Что ждет автомобильный рынок и автокредитование

  • Автор темы Andrey Ford
  • Дата начала
Andrey Ford

Andrey Ford

Активный участник
Регистрация
05.11.2007
Сообщения
32 850
Реакции
326
Баллы
83
Автопром ждут темные времена. Крупнейшие авторынки катятся в тартарары. Жестокое падение продаж автомобилей в США и Западной Европе еще как-то компенсируется ростом на развивающихся рынках вроде нашего, однако уже в следующем году и они не смогут помочь остановить падение.
Американцы уже перестали покупать новые автомобили. В этом году, по прогнозам, на американском рынке будет продано около 10,8 млн автомобилей, что на 2 млн машин меньше, чем в прошлом году. Как показывает исследование, две трети американцев, отказавшихся от покупки нового автомобиля, решили просто отложить приобретение на более поздний срок. В этом году средний срок владения новым автомобилем в США увеличился на четыре месяца – до 71 месяца. Оставшаяся треть отказников пренебрегла новыми авто из-за ухудшившейся ситуации на рынке автокредитов. Помимо продаж “частникам” упадут корпоративные продажи – с 3,3 млн до 2,8 млн машин.
“Покупатели вольно или невольно покидают американский авторынок, – считает Джефф Шустер, глава отдела автомобильной аналитики компании J.D. Power and Associates. – Значительное снижение продаж связано с растущими сомнениями потребителей в доступности автокредита и лизинговых схем, паникой на фондовом рынке и общим упадком американской экономики”. Причем усиление кризиса в конце года может снизить прогноз еще на 200 000 машин.
Общий американский рынок, включающий корпоративный сектор и рынок подержанных автомобилей, также уменьшится, правда, “всего” на 16% – с 16,1 млн до 13,8 млн шт. Ухудшение условий по трейд-ину и в то же время стремление к переходу от новых авто к подержанным не дает особых шансов рынку новых машин. Восстановление позиций, по прогнозам, произойдет не раньше чем через 1,5 года.
Ситуацию на европейском рынке пока можно еще описать как стагнирующую: ожидается падение всего на 3% – до 21,3 млн автомобилей. Упадок на рынках Западной Европы (15,6 млн автомобилей, -7,5%) компенсируется ростом в восточноевропейских странах (5,8 млн шт., +11,3%), правда, и здесь намечается замедление продаж.
Такая же ситуация будет наблюдаться и на рынках других развивающихся стран BRIC. Так, замедляются темпы продаж автомобилей в Китае. Хотя по итогам этого года прогнозируется рост до 8,9 млн авто (+9,7%), однако данные темпы более чем в два раза ниже прошлогодних, когда рынок вырос почти на четверть.
Примерно то же самое происходит и в Индии, где прогноз продаж на этот год уже понижен с 1,9 млн до 1,8 млн автомобилей. А снижение темпов продаж уже стало тенденцией: в 2006 г. рост составил 21%, в 2007 г. – 16%, прогноз на этот год – 5,1%.
“В 2009 году мировой автопром ждет коллапс, – прогнозирует Дж. Шустер. – Ни один рынок не сможет избежать кризиса”. Его пророчества отчасти подтверждаются прогнозами участников российского авторынка, который в последние годы являлся одним из самых быстрорастущих в Старом Свете, – оптимистичные оценки сохраняют возможность небольшого роста, но это максимум 5%.

По материалам www.autonews.ru
 
OP
Andrey Ford

Andrey Ford

Активный участник
Регистрация
05.11.2007
Сообщения
32 850
Реакции
326
Баллы
83
В сложных финансовых условиях банки дошли до того, что начали требовать досрочного погашения задолженностей. К счастью, сектора автокредитования это пока не коснулось: требовать досрочно выплатить долги никто не будет и машины отбирать тоже.

Это возможно лишь в том случае, если цены на автомобили резко упадут на 15-25%, говорят банковские эксперты. Но, несмотря на то, что существование некоторых банков сейчас находится под вопросом, долги за кредитную машину все равно придется выплатить полностью – и, между прочим, возможно, уже совсем другим банкам.

Интересные настроения в последнее время царят в автомобильном сообществе: автовладельцы почему-то решили, что раз на улице кризис, а банки близки к тому, чтобы прекратить свое существование, выплаты по автокредитам можно на время приостановить – или совсем не платить. Посидеть подождать, что будет, того и гляди, про долги забудут. Свежий случай последних дней, рассказанный в одном из коллекторских агентств: в Воронеже владелец новенькой Toyota Corolla наотрез отказывался делать взносы за свою машину, полагая, что его банк все равно в ближайшее время обанкротится. Но банк не забыл о своем кредиторе. В народе пошел слух, что скоро начнут приходить за всеми, – ведь банкам сейчас так нужны деньги.
Коллекторам в последнее время действительно прибавилось работы: число просроченных задолженностей по всем видам кредитования только увеличивается. Что касается автокредитования, в первую очередь под удар попали состоятельные клиенты и владельцы автомобилей премиум-класса, то есть тот слой населения, который считался самым надежным. "Но мы этих заемщиков не трогаем. Ведь здесь речь идет не столько о кризисе ликвидности, сколько о кризисе доверия. Если сейчас кризис коснется взаимоотношений кредиторов и заемщиков, это будет тотальный коллапс”, – комментирует заместитель директора коллекторского агентства АКМ Александр Щербаков.
Коллекторы подчеркивают, что выбивание долгов и требование досрочного погашения относятся лишь к недобропорядочным заемщикам, которые игнорируют выплаты как таковые. Требовать автокредиты обратно у добропорядочных заемщиков банкам нет никакого резона, отмечает эксперт коллекторского агентства “Ефремов и партнеры” Владислав Топокин, поскольку это чревато не только огромными репутационными рисками для банка, но и большими издержками: операционными, судебными, плюс аутсорсинг по выбиванию долгов, организация розницы по продаже автомобилей и пр. “Это в принципе очень сложно, – говорит В. Топокин. – Это процесс не быстрый, поэтому говорить об этом преждевременно”.
“По ипотечным кредитам некоторые банки действительно начали требовать досрочного погашения. В автокредитовании аналогичной ситуации мы пока не наблюдаем, – констатирует А. Щербаков. – В секторе ипотеки это вызвано тем, что процентные ставки здесь были относительно невысоки при росте цен на недвижимость. Сегодня там ситуация стабилизировалась и цены заморозились. В автокредитовании ситуация другая, продажи растут, и возникновение аналогичной ситуации возможно лишь в том случае, если цены на автомобили упадут на 15-25%”.

Отметим, что в ближайшее время цены на машины вряд ли снизятся так резко, если снизятся вообще.

“Отбирать” машины банки тоже не будут – это просто не имеет смысла. Известно, что автовладельцы, приобретшие автомобили в кредит, полновластными собственниками своих автомобилей не являются: ПТС находятся в залоге в банке, следовательно, пока заемщик не выплатит долг, он как следует распоряжаться машиной не может. Однако банкиры знают, что отсутствие ПТС никоим образом не ограничивает права распоряжения кредитным автомобилем. “Таких случаев множество, – комментирует А. Щербаков. – Владельцы кредитных машин идут в ГАИ и пишут заявление, что они потеряли ПТС. Им выдают дубликат взамен “утерянного”. Отследить, что автомобиль кредитный, нельзя, потому что сейчас нет единого реестра кредитных автомобилей, хотя мы неоднократно делали ГИБДД предложение посодействовать его созданию. Потом с этим автомобилем люди могут делать все что угодно, ПТС у них на руках. Мы пытались говорить с ГАИ, но парадокс в том, что фактически закон здесь не нарушается и подобные действия не подпадают под действие ст. 159 УК (мошенничество). Единственный выход для банка в таком случае – подавать в суд”. Как отмечает эксперт, банк Unicredit, например, по этой причине вообще перестал оставлять ПТС кредитных автомобилей у себя, поскольку, подсчитав операционные затраты, банк пришел к выводу, что делать это просто невыгодно.

Таким образом, нервничать больших оснований вроде бы нет, но и рассчитывать, что в обстановке всеобщей истерии, что сохраняется сейчас, долги сами собой растворятся, тоже не надо. “В том случае, если банк, в котором человек брал автокредит, лопнет, то клиенту все равно придется выплачивать свой долг, – комментируют ситуацию в банке “Авангард”. –- Как правило, банки, которым срочно нужны деньги, продают портфели своих кредитов третьей стороне, и автозаемщик несмотря ни на что должен выполнить свои обязательства. Более того, сейчас некоторые банки уже рассматривают такую возможность для повышения ликвидности. Хотя сейчас ситуация с массовым дефолтом банков маловероятна – государство оказывает поддержку кредитным организациям, попавшим в затруднительное положение, пускай и ценой смены собственника. Но понятно, что смена владельца никак не влияет на обязанность клиента банка регулярно вносить платежи по автокредиту”.

В общем, как предупреждают эксперты, всегда найдется тот, кто с удовольствием заберет у вас ваши долги. В случае, если банк вошел в состав другого банка, все обязательства и права требования перейдут к новому собственнику, который вас со временем найдет. Операционные заминки, конечно, будут, говорят юристы, – две-три недели, – но все равно заемщику придется топать в банк платить кредит, пусть даже под другую вывеску. Ну а применительно к банку, который не сегодня-завтра действительно обанкротится (хотя об этом всегда узнаешь внезапно), существует государственная система страховых вкладов, которая берет на себя обязательства рассчитаться с клиентами обанкротившегося банка, а вместе с тем – право взыскивать накопившиеся долги.

По материалам www.autonews.ru
 
И

<ИГОРЬ>

Guest
Тревожные «гудки» на рынке автокредитования / Тема дня
Тревожные «гудки» на рынке автокредитования
Иллюстрация: Stock.XCHNG
Тревожные «гудки» на рынке автокредитования
29.12.2008 · 3

Российский рынок ипотеки уже вкусил последствия кризиса: по наиболее пессимистичным прогнозам Минэкономразвития, около трети ипотечных кредитов могут оказаться дефолтными. Ипотека «просигнализировала» первой, так как размер ежемесячных платежей здесь существенно больше, чем почти по любому другому розничному кредиту, а значит, наиболее тяжко бьет по карману заемщика, лишившегося работы или потерявшего часть дохода, — позволяет быстрее выявить его неплатежеспособность. В соответствии с такой логикой следующий на очереди — рынок автокредитования.

Из 20 банков, которые, согласно версии РБК.Рейтинг, на середину 2008 года представляли собой крупнейших игроков этого рынка, сегодня продолжают давать кредиты на покупку автомобиля только 16. «Русский Стандарт», Промсвязьбанк, «Союз» приостановили выдачу таких кредитов, а Московский Банк Реконструкции и Развития полностью закрыл это направление розничного бизнеса.

Что ожидает других участников рынка? Каким образом кризисная ситуация скажется на условиях автокредитования и как это повлияет на положение существующих и потенциальных заемщиков?

Некоторые банки не преминули компенсировать возросший кредитный риск и увеличение стоимости ресурсов за счет повышения ставок по действующим кредитам физлицам, если такая возможность прописана в кредитном договоре. На сайте одного из лидеров автокредитования описание условий предоставления кредита сопровождается указанием срока действия опубликованных тарифов и примечанием: кредитор вправе в одностороннем порядке изменить размер процентной ставки за пользование кредитом в случае изменения Банком России ставки рефинансирования. Данное право в ближайшее время, вероятно, будет оспорено: депутаты Госдумы планируют запретить банкам пересматривать в одностороннем порядке ставки по уже выданным ссудам, даже если условия кредитного договора оставляют такую возможность. Пока названные поправки не вступят в силу, заемщикам приходится рассчитывать на лояльность своих кредиторов.

Многие банки принимают меры, позволяющие облегчить бремя заемщиков. Так, в середине декабря Метробанк объявил о начале двухнедельной акции, благодаря которой при полной оплате просроченной задолженности по потребительским кредитам (в том числе по автокредитам) до конца 2008 года заемщик избавляет себя от штрафных санкций за просрочку платежа. У некоторых банков были сняты или смягчены ограничения, связанные с возможностью досрочного погашения кредита.

Изменились также требования, предъявляемые банками к заемщикам. «Уралсиб» и Сбербанк повысили возрастной порог для лиц, претендующих на получение автокредита. Почти все участники рынка требуют, чтобы у заемщика была постоянная регистрация по месту оформления кредита или, по крайней мере, в одном из регионов присутствия кредитной организации. Наличие временной регистрации пока удовлетворяет требованиям Сбербанка и ВТБ 24, но при этом оба они при предоставлении кредита оговаривают, что срок кредитования не может превышать срок регистрации.

В условиях, когда на предприятиях участились сокращения, на первый план выходят такие параметры оценки потенциальных заемщиков, как общий трудовой стаж и время работы на последнем месте. В требованиях Росбанка можно встретить следующую фразу: «Непрерывный срок трудовой деятельности на последнем (настоящем) месте работы не менее 6 месяцев». Уточнение (в скобках) наводит на мысль о том, что сотрудники Росбанка уже успели столкнуться с печальными курьезами, когда под последним местом работы потенциальный заемщик понимал то, с которого был уволен. Важный показатель, который хотя бы отчасти позволяет банкам прогнозировать платежеспособность клиента, — это стаж заемщика на последнем рабочем месте. Большинство банков остаются удовлетворены, если заявитель нес службу на предприятии не менее 3 месяцев, долее которых редко длится испытательный срок самых предвзятых работодателей. Тем не менее, не считая позволительным исключать любую вероятность, Газпромбанк требует справку с настоящего места работы об истечении испытательного срока и зачислении в штат, если стаж заемщика составляет 3—5 месяцев.

Требования банков к уровню доходов клиента если и предъявляются, то — с учетом существующей стоимости жизни и ее быстрого удорожания — удивительно мягки. Подобные требования существуют у ВТБ 24, Альфа-Банка и МДМ-Банка, но ни у одного из них минимально допустимый ежемесячный доход заемщика (в том числе москвича) не превышает 15 тыс. рублей.

Однако действия банков направлены не только на «фильтрацию» спроса, но и на оптимизацию предложения в соответствии с ситуацией на рынке банковских услуг. Многие участники рынка сократили сроки кредитования. Например, если ранее в таких банках, как «Уралсиб», ВТБ 24, МДМ-Банк, частные заемщики могли получить кредит на автомобиль сроком до 7 лет, то теперь максимально на 5 лет.

За последний квартал почти повсеместно были повышены ставки по новым договорам автокредитования. Для валютных кредитов удорожание составило в среднем 4—7 процентных пунктов, для рублевых — 5—25. Каков уровень ставок по программам крупнейших участников рынка автокредитования сегодня, можно увидеть на графике. Следует отметить, что помимо процентной ставки на стоимость кредитного продукта влияет ряд других факторов, да и условия выдачи автокредитов в различных банках неоднородны. При сравнении предлагаемых банками автокредитных программ нельзя оставлять без внимания такие параметры, как размер комиссий и штрафов, требования и возможности по страхованию и обеспечению и, разумеется, минимальный размер первоначального взноса.

Ведь компенсировать кредитный риск можно не только путем повышения процентных ставок, но и за счет увеличения доли участия собственных средств заемщика в приобретении авто. Особую действенность последний метод приобретает в период кризиса, когда редкий заемщик уверен в стабильности своего дохода. Взнос клиента не только компенсирует стоимость амортизации автомобиля на тот случай, если его придется реализовывать как залог, но и поможет банку не допустить к кредитным средствам слишком опрометчивых заемщиков, а более сознательных — дисциплинировать. Почти все крупные участники рынка — Сбербанк, Росбанк, Райффайзенбанк, ВТБ 24, «Уралсиб», МДМ-Банк, Абсолют Банк — в последние месяцы отказались от кредитования без первоначального взноса, а те, у кого требуемый взнос составлял несущественную долю в стоимости автомобиля, увеличили ее. Сегодня минимальный размер первого платежа при автокредитовании у большинства банков составляет 20—30%.
Действительно, рынок автокредитования в России вымирает, это обуславливается не только высокими процентными ставками, требованиями к заемщикам, но и отказ многих банков в выдачи кредитов на дорогие(свыше 2 млн. рублей) иномарки, как новые, так и поддержанные, причем на автомобили б/у у многочисленных банков программы "заморожены", а ведь многие заемщики пользуются именно этими кредитами.
А ведь банкиры боятся, что в 2009 году просрочка по дорогим автомобилям, приобретенных в кредит возрастет,и в случае изъятия-не смогут продать по залоговой стоимости транспортное средство ни в кредит, ни за наличку. Автосалоны понижают цены на новые иномарки(представительский, бизнесс-классы).
И еще одно-для многих банков этот рынок не безопасный из-за "пробелов" в нашем российском законодательстве. Да сейчас даже те, кто официально не свернул автокредитование, по факту не кредитуют.
Пытался взять автокредит в Сбере (первоначальный взнос - 70%, справки НДФЛ2 за два (!) года, всё "белоё", доход по расчетам салона превышал почта в два раза требуемый на запрашиваемую сумму кредита, служба безопасности беседовала и со мной и с женой), почти две недели му.. тянули и в результате гордо отказали! Не иначе готовяться участвовать в премьерской программе помощи отечественному автопрому....
 
Ferz

Ferz

Участник
Регистрация
03.02.2007
Сообщения
8 779
Реакции
24
Баллы
38
Скорее всего хотят до субсидий теперь тянуть. Хотя пытался я в отеделении на Горького выудить инфу про эти субсидии, так мне служащая ничего и не сказала. Лишь развела руками и похлопала глазками.
 
Towele

Towele

Новичок
Регистрация
23.11.2006
Сообщения
3 365
Реакции
0
Баллы
0
Andrey Ford всё будет хорошо, продаёж Фъюжик, купаеж ВАЗ в 2009 году по льготной программе и будет тебе счастье :biggrin:

думаю нада ввести расстрел или показательные пытки для всех, кто в 2009 не купит ВАЗ по программе поддержки Российского автопрома :dc41bde38af1bebc0ab
 
Sasha21102

Sasha21102

Активный участник
Регистрация
10.01.2006
Сообщения
7 551
Реакции
35
Баллы
48
Гы ИМХО имеет смысл взять на себя обязательство добровольно купить Таз в 2009году.
 
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Еще не поздно это сделать в 2008 году
 
A

Alex 777

Guest,
Регистрация
24.11.2005
Сообщения
110 109
Реакции
360
Баллы
0
Andrey Ford всё будет хорошо, продаёж Фъюжик, купаеж ВАЗ в 2009 году по льготной программе и будет тебе счастье :biggrin:

думаю нада ввести расстрел или показательные пытки для всех, кто в 2009 не купит ВАЗ по программе поддержки Российского автопрома :dc41bde38af1bebc0ab

Начни с себя!:good:
 
Towele

Towele

Новичок
Регистрация
23.11.2006
Сообщения
3 365
Реакции
0
Баллы
0
Начни с себя!:good:

Никак нельзя!
Понимаете, если мой проект одобрят - придётся стать слугой народа российского. А слугам никак нельзя даже думать о том, что бы правила народа на себя применять... боже упаси. Прятаться придётся за стёкла тонированные, охрану и прочее... что бы народ не пугать явлением своим.
 
OP
Andrey Ford

Andrey Ford

Активный участник
Регистрация
05.11.2007
Сообщения
32 850
Реакции
326
Баллы
83
Andrey Ford всё будет хорошо, продаёж Фъюжик, купаеж ВАЗ в 2009 году по льготной программе и будет тебе счастье :biggrin:

думаю нада ввести расстрел или показательные пытки для всех, кто в 2009 не купит ВАЗ по программе поддержки Российского автопрома :dc41bde38af1bebc0ab

Так я тазло могу и так купить, не продавая фьюжик,а смысл?;)
 
Верх Низ