Поддержанные автомобили\статья Авторевю

  • Автор темы !Chip
  • Дата начала
!Chip

!Chip

Активный участник
Регистрация
27.02.2008
Сообщения
42 382
Реакции
2 255
Баллы
113
http://autoreview.ru/archive/2009/01/taxes/

Поддержанные автомобили

Дмитрий ЛАРЧЕНКО

Как и ожидалось, новость о повышении таможенных пошлин на иномарки всколыхнула Приморье. Люди выходили на улицы, перекрывали шоссе и проспекты, пытались прорваться в аэропорт Владивостока, в Москву полетели петиции, но… Центр быстро и недвусмысленно дал понять: хватит шуметь! На Дальний Восток были откомандированы бойцы ОМОНа, а на срочно созванном в Набережных Челнах совещании с «генералами российского автопрома» позицию правительства озвучил Владимир Путин: пути назад не будет. То есть с 12 января пошлины повысились, несмотря на пикеты, просьбы иностранных автоконцернов и рекомендации японских властей пойти на попятную.

На Дальнем Востоке «правый руль» — это не просто средство передвижения. Это еще и крупный бизнес, в который прямо или косвенно вовлечены десятки, если не сотни тысяч человек. Правда, их дела пошли хуже еще несколько месяцев назад, когда спрос на подержанные автомобили упал из-за кризиса: на стоянках за Уралом скопились десятки тысяч нераспроданных «японок». И то, что с января растаможка, например, шестилетней Короллы обойдется в 8000 долларов вместо прежних 2000, реального влияния на состояние рынка уже не оказало. Стало лишь очевидным, что машины из Японии рискуют оказаться дороже «леворульного» секонд-хенда, а вовлеченные в «праворульный» бизнес люди — без доходов.

И дальневосточные коммерсанты, и правительство прекрасно понимали, что повышение пошлин осложнит жизнь в регионе. Но в масштабах страны появились более серьезные проблемы. Осенью едва ли не вдвое сократили объемы закупок комплектующих и останавливали свои конвейеры ГАЗ и КАМАЗ, а позже с кризисом перепроизводства столкнулись УАЗ и АвтоВАЗ, что вынудило их устроить длинные новогодние каникулы — от двух до пяти недель. Так что будущее всего автопрома России, в котором заняты миллионы человек, оказалось под вопросом.

ГАЗ и КАМАЗ, производящие коммерческие автомобили, забили тревогу первыми, поэтому таможенные сборы для импортных грузовиков выросли гораздо сильнее, чем для легковушек. К примеру, растаможка новых грузовиков с полной массой свыше 20 тонн (в эту категорию как раз попадают КАМАЗы) обойдется в 25% от таможенной стоимости вместо прежних 5%. А за такие же грузовики, но старше пяти лет, придется заплатить по 4,4 евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя — в два раза больше, чем раньше. Поскольку объемы двигателей подобных машин нередко превышают 10 литров, суммы получаются астрономические. Под раздачу попали и легкие грузовики — конкуренты Газели и ее производных. Если автомобиль новый, то за его ввоз придется заплатить 25% таможенной стоимости вместо 10% ранее, а за подержанную машину — по два евро за «кубик» вместо одного.

Но пошлинами дело не ограничилось — и 19 декабря на упомянутом совещании в Набережных Челнах Владимир Путин рассказал о новых защитных мерах. Если вкратце, то глава правительства пообещал субсидировать из федерального бюджета потребительские кредиты на отечественные автомобили, дать госгарантии по займам автозаводов, помочь деньгами лизинговым компаниям, а главное — закупить автомобили как для федеральных органов власти, так и для муниципалитетов. Фактически премьер запретил госструктурам покупать импортные автомобили.

Наконец, Путин пообещал «обнулить» стоимость доставки российских автомобилей на Дальний Восток по железной дороге, попутно подчеркнув, что к отечественным автозаводам относятся и предприятия, выпускающие иномарки в режиме промсборки. Но примечательно, что ни одного представителя этих компаний в Набережных Челнах не оказалось.

Около 23 миллиардов рублей (из них 10,5 миллиарда — из бюджета) в 2009 году поручено потратить на закупки отечественных автомобилей органам федеральной власти — МВД, МЧС, Минобороны и другим. Еще 30 миллиардов (20 из федерального и 10 — из региональных бюджетов) получат муниципалитеты — они будут закупать общественный транспорт, машины коммунальных и медицинских служб. Около 40 миллиардов обещано Министерству транспорта на закупку техники в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» — скорее всего, для этого при Минтрансе создадут лизинговую компанию, которая будет заказывать автомобили с предоплатой 50% вместо нынешних 30%, чтобы деньги доходили до автопроизводителей быстрее. Закупать машины по аналогичной схеме будет и госкомпания Росагролизинг — на эти цели она получит пять миллиардов рублей. А еще 43 миллиарда выдадут в виде «дешевых» кредитов (не выше ставки рефинансирования ЦБ, которая сейчас составляет 13%) коммерческим лизинговым фирмам.

Что касается самих автопроизводителей, то они, во-первых, получат государственные гарантии по кредитам — нынешним и грядущим — на 70 миллиардов рублей, а во-вторых, смогут привлечь еще 60 миллиардов, выпустив облигации, — тоже с госгарантией и возможностью рефинансирования через Центробанк.

Направят бюджетные деньги и на финансирование потребительских кредитов. Автолюбителям, если те покупают отечественный автомобиль ценой до 350 тысяч рублей в кредит на три года, государство компенсирует выплаты процентов в размере 2/3 от ставки рефинансирования. То есть до 47 тысяч рублей в расчете на каждую машину.

В итоге, даже без учета потребительских кредитов и компенсации за доставку автомобилей на Дальний Восток, в 2009 году государство потратит на поддержку российского автопрома около 270 миллиардов рублей. По курсу на конец декабря это более девяти миллиардов долларов. Или 4% от федерального бюджета на 2008 год. Неслабо!

Любопытно, что практически одновременно нечто похожее происходило и в США: президент Буш решил выделить находящимся на грани краха гигантам General Motors и Chrysler кредиты на 17,4 миллиарда долларов. Принципиальное же отличие в том, что бюджет США больше нашего в 12 раз, а деньги выдали на очень жестких условиях: оперативная реструктуризация производства, снижение затрат, полный государственный контроль над операционной деятельностью... Если условия не будут выполнены, то GM и Chrysler ждет банкротство. Важно и то, что помощь была оказана после перипетий, сопровождавшихся чуть ли не всенародным обсуждением. Сначала конгресс рассмотрел планы «большой тройки» — и, сочтя их недостаточно убедительными, отправил просителей восвояси, попутно попеняв, что те могли бы летать в Вашингтон не на персональных «джетах», а регулярными авиалиниями. Затем, после доработки планов, конгресс решил выделить деньги. Но сенат это решение отверг. И лишь затем, воспользовавшись своим правом, решение о выделении кредита принял Буш…

А на каких условиях дают деньги в России? С помощью каких механизмов будут субсидировать кредитование? Как это изменит рынок? И что за автомобили будут продавать на Дальнем Востоке, когда тот останется без «праворукого» импорта?

Точных ответов пока нет. В министерствах и ведомствах разрабатывают приказы и постановления, но в первую очередь чиновники работают над «перечнем системообразующих организаций». На конец декабря в нем было 295 предприятий. Среди них пять автомобилестроительных: ГАЗ, АвтоВАЗ, Sollers (экс-Северсталь-авто), ЗИЛ и КАМАЗ. Именно они могут рассчитывать на кредитование по госгарантиям, субсидирование процентной ставки, увеличение уставного капитала (если в нем есть доля государства), госзаказ и тарифную поддержку.

С субсидированием потребительских кредитов ясности еще меньше. Например, субсидии можно выдавать непосредственно автопроизводителям, можно банкам, которые с ними работают, а можно — только своим, «системообразующим» — Сбербанку и ВТБ. Это, с одной стороны, упростит контроль за деньгами, но с другой — удалит остальных кредиторов из важнейшего рыночного сегмента.

А что такое «отечественный автомобиль ценой до 350 тысяч рублей»? Только Лады? Или еще московский Renault Logan, выпускаемые в Набережных Челнах седаны Fiat Albea, таганрогский Hyundai Accent, ижевская Spectra и калужская Skoda Fabia? Если на АвтоВАЗе уже не сомневаются, что государство поможет, то многие руководители сборочных предприятий (возможно, за исключением приглашенного в Набережные Челны Вадима Швецова, босса компании Sollers, на одном из заводов которой выпускается Fiat Albea) пока в полном неведении: с ними меры по поддержке автопрома никто не обсуждал и никаких обещаний не давал. Впрочем, если озвученная верхняя планка в 350 тысяч рублей останется неизменной, то поддержка кредитов на покупку автомобилей может реально помочь только АвтоВАЗу. Ведь рубль продолжит падение, а это значит, что другим сборочным производствам, практически полностью зависящим от поставок комплектующих из-за границы, будет непросто продавать машины за 350 тысяч рублей. Несмотря на рапорты о растущей локализации (доле произведенных в России комплектующих и услуг), она все еще слишком мала — никакого сравнения с АвтоВАЗом, наименее зависимым от «валютного» импорта.

Интересна ситуация и с железной дорогой. Во-первых, никто еще толком не понимает, что такое «нулевой тариф». Его должна определить Федеральная служба по тарифам — и разъяснить, кому и в какие регионы можно будет перевозить автомобили бесплатно.
 

Вложения

  • Graff_750.jpg
    Graff_750.jpg
    71,5 КБ · Просмотры: 61
  • Поддержанные автомобили.zip
    258 КБ · Просмотры: 43
OP
!Chip

!Chip

Активный участник
Регистрация
27.02.2008
Сообщения
42 382
Реакции
2 255
Баллы
113
продолжение
Пока же можно прикинуть, о каком объеме перевозок идет речь. Весь авторынок Дальнего Востока чиновники оценивают не более чем в 20 тысяч автомобилей. Если в Приморье и Хабаровском крае будут продавать только российские легковушки, то затраты на их доставку не превысят одного миллиарда рублей. По сравнению с цифрами, озвученными выше, — сущие пустяки. Но смущает то, что если высокие пошлины — это в конечном итоге проблема тех, кто покупает импортные автомобили, то компенсация из бюджета стоимости доставки российских автомобилей на Дальний Восток ложится бременем уже на всех налогоплательщиков, включая и тех, у кого никогда не было и не будет автомобиля — ни российского, ни импортного, ни нового, ни подержанного.

Не будем забывать, что автомобили нужно не только отправить по железной дороге, но еще и разгрузить, складировать, а главное — продать. Как? Ведь официальных дилеров на Дальнем Востоке — раз-два и обчелся. Больше всего — восемь — их у АвтоВАЗа. Но все вместе они продают меньше двух тысяч машин в год — в Приморском и Хабаровском крае, на Сахалине и Камчатке. Из западных компаний автосалоны во Владивостоке открыли лишь Ford и Mercedes-Benz, а в Хабаровске — Ford и Volvo, но объемы продаж ограничиваются сотнями автомобилей. Любопытно, что официальных дилеров японских компаний в регионе нет вовсе. Пока же автобизнес на Дальнем Востоке — это небольшие магазины-стоянки и полукустарные мастерские. И вряд ли в разгар кризиса в Приморье начнут строиться современные дилерские центры: большинство розничных сетей сидят на голодном пайке, расплачиваясь по старым кредитам, и об инвестициях в расширение бизнеса речи не идет. Серьезную помощь в возведении дилерских центров могли бы оказать сами автопроизводители, но и им сейчас не сладко: кризис потребительского рынка накрыл не только Россию. Да и нет у них уверенности, что озвученные меры — это всерьез и надолго. Должно пройти время.

Так что Приморью и Хабаровскому краю волей-неволей придется еще годик-другой поездить на «праворуких» автомобилях — других пока нет.

А что потом? Может, торговцы и таможенники изобретут новую лазейку, как это было до недавнего времени, когда автомобили ввозились в виде «конструкторов» — отдельных узлов и агрегатов, а затем в считанные часы вновь собирались в полноценный автомобиль? Нынче такие фокусы не пройдут. Не будем забывать, что в арсенале государства есть не только методы так называемого тарифного регулирования, о которых мы говорили выше, но и мощнейший рычаг в виде технического регулирования. В принципе, будь на то жесткая воля, заслон правому рулю можно было поставить и раньше, например, ужесточив требования техосмотра. Зато сейчас, когда Путин подтвердил жесткость своей позиции, депутаты Олег Морозов и Николай Гончар внесли в Госдуму законопроект, запрещающий ввозить в Россию автомобили, не соответствующие «национальным требованиям безопасности». И если в следующем году он будет одобрен депутатами, сенаторами и президентом, то машины с правым рулем, а вместе с ними и американские «трехлетки» навсегда останутся за кордоном.

Нужно понимать, что девять миллиардов долларов — это уже игра по-крупному. Чтобы не сдать эти деньги без боя, приток подержанных автомобилей в Россию придется перекрыть. Да, импортом «японок» жил целый регион. Да, на их таможенной очистке федеральная казна получала более миллиарда долларов ежегодно, а это целый бюджет Приморского края. Но ведь в ту же Японию уходило гораздо больше! И сейчас, когда цены на нефть упали, отток валюты (с учетом «американцев» это как минимум пять миллиардов долларов в год только за счет подержанных автомобилей!) может ударить не только по автопрому, но и по всей российской экономике. А ей и без того плохо. Что до протестов Японии и угроз, что, мол, новые пошлины могут осложнить прием России в ВТО, то это легко понять: мало того что уходящий в Россию секонд-хенд приносил стране немалые деньги, так попутно решалась и острейшая проблема утилизации этих автомобилей.
 
Nusferatus

Nusferatus

Super Moderator
Регистрация
01.12.2006
Сообщения
40 161
Реакции
179
Баллы
63
Отнять у бедных, раздать богатым - нормальный процесс)
 
Platinum_S

Platinum_S

S.N.R.C/RX-8 club
Регистрация
19.07.2008
Сообщения
614
Реакции
0
Баллы
16
прав-во продало душу автовазу... как обычно... почти купил себе праврукую ракету... теперь аблом...
 
Последнее редактирование модератором:
jingvar

jingvar

Активный участник
Регистрация
15.08.2007
Сообщения
7 272
Реакции
72
Баллы
48
А еще нормально можно тырить бабло (между прочим наше).
Например сейчас ЖД перевозка авто стоит 1 рубль. Быстренько пересчитали, тариф стал 3рубля. А теперь по схеме "нулевых тарифов" выдергиваем деньги из бюджета.
 
Верх Низ