Авто-ток-шоу

  • Автор темы Evgeniy
  • Дата начала
E

Evgeniy

Новичок
Регистрация
27.07.2008
Сообщения
109
Реакции
5
Баллы
0
28 июл - 3 авг 2008 № 31 (204)Фарид Закария, Игорь Иванов, Андрей Ковалевский


Авто-ток-шоу


Житель Белгородской области инженер-электрик Игорь Корхов, создатель пока единственного сертифицированного в России электромобиля, собрался продать свое детище. За «Таврию» с электромотором и аккумуляторами вместо бензобака Корхов просит 150 000 руб. Эти деньги он мог получить еще 4 года назад - тогда к Корхову по электронной почте обратился какой-то англичанин. Иностранец сулил за еще не обкатанную «электротаврию» ?5000 и бомбардировал инженера письмами, пока Корхов по-русски не послал англичанина куда подальше.
Теперь у британских фанатов электрокаров наконец появилась надежда. Конечно, не потому, что Корхов выставил «Таврию» на продажу: на прошлой неделе премьер-министр Великобритании Гордон Браун призвал автопроизводителей как можно быстрее запускать электромобили в серию. Британцы стараются идти в ногу с остальным миром, в котором, как говорят эксперты, началась вторая волна электрификации автотранспорта. Первая захлебнулась в солнечной Калифорнии в 2002 г. - на электрокары не было спроса. Но с тех пор цена нефти выросла в 5 раз, и теперь, по словам эксперта по автопрому Ernst & Young Ивана Бончева, «видна мощная тенденция, имеющая не только экологические, но и экономические причины». Если до недавнего времени стопроцентные (то есть не-«гибриды») электромобили выпускали только небольшие автопроизводители, то уже через 2–3 года электротранспорт будет выходить с конвейеров гигантов автопрома - Daimler, BMW, Renault, GM, Mitsubishi…

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

Десять лет назад Калифорния считалась пионером электромобилизации. В середине 90-х власти штата разработали программу «нулевого выброса» (Zero Emission Vehicle - ZEV), в рамках которой был принят закон, обязывающий с 1998 г. 3%, а с 2002-го - 10% автомобилей, проданных в Калифорнии, не загрязнять окружающую среду. Проще говоря, власти установили квоту для электромобилей. В продаже сразу появились электрическая версия кроссовера Toyota Rav4 и забавное купе EV1 от General Motors.
Уже через пару лет, в 2001 г., ассоциации калифорнийских автодилеров раскритиковали программу и электромобили, представив 59 аргументов в пользу отмены закона. Среди них - мизерный спрос со стороны потребителей и отсутствие инфраструктуры для обслуживания. От первоначальных жестких требований программы ZEV было решено отказаться. Вскоре Toyota прекратила выпуск электроверсии Rav4, а General Motors отозвал выпущенные EV1 (концерн оставался их собственником, сдавая электромобиль в лизинг) и уничтожил все экземпляры, кроме двух, несмотря на протесты владельцев. Это дало конспирологам богатую почву для самых разнообразных версий - говорили, например, что экологически чистые машин погубило нефтяное лобби. Sony Pictures даже сняла документальный фильм-расследование «Кто убил электромобиль», посвященный событиям в Калифорнии.
В General Motors объясняют закрытие проекта куда более прозаическими причинами. «Топливо тогда было еще не такое дорогое и преимущество электричества не таким явным, - вспоминает Роб Петерсен, пресс-секретарь “электрических” проектов GM. - Технологии были, напротив, слишком дорогими. Еще 5 лет назад запускать этот проект было рано, а через 5 лет будет поздно. Некоторые детали были недоработаны - прошло время, и теперь они вернулись в нашу новую разработку Volt в усовершенствованном виде».
Аналитики согласны с GM и считают, что на этот раз всё получится. «То, что было 10 лет назад в Калифорнии, - это всё же эксперимент», - говорит Иван Бончев из Ernst & Young . Теперь у эксперимента появилась экономическая база.

ЭЛЕКТРОПОРОЖЕЦ

«Таврия» белгородского энтузиаста Игоря Корхова едет так бесшумно, что кажется, будто под капотом нет мотора. Машина разгоняется до 140 км/ч, а одной зарядки хватает примерно на 100 км пути. И это не предел, уверен инженер. «У меня пока дешевые и недолговечные кислотные аккумуляторы, - говорит Корхов. - На Западе уже есть натрий-хлоридные с лучшими качествами, но они пока слишком дороги - порядка $10 000. Когда пойдут в серию - подешевеют».
Главное преимущество его электромобиля - в дешевизне «топлива». Достаточно открыть багажник, вытащить шнур и включить машину «на подзарядку» в обычную розетку. По словам Корхова, полная зарядка аккумуляторов, 13 кВ∙ч, обходится примерно в 20 руб. - это на 100 км хода. Но можно и вообще не платить за зарядку: на участке Корхова стоит ветряная мельница и солнечная батарея, он получает электроэнергию самостоятельно.
Сделать такую машину, по словам Корхова, было несложно. «А что тут такого? Вынул обычный бензиновый двигатель, вставил электромотор, соединил его с коробкой передач, приделал аккумуляторы и поехал - работа одного выходного дня», - рассказывает инженер. Главное было достать детали: в России же их не производят, и практически все Корхов приобрел «по случаю». Двигатель американский, кислотные аккумуляторы, которых хватает на три года работы, китайские. Сейчас Корхову по интернету приходят письма со всех концов страны, и один из главных вопросов - «где купить детали?».
Корхов любит рассказывать историю про то, как гаишники приняли его бесшумную «Таврию» за НЛО. «Остановили, заставили открыть капот, а когда поняли в чем дело, даже документы не попросили, так обалдели», - рассказывает инженер. После того случая он озаботился легализацией своего транспортного средства - в прошлом году, несмотря на все препоны, сертифицировал авто в НАМИ, а затем получил и регистрацию в ГИБДД. Правда, теперь Корхов смотрит в будущее - продав «Таврию», он хочет купить гибридную Toyota Prius (работает как на бензине, так и на электричестве) и переделать ее исключительно на работу от розетки.
 
OP
E

Evgeniy

Новичок
Регистрация
27.07.2008
Сообщения
109
Реакции
5
Баллы
0
ИНТЕРНЕТ-КАР

Первый электромобиль Корхову помогал регистрировать московский юрист Юрий Шулипа, лидер Союза электромобилистов стран СНГ. Он говорит, что сейчас ситуация с электрокарами напоминает интернет-отрасль в начале 90-х, незадолго до бума: и ниша свободна, и есть ожидания гигантских заработков для тех, кто придет в отрасль первым.
Аналогия смелая, но не совсем безосновательная. Предприниматели, заработавшие свои миллиарды на интернет-буме, теперь вкладывают деньги в электромобили. Например, Элон Маск - основатель платежной системы PayPal. Его новая компания Tesla Motors находится в Сан-Карлосе, штат Калифорния, и занимается производством электрического транспорта. Партнерами Маска являются еще два интернет-гуру - Сергей Брин из Google и один из основателей eBay Джефф Сколл.
Первая модель - Tesla Roadster, мощный спорткар - начнет колесить по улицам уже этим летом. «Сама по себе эта машина не изменит мир - это спорткар за $100 000, мы будем выпускать их примерно по 1800 штук в год. Но наш следующий автомобиль, седан, который выйдет в конце 2010 г., будет примерно вдвое дешевле при объеме производства 20 000 в год. А третья модель будет еще дешевле», - говорит Маск в интервью Newsweek. Грубо говоря, алгоритм таков: при повышении объемов производства в 10 раз, цена может снижаться вдвое. И в 2012 г., обещает Маск, выйдет электромобиль стоимостью около $30 000 - вполне подходящая цена для массового покупателя.
Высокая цена - не единственный на данный момент недостаток электромобилей. Заряда батарей пока хватает на пару часов пути. «Но большинство автолюбителей обычно проезжают не больше 80 км в день, - парирует Маск. - А 99% поездок не превышают 320 км в день». Уже вторая машина Tesla будет приспособлена к таким нерегулярным дальним поездкам, причем проблема будет решаться двумя способами. «Имея с собой высокоэнергетическое зарядное устройство, вы сможете “заправить” автомобиль на 80% за 45 минут. Если вы, например, едете из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, а это 400 миль, вы можете проехать 200 миль, остановиться перекусить, зарядить машину на парковке ресторана и проехать оставшиеся 200 миль до Сан-Франциско», - объясняет Маск.
Второй путь - на специальной «заправочной» станции можно будет за пару минут и небольшую сумму денег поменять севшую группу батарей на заряженную. В любом случае Элон Маск призывает полностью отказаться от бензина. Компромиссный вариант - гибридный двигатель - Маску не нравится: «В прошлом году мы много времени потратили на изучение гибридных двигателей и в конце концов решили, что будущее не за этим типом. Это в любом случае компромисс, потому что нужен и бензиновый двигатель, и большая батарея - а значит, и машина не будет особенно хороша, и двигатель будет слабоват…» Сейчас группы инженеров по всему миру работают над увеличением пробега электромобилей: предпринимаются попытки создать безопасную и недорогую литий-ионную батарею, оптимизировать энергопотребление автомобиля. «Примерно через три года мы сможем предложить машину, которая будет ехать без дозаправки до 500 км», - обещает Элон Маск.

ИЗРАИЛЬСКАЯ NOKIA

В Renault также не собираются размениваться на гибридные проекты и планируют создать стопроцентный электромобиль к 2010 г. «Серийное производство начнется не позднее 2011 года, - обещает заместитель руководителя проекта по разработке электромобилей Renault Матье Тененбаум. - На первом этапе речь будет идти о десятках тысяч машин». Первые две модели Renault почти ничем не будут отличаться (кроме, разумеется, двигателя) от обычных бензиновых моделей С- и А-класса. В 2012 г. компания начнет продажи первого специально разработанного электромобиля, ни дизайн, ни название которого в Renault пока не обсуждают - известно лишь, что это будет машина В-класса. Что касается характеристик, то запас хода составит от 100 км (до 180 в экономичном режиме), а максимальная скорость будет не ниже максимально разрешенной в той или иной стране.
Первые электромобили Renault поступят в продажу необязательно во Франции. Продавать свои машины французы будут без аккумулятора - контракт на его аренду и обслуживание (подзарядку) надо будет подписать отдельно. Американская Project Better Place разработала нехитрую схему такого обслуживания: аккумуляторные батареи можно менять на специальных станциях по схеме «оставил свою - дали новую». Первой страной, где будет построена сеть таких станций, станет Израиль.
Крупнейшим инвестором проекта стала Israel Corp., холдинговая компания, владеющая в том числе и нефтеперерабатывающими заводами. «Я, конечно, понимаю, что сам создаю угрозу для своего нефтяного бизнеса», - говорит председатель совета директоров Israel Corp. (а также и Project Better Place) Идан Офер. - Но если Израилю и суждено сделать свою Nokia (имеется в виду прорывной в мировом масштабе продукт, сделанный в маленькой стране. - Newsweek), то это она».
И в Renault, и в Tesla Motors прекрасно знают, кто их конкуренты. На прошлой неделе на лондонском автосалоне показали британский спорткар Lightning, который уже можно заказать, внеся предоплату в £15 000. А в следующем году Mitsubishi начнет выпускать полностью электрическую машинку i-MiEV. Тогда же готовится запустить в серию электромобиль на базе Mini и BMW. Годом позже Daimler планирует выпуск электрокара B-класса, первая пробная поездка которого (из Берлина в Магдебург и обратно) состоялась 4 июля. Одновременно начнет производство новой модели Volt компания General Motors. «Мы не комментируем то, что делают наши конкуренты, - говорит Тененбаум из Renault. - Но после объявления о нашем проекте в Израиле в январе 2008 года многие автопроизводители заявили о своих планах по созданию электромобилей». Свои планы озвучили не только лидеры автопрома, которых в конечном счете интересует только прибыль и экономия, но и разработчики бескомпромиссно «зеленых» технологий: например, в строящемся в ОАЭ экогороде Масдар вместо электрокаров будут «подкары» - движущиеся по магнитным рельсам автоматические персональные кабинки.

http://www.runewsweek.ru/rubrics/?rubric=business&rid=2683
 
Верх Низ