!Chip
Активный участник
- Регистрация
- 27.02.2008
- Сообщения
- 42 382
- Реакции
- 2 255
- Баллы
- 113
http://autoreview.ru/archive/2009/01/taxes/
Поддержанные автомобили
Дмитрий ЛАРЧЕНКО
Как и ожидалось, новость о повышении таможенных пошлин на иномарки всколыхнула Приморье. Люди выходили на улицы, перекрывали шоссе и проспекты, пытались прорваться в аэропорт Владивостока, в Москву полетели петиции, но… Центр быстро и недвусмысленно дал понять: хватит шуметь! На Дальний Восток были откомандированы бойцы ОМОНа, а на срочно созванном в Набережных Челнах совещании с «генералами российского автопрома» позицию правительства озвучил Владимир Путин: пути назад не будет. То есть с 12 января пошлины повысились, несмотря на пикеты, просьбы иностранных автоконцернов и рекомендации японских властей пойти на попятную.
На Дальнем Востоке «правый руль» — это не просто средство передвижения. Это еще и крупный бизнес, в который прямо или косвенно вовлечены десятки, если не сотни тысяч человек. Правда, их дела пошли хуже еще несколько месяцев назад, когда спрос на подержанные автомобили упал из-за кризиса: на стоянках за Уралом скопились десятки тысяч нераспроданных «японок». И то, что с января растаможка, например, шестилетней Короллы обойдется в 8000 долларов вместо прежних 2000, реального влияния на состояние рынка уже не оказало. Стало лишь очевидным, что машины из Японии рискуют оказаться дороже «леворульного» секонд-хенда, а вовлеченные в «праворульный» бизнес люди — без доходов.
И дальневосточные коммерсанты, и правительство прекрасно понимали, что повышение пошлин осложнит жизнь в регионе. Но в масштабах страны появились более серьезные проблемы. Осенью едва ли не вдвое сократили объемы закупок комплектующих и останавливали свои конвейеры ГАЗ и КАМАЗ, а позже с кризисом перепроизводства столкнулись УАЗ и АвтоВАЗ, что вынудило их устроить длинные новогодние каникулы — от двух до пяти недель. Так что будущее всего автопрома России, в котором заняты миллионы человек, оказалось под вопросом.
ГАЗ и КАМАЗ, производящие коммерческие автомобили, забили тревогу первыми, поэтому таможенные сборы для импортных грузовиков выросли гораздо сильнее, чем для легковушек. К примеру, растаможка новых грузовиков с полной массой свыше 20 тонн (в эту категорию как раз попадают КАМАЗы) обойдется в 25% от таможенной стоимости вместо прежних 5%. А за такие же грузовики, но старше пяти лет, придется заплатить по 4,4 евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя — в два раза больше, чем раньше. Поскольку объемы двигателей подобных машин нередко превышают 10 литров, суммы получаются астрономические. Под раздачу попали и легкие грузовики — конкуренты Газели и ее производных. Если автомобиль новый, то за его ввоз придется заплатить 25% таможенной стоимости вместо 10% ранее, а за подержанную машину — по два евро за «кубик» вместо одного.
Но пошлинами дело не ограничилось — и 19 декабря на упомянутом совещании в Набережных Челнах Владимир Путин рассказал о новых защитных мерах. Если вкратце, то глава правительства пообещал субсидировать из федерального бюджета потребительские кредиты на отечественные автомобили, дать госгарантии по займам автозаводов, помочь деньгами лизинговым компаниям, а главное — закупить автомобили как для федеральных органов власти, так и для муниципалитетов. Фактически премьер запретил госструктурам покупать импортные автомобили.
Наконец, Путин пообещал «обнулить» стоимость доставки российских автомобилей на Дальний Восток по железной дороге, попутно подчеркнув, что к отечественным автозаводам относятся и предприятия, выпускающие иномарки в режиме промсборки. Но примечательно, что ни одного представителя этих компаний в Набережных Челнах не оказалось.
Около 23 миллиардов рублей (из них 10,5 миллиарда — из бюджета) в 2009 году поручено потратить на закупки отечественных автомобилей органам федеральной власти — МВД, МЧС, Минобороны и другим. Еще 30 миллиардов (20 из федерального и 10 — из региональных бюджетов) получат муниципалитеты — они будут закупать общественный транспорт, машины коммунальных и медицинских служб. Около 40 миллиардов обещано Министерству транспорта на закупку техники в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы» — скорее всего, для этого при Минтрансе создадут лизинговую компанию, которая будет заказывать автомобили с предоплатой 50% вместо нынешних 30%, чтобы деньги доходили до автопроизводителей быстрее. Закупать машины по аналогичной схеме будет и госкомпания Росагролизинг — на эти цели она получит пять миллиардов рублей. А еще 43 миллиарда выдадут в виде «дешевых» кредитов (не выше ставки рефинансирования ЦБ, которая сейчас составляет 13%) коммерческим лизинговым фирмам.
Что касается самих автопроизводителей, то они, во-первых, получат государственные гарантии по кредитам — нынешним и грядущим — на 70 миллиардов рублей, а во-вторых, смогут привлечь еще 60 миллиардов, выпустив облигации, — тоже с госгарантией и возможностью рефинансирования через Центробанк.
Направят бюджетные деньги и на финансирование потребительских кредитов. Автолюбителям, если те покупают отечественный автомобиль ценой до 350 тысяч рублей в кредит на три года, государство компенсирует выплаты процентов в размере 2/3 от ставки рефинансирования. То есть до 47 тысяч рублей в расчете на каждую машину.
В итоге, даже без учета потребительских кредитов и компенсации за доставку автомобилей на Дальний Восток, в 2009 году государство потратит на поддержку российского автопрома около 270 миллиардов рублей. По курсу на конец декабря это более девяти миллиардов долларов. Или 4% от федерального бюджета на 2008 год. Неслабо!
Любопытно, что практически одновременно нечто похожее происходило и в США: президент Буш решил выделить находящимся на грани краха гигантам General Motors и Chrysler кредиты на 17,4 миллиарда долларов. Принципиальное же отличие в том, что бюджет США больше нашего в 12 раз, а деньги выдали на очень жестких условиях: оперативная реструктуризация производства, снижение затрат, полный государственный контроль над операционной деятельностью... Если условия не будут выполнены, то GM и Chrysler ждет банкротство. Важно и то, что помощь была оказана после перипетий, сопровождавшихся чуть ли не всенародным обсуждением. Сначала конгресс рассмотрел планы «большой тройки» — и, сочтя их недостаточно убедительными, отправил просителей восвояси, попутно попеняв, что те могли бы летать в Вашингтон не на персональных «джетах», а регулярными авиалиниями. Затем, после доработки планов, конгресс решил выделить деньги. Но сенат это решение отверг. И лишь затем, воспользовавшись своим правом, решение о выделении кредита принял Буш…
А на каких условиях дают деньги в России? С помощью каких механизмов будут субсидировать кредитование? Как это изменит рынок? И что за автомобили будут продавать на Дальнем Востоке, когда тот останется без «праворукого» импорта?
Точных ответов пока нет. В министерствах и ведомствах разрабатывают приказы и постановления, но в первую очередь чиновники работают над «перечнем системообразующих организаций». На конец декабря в нем было 295 предприятий. Среди них пять автомобилестроительных: ГАЗ, АвтоВАЗ, Sollers (экс-Северсталь-авто), ЗИЛ и КАМАЗ. Именно они могут рассчитывать на кредитование по госгарантиям, субсидирование процентной ставки, увеличение уставного капитала (если в нем есть доля государства), госзаказ и тарифную поддержку.
С субсидированием потребительских кредитов ясности еще меньше. Например, субсидии можно выдавать непосредственно автопроизводителям, можно банкам, которые с ними работают, а можно — только своим, «системообразующим» — Сбербанку и ВТБ. Это, с одной стороны, упростит контроль за деньгами, но с другой — удалит остальных кредиторов из важнейшего рыночного сегмента.
А что такое «отечественный автомобиль ценой до 350 тысяч рублей»? Только Лады? Или еще московский Renault Logan, выпускаемые в Набережных Челнах седаны Fiat Albea, таганрогский Hyundai Accent, ижевская Spectra и калужская Skoda Fabia? Если на АвтоВАЗе уже не сомневаются, что государство поможет, то многие руководители сборочных предприятий (возможно, за исключением приглашенного в Набережные Челны Вадима Швецова, босса компании Sollers, на одном из заводов которой выпускается Fiat Albea) пока в полном неведении: с ними меры по поддержке автопрома никто не обсуждал и никаких обещаний не давал. Впрочем, если озвученная верхняя планка в 350 тысяч рублей останется неизменной, то поддержка кредитов на покупку автомобилей может реально помочь только АвтоВАЗу. Ведь рубль продолжит падение, а это значит, что другим сборочным производствам, практически полностью зависящим от поставок комплектующих из-за границы, будет непросто продавать машины за 350 тысяч рублей. Несмотря на рапорты о растущей локализации (доле произведенных в России комплектующих и услуг), она все еще слишком мала — никакого сравнения с АвтоВАЗом, наименее зависимым от «валютного» импорта.
Интересна ситуация и с железной дорогой. Во-первых, никто еще толком не понимает, что такое «нулевой тариф». Его должна определить Федеральная служба по тарифам — и разъяснить, кому и в какие регионы можно будет перевозить автомобили бесплатно.