Для любителей старины

  • Автор темы Spec
  • Дата начала
Spec

Spec

Участник
Регистрация
10.03.2008
Сообщения
1 326
Реакции
14
Баллы
38
Мотоцикл М-72
 

Вложения

  • m72_12[1].jpg
    m72_12[1].jpg
    52 КБ · Просмотры: 68
  • m72_2[1].jpg
    m72_2[1].jpg
    91,2 КБ · Просмотры: 47
OP
Spec

Spec

Участник
Регистрация
10.03.2008
Сообщения
1 326
Реакции
14
Баллы
38
И НЕМНОГО ИСТОРИИ
М-72 (тяжелый армейский мотоцикл).
Выпуск мотоциклов М-72 начался в 1941 году и продолжался вплоть до 1960 года.Выпускались модели М-72, М-72Н, М-72М, К-750. В Китае же М-72 выпускаются до сих пор, причем по советской технической документации, правда, называются они "Чжанг-Сянг".
В предвоенном 1940 году М-72 по приказу сверху был попросту скопирован с немецкого BMW-R71 (БМВ-Р71) точно так же, как позже первые советские бомбардировщики, носители ядерного оружия Ту-4, были скопированы по решению Сталина с американских Б-29 - "Суперкрепостей", севших на вынужденную в 1944-1945 гг. на советском Дальнем Востоке. Кстати сказать, знаменитый оппозитный двигатель, благодаря которому мотоциклы «БМВ» завоевали мировую известность, был во многом скопирован немцами с английского двигателя "Дуглас". А в то время в воздухе уже ощутимо пахло порохом, и вопрос о вступлении СССР в войну был лишь вопросом времени. И вот в 1940 году через третьи страны были закуплены несколько образцов BMW-R71, и на базе московского завода "Искра" создали ОКБ под руководством Н. П. Сердюкова, которое и должно было наладить выпуск мотоциклов для Красной армии. Понятно, что технической документации на мотоциклы не было не какой. Полученные образцы полностью разбирались, снимались размеры, брались и изучались пробы металла, определялись допуски и т.п. - словом, трудности были огромные. Возможно, было бы натяжкой сказать, что М-72 в те годы вызвал революцию в машиностроении подобно той, что Ту-4 сделал в советском самолетостроении, но многие технологии он двинул серьезно.
Например, на БМВ рама сваривалась из цельнотянутых труб переменного сечения (эллиптическое переходило в круглое), и советским трубопрокатным заводам пришлось в кратчайшие сроки осваивать новую продукцию. С технологической точки зрения новинкой стали и сложные отливки из алюминиевого сплава картеров двигателя и коробки передач. А телескопическая вилка с гидравлическим амортизатором? Она требовала одинаково высокой точности и чистоты обработки по всей своей значительной длине. А конические шестерни со спиральным зубом по системе "Глисон" могли нарезать только два ведущих автомобильных завода в стране (ЗИС и ГАЗ), а именно такие шестерни были в главной передаче БМВ. И все же, в течение года задачи были решены, и уже в 1941 году был начат выпуск мотоциклов М-72.
Головным предприятием по выпуску мотоциклов М-72 стал Московский велосипедный завод, позже переименованный в мотозавод (ММЗ). Двигатели поставлял ЗИС (ныне ЗИЛ), коробки передач - КИМ (ныне АЗЛК), коляски приходили из Горького - ГАЗ. Параллельно с головным предприятием выпуск М-72 освоили на Харьковском авторемонтном заводе и Ленинградском заводе "Красный Октябрь", а с началом войны к ним присоединились Горьковский мотоциклетный завод "Красная Этна" и Мотоциклетный завод в Ирбите (впоследствии знаменитый ИМЗ), разместившийся в цехах бывшего пивоваренного завода, и куда было эвакуировано основное КБ из Москвы.
Так Красная армия получила новые современные тяжелые армейские мотоциклы, которые, в первую очередь, шли на комплектование разведывательных, танковых и механизированных частей и заслужили в войсках хорошую репутацию. На М-72 устанавливался приемистый двухцилиндровый, нижнеклапанный, объемом 746 см. куб. двигатель с низкой степенью сжатия, два карбюратора и карданная передача. Благодаря оппозитному расположению цилиндров двигателя М-72 имел довольно низкий центр тяжести, что способствовало его дорожной устойчивости. Удобным было переключение передач: ножное - педалью и ручное с помощью короткого рычага. А мягкая, за счет телескопической передней вилки и задней пружинны, подвеска колес позволяла хорошо чувствовать и держать дорогу. Прерыватель, маслонасос, генератор на М-72 имели уже шестеренчатый привод. Были, конечно, и у него недостатки, но они с лихвой перекрывались многочисленными достоинствами, М-72 нравился всем. Всего за период с 1941 по 1960 год было выпущено более 6000 машин, как в одиночном варианте, так и с коляской, и, безусловно, М-72 стал важной вехой в советском мотоциклостроении.


Каждый М-72 являлся боевой машиной, носителем стрелкового оружия. Поэтому по классификации ГАБТУ РККА М-72 идентифицировался как бронетехника. На мотоцикле устанавливался ручной пулемёт ДП (Дягтерева Пехотный), образца 1927 года (калибр 7,62 мм, общая длина 1266 мм, масса без боеприпасов - 8,4 кг, скорострельность техническая 600 выстрелов в минуту, боевая 100-120 выстрелов в минуту, ёмкость диска 47 патронов, начальная скорость пули 840 метров в секунду).
Пулемет крепился сошками к пластине специального поворотного устройства - вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад.
Также в очень ограниченном количестве в войска поступали модификации с установленным, вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом и с колясками, изготовленными из дерева или из авиационной фанеры. Также на мотоцикл навешивались легкосъемные сумки для боеприпасов и ЗИП.
Техническая характеристика мотоцикла М-72
• Годы выпуска: 1941 - 1960
• Количество мест: 2
• Тип двигателя: четырехтактный, нижнеклапнный
• Рабочий объем, см. кубических: 746
• Число цилиндров: 2
• Диаметр цилиндров, мм: 78
• Ход поршня, мм: 78
• Степень сжатия: 5,5
• Мощность, л.с./кВт: 22/16, при частоте вращения коленвала, 300 об/мин
• Зажигание: от магнето
• Сцепление: сухое, дисковое
• Количество передач: 4
• Размер шин, дюймы: 3,75x19
• Длинна, мм: 2400
• База, мм: 1430
• Колея, мм: 1650
• Высота, мм: 1000
• Клиренс, мм: 135
• Сухая масса, кг: одиночки 205, с коляской 380
• Емкость бензобака, л: 22
• Максимальная скорость, км/ч: одиночки 105, с коляской 85
 
OP
Spec

Spec

Участник
Регистрация
10.03.2008
Сообщения
1 326
Реакции
14
Баллы
38
:ac5:Раритетчики-коллекционеры желающие преобрести такойже для себя пишите в личку (возможен обмен). Вот несколько миниатюр моего М-72
 

Вложения

  • Фото060.jpg
    Фото060.jpg
    590,7 КБ · Просмотры: 84
  • Фото063.jpg
    Фото063.jpg
    726,9 КБ · Просмотры: 69
  • Фото061.jpg
    Фото061.jpg
    336,5 КБ · Просмотры: 61
dalex

dalex

Новичок
Регистрация
15.02.2006
Сообщения
17 333
Реакции
49
Баллы
0
У меня на стоянке похожий стоит как на первой фотке, только без люльки
 
Sergun

Sergun

Новичок
Регистрация
07.10.2006
Сообщения
773
Реакции
1
Баллы
0
Я когда усиленно искал мотоциклы осенью-зимой, нашел в январе такой М72 ходил с дедом в гараж около кинотеатра саратов он отдавал его за 8 т.р., правда говорит сцепления нет, почему - он говорил (чтото с коробкой) но я в оппозитах не разбираюсь вообще, уже забыл. не стал брать - слишком тяжелый мотоцикл, люлька, да и вообще не оч нравится... , да и денег тогда еще толком не было... Вот взял у Антона (Dobrovolec) Яву, уже ежедневно в течении недели в гараже, делаю её типа реставрирую)))) (а просто заменяю убитые детали на менее убитые:)) кому если интересно могу выложить фотки аля до/после))))) правда позже, её еще много делать)))
 
SID

SID

Новичок
Регистрация
13.08.2007
Сообщения
11 879
Реакции
95
Баллы
0
Спец а тебе его в гараж слачием не на газели привазили? ))))) ещё гараж около авиционного?) ))))
 
И

<ИГОРЬ>

Guest
Это разве старина. Вот кто найдёт в хорошем состоянии Пежо 500 1922 года, то можно больше не работать. Знатоки знают о чём я.)))
 
Sergun

Sergun

Новичок
Регистрация
07.10.2006
Сообщения
773
Реакции
1
Баллы
0
Это разве старина. Вот кто найдёт в хорошем состоянии Пежо 500 1922 года, то можно больше не работать. Знатоки знают о чём я.)))

Что за глупости, то яву старуху, то пежо 500))) определитесь))
 
ВОР

ВОР

Новичок
Регистрация
12.02.2008
Сообщения
697
Реакции
0
Баллы
0
Роман,нафиг ты его ПРОДАЕШь??????Моцццццык Зачетный,лично помагал делать копиталку,Валит не подетски:good:Ява отдыхает.....Компресия 5.5,да и то что я делал тяжело назвать копиталкой...... (замена сальников,масла колец,втулок,и еще несколько мелочей.....) родной пробег данного мотоцикла 63.239км!!!!!!!!! П.С Мотоцикл находится в Зав. р-оне полностью на ходу,есть ВСЕ документы.:rap:
 
Olango

Olango

Новичок
Регистрация
02.04.2004
Сообщения
2 743
Реакции
13
Баллы
0
На мотоцикле устанавливался ручной пулемёт ДП (Дягтерева Пехотный), образца 1927 года (калибр 7,62 мм, общая длина 1266 мм, масса без боеприпасов - 8,4 кг, скорострельность техническая 600 выстрелов в минуту, боевая 100-120 выстрелов в минуту, ёмкость диска 47 патронов, начальная скорость пули 840 метров в секунду).
Пулемет Дегтярёва, есть в комплекте? :crazy:
 
Sergun

Sergun

Новичок
Регистрация
07.10.2006
Сообщения
773
Реакции
1
Баллы
0
Валит не подетски:good:Ява отдыхает...
низачто не поверю, что эта огромная кувалда с коляской обгонит яву.))) Без люльки с такой резиной весело наверное будет ехать.. не езда а балансирование аля как бы не упать, а то не поднимешь потом)))))
 
OP
Spec

Spec

Участник
Регистрация
10.03.2008
Сообщения
1 326
Реакции
14
Баллы
38
Без люльки летал на нем за всю х....ю канешн эт спортив но дури в нем мама не горюй!!!
 
ВОР

ВОР

Новичок
Регистрация
12.02.2008
Сообщения
697
Реакции
0
Баллы
0
А давай сделаем так,ты на яве,я на м 72 буду даже с люлькой,и заключим сделку,как в том фильме:)победивший забирает мопед проигравшего:)и интерес,и мотоцикл даром:)идет?
 
OP
Spec

Spec

Участник
Регистрация
10.03.2008
Сообщения
1 326
Реакции
14
Баллы
38
Это разве старина. Вот кто найдёт в хорошем состоянии Пежо 500 1922 года, то можно больше не работать. Знатоки знают о чём я.)))

Ну ты зарядил блин Пежо,мож тебе еще боинг подогнать
 
OP
Spec

Spec

Участник
Регистрация
10.03.2008
Сообщения
1 326
Реакции
14
Баллы
38
Sergun

Sergun

Новичок
Регистрация
07.10.2006
Сообщения
773
Реакции
1
Баллы
0
А давай сделаем так,ты на яве,я на м 72 буду даже с люлькой,и заключим сделку,как в том фильме:)победивший забирает мопед проигравшего:)и интерес,и мотоцикл даром:)идет?

В каком фильме?))по теме не идет)) а так может когда нить прокатимся... мне на мот-то только сдавать через неделю))) а потом еще переоформлять..
 
OP
Spec

Spec

Участник
Регистрация
10.03.2008
Сообщения
1 326
Реакции
14
Баллы
38
Роман,нафиг ты его ПРОДАЕШь??????Моцццццык Зачетный,лично помагал делать копиталку,Валит не подетски:good:Ява отдыхает.....Компресия 5.5,да и то что я делал тяжело назвать копиталкой...... (замена сальников,масла колец,втулок,и еще несколько мелочей.....) родной пробег данного мотоцикла 63.239км!!!!!!!!! П.С Мотоцикл находится в Зав. р-оне полностью на ходу,есть ВСЕ документы.:rap:

Просто по зарез нужно бабло, не стал бы полюбому продавать но к сожелению обстоятельства не позволяют.
 
Верх Низ