Используемые для замеров CO, CH и дымности приборы контроля (газоанализатор и дымомер) должны соответствовать метрологическим характеристикам, определенным в стандарте.
Прибор контроля должен быть опломбированным и иметь инвентарный номер и копию метрологического свидетельства, где обязательно указывается срок до его очередной поверки (газоанализатор 1 раз в пол года, дымомер — 1 раз в год).
Водитель имеет полное право потребовать у сотрудников экологической службы или госавтоинспекторов предъявить данную документацию на прибор контроля.
Также нужно помнить, что в бензиновых двигателях контролируется содержание CO, CH в отработавших газах двигателя автомобиля, а в дизельных — дымность. Поэтому для замеров вредных веществ используются абсолютно разные приборы.
Согласно ГОСТу 17.2.2.03-87, содержание окиси углерода (CO) и углеводорода (CH) в отработавших газах автомобиля с бензиновыми двигателями регламентируется при работе двигателя на разных частотах вращения коленвала, установленных предприятием-изготовителем: минимальной — около 800 об/мин и повышенной — около 2000.
В заводских условиях и при регулировке системы питания на СТО содержание CO, CH регулируется на минимальных и повышенных оборотах двигателя. Так, содержание CO на минимальных оборотах двигателя не должно превышать 1,5%, на повышенных 2,0%, а содержание CH с моторами не более четырех цилиндров на минимальных оборотах — 1200 млн-1 (объемная доля), повышенных — 600 млн-1, с двигателями более четырех цилиндров на минимальных оборотах — 3000 млн-1, повышенных — 1000 млн-1.
Для автомобилей с дизельными двигателями, согласно ГОСТу 21393-85, регламентируется норма дымности, которая определяется в процентах. Так, при максимальной частоте вращения коленчатого вала дымность не должна превышать 15% и в режиме свободного ускорения двигателя для дизелей с турбонаддувом — не более 50%, без него не — более 40%.