G
goschahn
Участник
- Регистрация
- 29.06.2005
- Сообщения
- 5 067
- Реакции
- 8
- Баллы
- 38
Музыка в чистом виде
Классическая стереосистема представляет собой компонентный набор ― источник сигнала (источники), усилитель и акустика.
Для достижения оптимального звукового результата финансовые затраты на стереокомплекс должны распределяться примерно следующим образом. Около 10 % цены системы должно уйти на источник, 20-30% ― на стереоусилитель, а большую часть средств целесообразно вложить в хорошую акустику. Но это еще не все. Оставив за кадром кабели и AV-стойки, добавим в наш набор акустическую обработку комнаты прослушивания ― это если решать вопрос комплексно. И хоть заказчики High End-стереосистем все чаще в последнее время обращают внимание на акустику помещения, пока это скорее исключение из правила.
Выбор источника
Из представленного на рынке многообразия разнотипных источников «специально для - музыки» подходят только проигрыватели виниловых и CD-дисков. Еще совсем недавно достойная виниловая «вертушка» стоила трехзначные суммы в у.е, тогда как CD-плееры были относительно недорогими. В последнее время ситуация, похоже, меняется в обратную сторону. CD-плееры повсеместно исчезли с прилавков массового рынка, перейдя в сектор High End. А LP-проигрыватели, в свою очередь, стали не то чтобы дешеветь, ― просто появились сравнительно недорогие и качественные модели стоимостью от 12-15 тыс. руб. За эти деньги можно приобрести весьма достойный брендовый аппарат начальной ценовой категории, прибавив к нему качественный звукосниматель (картридж). Популярный массовый DVD-формат (проигрыватели DVD могут быть и CD-плеерами) пока не спешит сдавать позиции Blu-Ray. Но для музыкальных и «представительских» целей стоит все же обратить внимание на CD-плееры высшей ценовой категории. Перспективным на сегодняшний день источником для домашней системы является HDD-накопитель - это устройство с одним или несколькими винчестерами. На такой «сервер» можно записать («закачать») музыку в любом требуемом качестве и формате (WAV. FLAC, МРЗ и т д). Однако аппараты с достойными характеристиками стоят немалых денег, а потому CD-проигрыватель не стоит сбрасывать со счетов, тем более, что управлять им легко и просто.
Усиление
Классический и самый экономный путь ― покупка интегрального усилителя (Integrated Amplifier], объединяющего в себе блок коррекции звука (тембры, громкость, баланс, селектор входов) и собственно усилитель мощности. Конструкции усилителей аналогового типа давно уже отработаны и надежны, как межконтинентальные ракеты.
Транзисторный звук или ламповый? Класс «А» или класс «АВ»? Может быть, прицениться к «цифровым» усилителям?
Ламповый усилитель может играть более комфортно на слух за счет минимума искажений нечетного порядка, но у большинства таких усилителей ограничены мощность (5-70 Вт], а также динамика. Тем не менее множество любителей ценят их за свой шарм. У транзисторного же усилителя, как правило, крайне невелика разница в звуке при работе с разными АС. Да и высокая мощность для него не проблема. Существуют также и небольшое количество гибридных моделей, где предусилительная часть выполнена на лампах, а выходные каскады ― на транзисторах. В любом случае, удачность звучания здесь больше зависит от конкретной реализации модели, чем от общей концепции. И ламповые, и транзисторные усилители могут работать в классе «А» или «АВ». Модели, работающие в чистом классе «А» характеризуется минимальными искажениями и высокой линейностью сигнала, зато потребление мощности и тепловыделение такого усилителя весьма значительны при сравнительно скромной мощности. Подавляющее же количество транзисторных усилителей работает в классе «АВ». Несмотря на очевидное преимущество усилителей класса D («цифровых») по критерию эффективность/размеры, использование таких устройств в стереосистемах пока не получило широкого распространения. И все же из перспективных «цифровых» разработок представляют интерес усилители «класса Т» и его разновидности. В них специальный процессор следит за параметрами аудиосигнала и подстраивает частоту коммутации выходных транзисторов ― для наилучшего качества восстановления аналогового звука.
Акустика
Параметр мощности, требуемый для нормальной работы стереотракта, напрямую зависит от качества акустических систем. В первую очередь, от электрической мощности и чувствительности колонок. Чем выше чувствительность колонок, тем меньше ресурсов задействует усилитель для «нормального» уровня громкости. В реальных условиях с акустикой чувствительностью от 92 дБ/Вт/м можно обойтись скромным стереоусилителем мощностью 40 Вт на канал.
Важнейшим критерием хорошей согласованности усилителя и АС является характер электрического сопротивления последних. В паспорте колонок пишут значения номинального импеданса (Nominal Impedance] из стандартного ряда 4.6 или 8 Ом. но сведения о частотной зависимости отсутствуют. А ведь сопротивление реального громкоговорителя довольно сильно «пляшет» в зависимости от частоты звука ― перепады могут достигать десятков Ом. Предугадать это явление практически невозможно, однако для колонок некоторых производителей характерен определенный почерк. Чем «сложнее» колонки в плане сопротивления, тем больший запас мощности требуется от усилителя. Тут возникает парадокс. С одной стороны, для музыки достаточно 40 Вт мощности, с другой ― нужен запас. Парадокса на самом деле нет ― все зависит от громкости, на которой вы собираетесь слушать музыку. Усилитель мощностью 200 Вт без проблем будет «раскачивать» типичные колонки и на высокой громкости (100-106 дБ], в то время как 40-ваттный аппарат будет работать уже на пределе. Практика показывает, что раздельные усилители мощности для каждого канала плюс предварительный усилитель справляются со среднестатистической акустикой лучше, чем интегральный вариант. Цена такого усилительного комплекта ― от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Вопросы коммутации
Соединение компонентов аудиосистемы можно осуществлять различными способами. Классический способ в наборе из CD-плеера, интегрального усилителя и пары колонок ― подключение плеера к усилителю через аналоговые RCA-клеммы двумя 0,5-метровой длины межблочными кабелями. Кабели высокого класса выпускают многие производители ― Nordost. Transparent, Real Cable, Van Den Hul, Chord, QED, Тага Labs. Straight Wire, Audio Note и др. На цену межблочника влияет огромное количество факторов. Это марка, длина, состав и количество проводников, качество ― изоляции, экранировки, разъемов; особые условия изготовления и еще множество самых различных «эзотерических» характеристик. Кабели оказывают определенное влияние на характер звучания компонентов. Однако на фоне собственно самих компонентов их ролью можно если не пренебречь, то во всяком случае, не тратить немыслимые суммы на пару «шнурков».
А вот параметрами акустических кабелей, которыми соединяются усилитель и колонки, пренебрегать не следует однозначно. Здесь самая существенная характеристика― сечение кабеля. Если для коротких расстояний между электроникой и акустикой особой разницы нет, то при дистанции больше 30 метров, например, начинает сказываться омическое сопротивление кабеля. Для традиционных целей достаточно акустического кабеля сечением 1,5-2 мм2.
Довольно часто практикуются специфические методы подключения колонок к усилителю ―по схемам «бива-еринг» (bi-wiring) и «биампинг» [bi-ampling]. Первый способ означает подключение АС с помощью двух пар кабелей, идущих раздельно к высокочастотным и низкочастотным динамикам. В поддерживающих этот метод АС (таких большинство) предусмотрено 4 клеммы. Они попарно соединены перемычками. Эти перемычки при «биваеринге» требуется удалить. Методом «би-ампин-га» («двойное усиление») часто называют подключение акустики к двум раздельным усилителям мощности при снятых перемычках для получения лучшего качества звучания. Но классический способ ― это включение перед усилителями активного кроссовера. Он обрезает частотные полосы с намного большей точностью, чем традиционные~катушки и конденсаторы в фильтре АС. Апофеозом «би-ампинга» являются активные громкоговорители, содержащие внутри фильтры и отдельные усилители для каждого динамика. В основном, так делается профессиональная акустика, но на рынке встречаются и Hi-Fi-модели активной конструкции. Их выпускают, в частности, компании Genelec, PMC, Dynaudio, Meridian Audio, Klipsch. KRK и т д.
Источник: Журнал "DVD XPERT"
Классическая стереосистема представляет собой компонентный набор ― источник сигнала (источники), усилитель и акустика.
Для достижения оптимального звукового результата финансовые затраты на стереокомплекс должны распределяться примерно следующим образом. Около 10 % цены системы должно уйти на источник, 20-30% ― на стереоусилитель, а большую часть средств целесообразно вложить в хорошую акустику. Но это еще не все. Оставив за кадром кабели и AV-стойки, добавим в наш набор акустическую обработку комнаты прослушивания ― это если решать вопрос комплексно. И хоть заказчики High End-стереосистем все чаще в последнее время обращают внимание на акустику помещения, пока это скорее исключение из правила.
Выбор источника
Из представленного на рынке многообразия разнотипных источников «специально для - музыки» подходят только проигрыватели виниловых и CD-дисков. Еще совсем недавно достойная виниловая «вертушка» стоила трехзначные суммы в у.е, тогда как CD-плееры были относительно недорогими. В последнее время ситуация, похоже, меняется в обратную сторону. CD-плееры повсеместно исчезли с прилавков массового рынка, перейдя в сектор High End. А LP-проигрыватели, в свою очередь, стали не то чтобы дешеветь, ― просто появились сравнительно недорогие и качественные модели стоимостью от 12-15 тыс. руб. За эти деньги можно приобрести весьма достойный брендовый аппарат начальной ценовой категории, прибавив к нему качественный звукосниматель (картридж). Популярный массовый DVD-формат (проигрыватели DVD могут быть и CD-плеерами) пока не спешит сдавать позиции Blu-Ray. Но для музыкальных и «представительских» целей стоит все же обратить внимание на CD-плееры высшей ценовой категории. Перспективным на сегодняшний день источником для домашней системы является HDD-накопитель - это устройство с одним или несколькими винчестерами. На такой «сервер» можно записать («закачать») музыку в любом требуемом качестве и формате (WAV. FLAC, МРЗ и т д). Однако аппараты с достойными характеристиками стоят немалых денег, а потому CD-проигрыватель не стоит сбрасывать со счетов, тем более, что управлять им легко и просто.
Усиление
Классический и самый экономный путь ― покупка интегрального усилителя (Integrated Amplifier], объединяющего в себе блок коррекции звука (тембры, громкость, баланс, селектор входов) и собственно усилитель мощности. Конструкции усилителей аналогового типа давно уже отработаны и надежны, как межконтинентальные ракеты.
Транзисторный звук или ламповый? Класс «А» или класс «АВ»? Может быть, прицениться к «цифровым» усилителям?
Ламповый усилитель может играть более комфортно на слух за счет минимума искажений нечетного порядка, но у большинства таких усилителей ограничены мощность (5-70 Вт], а также динамика. Тем не менее множество любителей ценят их за свой шарм. У транзисторного же усилителя, как правило, крайне невелика разница в звуке при работе с разными АС. Да и высокая мощность для него не проблема. Существуют также и небольшое количество гибридных моделей, где предусилительная часть выполнена на лампах, а выходные каскады ― на транзисторах. В любом случае, удачность звучания здесь больше зависит от конкретной реализации модели, чем от общей концепции. И ламповые, и транзисторные усилители могут работать в классе «А» или «АВ». Модели, работающие в чистом классе «А» характеризуется минимальными искажениями и высокой линейностью сигнала, зато потребление мощности и тепловыделение такого усилителя весьма значительны при сравнительно скромной мощности. Подавляющее же количество транзисторных усилителей работает в классе «АВ». Несмотря на очевидное преимущество усилителей класса D («цифровых») по критерию эффективность/размеры, использование таких устройств в стереосистемах пока не получило широкого распространения. И все же из перспективных «цифровых» разработок представляют интерес усилители «класса Т» и его разновидности. В них специальный процессор следит за параметрами аудиосигнала и подстраивает частоту коммутации выходных транзисторов ― для наилучшего качества восстановления аналогового звука.
Акустика
Параметр мощности, требуемый для нормальной работы стереотракта, напрямую зависит от качества акустических систем. В первую очередь, от электрической мощности и чувствительности колонок. Чем выше чувствительность колонок, тем меньше ресурсов задействует усилитель для «нормального» уровня громкости. В реальных условиях с акустикой чувствительностью от 92 дБ/Вт/м можно обойтись скромным стереоусилителем мощностью 40 Вт на канал.
Важнейшим критерием хорошей согласованности усилителя и АС является характер электрического сопротивления последних. В паспорте колонок пишут значения номинального импеданса (Nominal Impedance] из стандартного ряда 4.6 или 8 Ом. но сведения о частотной зависимости отсутствуют. А ведь сопротивление реального громкоговорителя довольно сильно «пляшет» в зависимости от частоты звука ― перепады могут достигать десятков Ом. Предугадать это явление практически невозможно, однако для колонок некоторых производителей характерен определенный почерк. Чем «сложнее» колонки в плане сопротивления, тем больший запас мощности требуется от усилителя. Тут возникает парадокс. С одной стороны, для музыки достаточно 40 Вт мощности, с другой ― нужен запас. Парадокса на самом деле нет ― все зависит от громкости, на которой вы собираетесь слушать музыку. Усилитель мощностью 200 Вт без проблем будет «раскачивать» типичные колонки и на высокой громкости (100-106 дБ], в то время как 40-ваттный аппарат будет работать уже на пределе. Практика показывает, что раздельные усилители мощности для каждого канала плюс предварительный усилитель справляются со среднестатистической акустикой лучше, чем интегральный вариант. Цена такого усилительного комплекта ― от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.
Вопросы коммутации
Соединение компонентов аудиосистемы можно осуществлять различными способами. Классический способ в наборе из CD-плеера, интегрального усилителя и пары колонок ― подключение плеера к усилителю через аналоговые RCA-клеммы двумя 0,5-метровой длины межблочными кабелями. Кабели высокого класса выпускают многие производители ― Nordost. Transparent, Real Cable, Van Den Hul, Chord, QED, Тага Labs. Straight Wire, Audio Note и др. На цену межблочника влияет огромное количество факторов. Это марка, длина, состав и количество проводников, качество ― изоляции, экранировки, разъемов; особые условия изготовления и еще множество самых различных «эзотерических» характеристик. Кабели оказывают определенное влияние на характер звучания компонентов. Однако на фоне собственно самих компонентов их ролью можно если не пренебречь, то во всяком случае, не тратить немыслимые суммы на пару «шнурков».
А вот параметрами акустических кабелей, которыми соединяются усилитель и колонки, пренебрегать не следует однозначно. Здесь самая существенная характеристика― сечение кабеля. Если для коротких расстояний между электроникой и акустикой особой разницы нет, то при дистанции больше 30 метров, например, начинает сказываться омическое сопротивление кабеля. Для традиционных целей достаточно акустического кабеля сечением 1,5-2 мм2.
Довольно часто практикуются специфические методы подключения колонок к усилителю ―по схемам «бива-еринг» (bi-wiring) и «биампинг» [bi-ampling]. Первый способ означает подключение АС с помощью двух пар кабелей, идущих раздельно к высокочастотным и низкочастотным динамикам. В поддерживающих этот метод АС (таких большинство) предусмотрено 4 клеммы. Они попарно соединены перемычками. Эти перемычки при «биваеринге» требуется удалить. Методом «би-ампин-га» («двойное усиление») часто называют подключение акустики к двум раздельным усилителям мощности при снятых перемычках для получения лучшего качества звучания. Но классический способ ― это включение перед усилителями активного кроссовера. Он обрезает частотные полосы с намного большей точностью, чем традиционные~катушки и конденсаторы в фильтре АС. Апофеозом «би-ампинга» являются активные громкоговорители, содержащие внутри фильтры и отдельные усилители для каждого динамика. В основном, так делается профессиональная акустика, но на рынке встречаются и Hi-Fi-модели активной конструкции. Их выпускают, в частности, компании Genelec, PMC, Dynaudio, Meridian Audio, Klipsch. KRK и т д.
Источник: Журнал "DVD XPERT"