80 до 600 Гц, уже позволит разделить как сабвуфер с мидбасом, так и НЧ-головку трехполосной системы со среднечастотником. Если диапазон от 80 до 250, - это тоже приемлемо, но тогда придётся отказаться от купольных среднечастотников. Для деления полос между среднечастотником и пищалкой понадобится, в общем случае, диапазон от 2 до 7 кГц. Эти два диапазона регулирования частот среза должны присутствовать в «правильном» трёхполосном кроссовере. Если же он двухполосный, то ему придётся объединить оба этих диапазона, и получить трёхполосный активный фильтр можно будет, только включив два таких устройства последовательно.
Не надо забывать, впрочем, что последовательное включение любых устройств вызывает наложение шумов, но современная элементная база снимает остроту этой проблемы, и если относительный уровень шумов кроссовера не выше -96 дБ, о ней можно не задумываться. Кстати, уровень шумов мы всегда измеряем при единичном коэффициенте передачи и относительно выходного (и входного) сигнала 1 В RMS.
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
При тех же параметрах измеряется и переходное затухание, и коэффициент нелинейных искажений, - сопротивление нагрузки при этом 1 кОм. Максимальное значение коэффициента передачи у большинства кроссоверов составляет около единицы, хотя, на мой взгляд, полезно, когда устройство позволяет обеспечить некоторое дополнительное усиление, в этом случае по длинным проводам к усилителям можно подать сигнал более высокого уровня и, соответственно, с более высоким «иммунитетом» к помехам. При этом необходимо, разумеется, чтобы усилитель смог «принять» такой сигнал. Нижнее значение коэффициента передачи может опускаться до нуля, если входной регулятор исполнен по схеме регулятора громкости, либо составлять около 0,1 (ослабление в 10 раз). Это значение, впрочем, уже не столь важно, поскольку подавляющее большинство усилителей способно справиться с выходным сигналом любых «голов». Что же касается самих кроссоверов, то они, как правило, безбедно справляются с сигналом 8 - 9 В RMS. Параметр максимального входного напряжения, как и наличие входов высокого уровня, влияет у нас на оценку в графе «Инсталляционная гибкость». Кстати, входы высокого уровня применительно к кроссоверам правильнее было бы называть «входами низкого импеданса», поскольку напряжение на выходах усилителя «головы» обычно не превышает тех же 8,5 В, но входной импеданс 30 - 40 Ом «подгрузит» усилители в том случае, если акустика к ним не подключена. Теперь становится понятной ещё одна немаловажная функция недорогих (а другие в сегодняшний тест и не попали) активных кроссоверов. Они позволяют увеличить количество выходов, если головное устройство было ими «обделено». То есть, используя выходы Front и Rear (в том числе и высокого уровня, если позволяет кроссовер), вы добавите к ним сабвуферный выход. Часто можно того же эффекта добиться и с одной парой линейных входов, но оперативная регулировка фейдера не появится из ничего, и соотношение между каналами фронта и тыла будет определена установками регуляторов уровня кроссовера. Вот поэтому я уже говорил, и повторю снова, что «головы» с одной парой выходов надо бы вообще исключить из обихода car audio. Если активный кроссовер используется вместо фильтра НЧ-усилителя, то наличие в кроссовере регулятора басов («буста») лишним вовсе не будет, поскольку в большинстве усилителей «буст» в широкополосном режиме не работает.
Теперь нам с вами уже ясно, что активные кроссоверы это не просто набор фильтров, решаемые ими задачи куда шире, чем у пассивных кроссоверов, но не сказать пару слов о собственно фильтрах было бы несправедливо. На мой взгляд, те маленькие вольности с фильтрами, которые позволяют себе разработчики усилителей, в кроссовере, как отдельном устройстве, уже непростительны. К примеру, добротность фильтра не должна зависеть от частоты среза, да и добротность эта, по моему мнению, не должна быть ниже баттервортовской. Да, действительно, фильтры Бесселя обладают плавной фазочастотной характеристикой, но при этом ещё в полосе прозрачности заметно меняется форма АЧХ громкоговорителя, а характеристика фильтра выходит на расчётную крутизну в области
-20...-30 дБ, где это уже не очень актуально. Конечно, фильтры этого типа имеют определённые преимущества когда (а) используются высокого качества головки и (б) практически исключена их перегрузка. Соблюдение первого требования, и особенно второго, - большая редкость в car audio, поэтому, как уже было сказано, есть смысл отдать предпочтение фильтрам с более «решительными» характеристиками. По той же причине, применительно к разделу полос между сабвуфером и мидбасом, по крайней мере, фильтры третьего порядка (18 дБ/окт.) перспективнее, чем второго (12 дБ/окт.), тем более что они реализуются при том же количестве корпусов операционных усилителей, а 24 дБ/окт. - лучше тех и других. Теперь, когда правила дележа определены, посмотрим, как с этим справляются наши ответчики.
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
 
O

Orbit

Guest
Можно фильтра самому сделать, ничего сложного, пару конденсаторов и моток проволоки, как раньше в самодельных колонках делали, только надо знать количество витков, тоесть сколько срезать низов, можно идеально сделать, тоесть пропустить нужную тебе частоту.
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
когда искал себе отдельно кроссоверы..столкнулся с маленькой проблемой....отдельно их нигде не нашел.....временно тогда покупал у Bigkot
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
два варианта...конденсатор и резистор....
подбирается номинал опытным :) путем.....самый дешевый вариант из известных мне....
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
Каких, например? Я просто не знаю, чем они друг от друга отличаются. :dntknw:

или два пассивных (дешево и сердито)
или один активный %) иногда неоправданно дорого :)
 
LUCIFER

LUCIFER

Новичок
Регистрация
02.08.2007
Сообщения
7 445
Реакции
2
Баллы
0
+100 к evn'у - либо кроссовер либо любой ФНЧ, даже самый простейший - конденсатор+резистор.
 
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 128
Реакции
3 972
Баллы
113
Немного вкурил. :prankster:
Мне нужно что-то пассивное. Потому как резать надо на проводах, идущих к колонкам. И ещё: мне не надо делить, мне надо отрезать. То есть мне фильтр нужен, а не кроссовер? Есть такое в природе?
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63



Рис. 1. Простейшие ФНЧ (а) и ФВЧ (б) второго порядка. Обычно при расчете фильтров АС считается, что питание фильтра осуществлено от генератора напряжения, а нагрузкой служит омическое сопротивление головки. Более сложные случаи оговариваются особо.
Рис. 2. К понятию всепропускающего разделительного фильтра. Акустическое суммирование сигналов НЧ, СЧ и ВЧ-головок способно создать в точке наблюдения плоскую АЧХ, естественно, при соблюдении некоторых условий. Отметим, что полосовой фильтр, питающий СЧ-головку, может быть выполнен как на полосовых элементах (см. рис.), так и представлять каскадно включенные ФВЧ и ФНЧ.

Рис. 3. Головка только в первом приближении представляет активное сопротивление. Попытка достичь хороших характеристик при работе с реальными головками требует учета их реактивности. На данном рисунке представлены основные реактивные параметры головки вблизи резонансной частоты и простейшая компенсирующая цепь.


;)
 
evn

evn

LPD: Земля
Регистрация
27.07.2005
Сообщения
28 585
Реакции
189
Баллы
63
Максим..не загоняйси....чем проще подойдешь к этому вопросу...тем лучче...
поспрашай отдельно кроссовер или фильтры по низким частотам.....
кроссовер..это тот же фильтр....;) тока с выходом :))))
 
LUCIFER

LUCIFER

Новичок
Регистрация
02.08.2007
Сообщения
7 445
Реакции
2
Баллы
0
Максим..не загоняйси....чем проще подойдешь к этому вопросу...тем лучче...
поспрашай отдельно кроссовер или фильтры по низким частотам.....
кроссовер..это тот же фильтр....;) тока с выходом :))))

А вот кстати кроссоверы отдельно трудно найти - тока в специализированных магазинах или под заказ. Или если у кого лишние завалялись. Они же обычно с компонентной акустикой идут. И под каждую модель колонок - свой кроссовер со своими характеристиками. На другой системе он может не особо хорошо уже фильтровать.
 
Andrey2106

Andrey2106

Новичок
Регистрация
24.03.2007
Сообщения
1 089
Реакции
0
Баллы
0
пассивный ФВЧ
 

Вложения

  • Безымянный.JPG
    Безымянный.JPG
    2,4 КБ · Просмотры: 71
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 128
Реакции
3 972
Баллы
113
Собственно, низкие частоты замечательно отрезает и эквалайзер в "голове". Но он их отрезает и на сабовом выходе. (((( Поэтому такой вопрос и возник.
 
Andrey2106

Andrey2106

Новичок
Регистрация
24.03.2007
Сообщения
1 089
Реакции
0
Баллы
0
В штатные места установлены четыре маленькие колонки 4х6''. Требуется, чтобы низы до них не доходили. Чем лучше отрезать? Интересуют конкретные недорогие девайсы. Возможно ли обойтись каким-нибудь одним?

Это делают Фильтры Высших Частот (т.е. пропускают только высшие частоты)!
 
Верх Низ