Репортаж с АвтоВАЗа

  • Автор темы Wolfshadow
  • Дата начала
W

Wolfshadow

Новичок
Регистрация
22.01.2009
Сообщения
1 256
Реакции
0
Баллы
0
Можно ли из "жигулей" сделать "Форд" или "Рено"

В понедельник премьер-министр Владимир Путин приезжает на Волжский автомобильный завод в Тольятти. Правительство всеми силами пытается спасти отечественный автопром. Зачем?
Валерий РУКОБРАТСКИЙ — 29.03.2009

Все только и делали, что ухмылялись и подмигивали мне:

- Ну что, ты купил себе «Ладу Приору»? - Легкую издевку никто даже и не думал скрывать. Так коллеги встречали меня, когда я вернулся из командировки с АвтоВАЗа.

- Нет, - отвечал я и чуть слышно добавлял: - Но купил бы. А про себя уже шептал: «при определенных условиях». Что это за условия - я крепко и навсегда уяснил, когда нелегально побывал на вазовском сборочном конвейере (официально туда журналистов не пускают). Я был увиденным, как бы это мягче сказать, удивлен…

ДОЛГИ И ЛЮДИ

Немного цифр, чтобы читатель имел представление о том, что такое АвтоВАЗ и почему с ним так заботливо возится государство. Словно это какой-нибудь непутевый и оттого еще более любимый старший сын нашей своеобразной экономики.

Итак, каждая третья машина в России - дело рук вазовских рабочих. И даже в Москве из почти трех с половиной миллионов авто чуть более миллиона - «Жигули». На заводе трудятся более 100 тысяч человек. Целый город! А вообще к АвтоВАЗу то или иное отношение (центры продаж, мастерские с сервисом) имеет более полумиллиона трудоспособных россиян по всей стране. А если к ним приплюсовать металлургов, которые для ВАЗа металл отливают, производителей резины, пластика, стекла? Сдохни завод - эта армия потерявших доходы людей никому «спасибо» не скажет.

В прошлом году АвтоВАЗ продал более 600 тысяч машин в России и еще 100 тысяч за рубежом. Самая ближайшая по числу продаж иномарка (и то российской сборки) - «Форд Фокус» (продано чуть более 90 тысяч штук). При этом сейчас у завода долгов на 36 млрд. рублей. И 60% активов завода заложено в банках. Из-за кризиса продажи вазовских машин с начала года упали на треть. Склады затарены нераспроданными авто - 90 новеньких машин. На днях руководство АвтоВАЗа взмолилось: государство, дайте нам 26 млрд. руб., иначе заводу крышка! При этом ВАЗ истратил 2,5 млн. евро на гонки в Бразилии, а месячная зарплата топ-менеджеров, по некоторым сведениям, доходит до 70 тысяч евро.

ВМЕСТО РАБОТЫ - САМОГОН

Пресс-секретарь президента АвтоВАЗа Бориса Алешина Наташа была сурова и непреклонна:

- Журналистам нельзя на завод!

- А чего вы боитесь? - удивился я.

- Вы будете всякие вопросы задавать, будоражить рабочих. А обстановка напряженная, - недружелюбно объясняла девушка.

- Но я же и так встречусь с рабочими, не на заводе, так на проходной, - не понимал я смысла запрета. В ответ Наташа устало вздохнула:

- Этого я вам запретить не могу. - И в последовавшей паузе прочиталось: ну как вы, журналисты, достали, лезете и лезете…

…С заводским фрезеровщиком, 20-летним Пашей, мы сидим в крохотной кухне квартиры его родителей. Типовая квартира типовой панельки, которыми застроен 40-летний город Тольятти. Уродливая архитектура развитого совка тунгусским метеоритом врубилась в красивейшие волжские леса и жигулевские холмы.

Паша уже вторую неделю в вынужденном отпуске. Получает две трети от зарплаты, ничего особо не делает и пьет самогонку бабушкиного производства.

- Для меня такой отпуск - нормально, - говорит Паша, разливая по рюмкам 50 градусов тепла. - Я вот учиться собираюсь.

Завод с января работает по облегченной схеме. Неполная рабочая неделя, сокращенная смена. И зарплата, урезанная до двух третей.

- До нового года у меня максимум тыщ 16 выходило в месяц, сейчас - 9, это при том, что на работу я не хожу. - Паша закусывает хрустящим огурчиком и не парится по поводу своего вынужденного отпуска. - Да и не особо сейчас хочется…

- Чего ж ты так пренебрежительно… - подобревший я от деревенского самогона неожиданно для себя вступился за завод.

- А ты сам сходи, посмотри и все поймешь. - Паша отодвинул рюмку и словно прожженный картежник щелкнул по столу пластиком, будто это был козырный туз, а не электронный пропуск на завод. - Внешне мы с тобой не очень похожи, но на фото в пропуске никто и не смотрит.

ХОРОШАЯ МАШИНА «ЛАДА ПРИОРА»

Сам я езжу на попавшей под государственную опалу праворукой японской машине (напомню, правительство, поддерживая отечественный автопром, ввело такие заградительные пошлины, что везти в нашу страну подержанные авто стало занятием бессмысленным). И скажу честно - других машин не признаю. Вот смотрите. Моей ласточке - 10 лет. Самое страшное, что с ней было по части самостоятельных поломок - прогнил радиатор. Поэтому для меня всегда было загадкой, почему внутри вазовских машин через год пробега все начинает дребезжать и скрипеть, а после 18 тысяч км - пора менять различные агрегаты.

Разве так можно машины делать?

Можно. Иногда молотком, а иногда с матерком.

- Вот, бл…, а если так, - мимо меня металлическими лебедями плывут по конвейеру кузова Лады «Самара». У сборщика не получается что-то вкрутить в панель, но вот небольшое усилие, бабах и деталь встала на место. Под дном другого кузова копошится еще один сборщик, и в руке у него молоток. Сомневаюсь, что в этом есть какой-то криминал, наверное, молоток используют, когда и иномарки собирают. Но все равно как-то жутковато выглядит это оружие пролетариата рядом с высокотехнологичным продуктом.

- Мужики, я с вами покурю? - присаживаюсь за длинный стол. Такие столы с пепельницами стоят вдоль всего конвейера. Мужики сидят группами, дымят, разговоры ведут, заводчанки чаи гоняют. - Чего не работаете-то?

- А чего работать-то? - получаю вопросом на вопрос. - Видишь, конвейер еле-еле идет. Тут не только покурить успеешь, успеешь и свадьбу сыграть, - заржали мужики.

Завод работает в вполсилы, зачем гнать потоком машины, когда с начала года покупать их стали на треть меньше? Продать бы, что в 2008-м наделали…

- Мне рассказывали, что вы тут от безделья пьянствуете, в карты режетесь, - гляжу в трезвые глаза работяг.

- Врут, - хитро улыбаются мужики. - Спирт - это деталь. А когда завод стоит, кто ж нам эту деталь выдаст?

- Ну сейчас-то конвейер идет, - не унимаюсь.

- Это он по капельке идет, - отвечают, - а с капельки разве напьешься?

Так и разговорились.

- Знаешь, когда самые плохие машины с конвейера выходят? В день зарплаты. Вот сколько нам платят - на столько мы и собираем, - недовольствовали мужики.

- Я вот раньше до 20 тысяч мог заколотить, - говорит молодой парнишка. - А сейчас на следующий день после получки у меня остается 500 рэ. За машину кредит отдал, за холодильник и телевизор кредит отдал - вот и все, кончились деньги.

Я даже не стал его спрашивать, зачем он столько кредитов понабрал. Сам такой же… Да полстраны таких же!

- Ну когда нормально получали, неужели машины лучше собирали? - не верю я в теорию работяг о том, что во всем все виноваты только деньги.

И тут мне рассказали что-то вроде заводской байки.

- Как-то приехал к нам на завод один крупный дилер из Германии и говорит, - самый старший в компании перекурщиков сделал театральную паузу. - Хорошая у вас машина «Лада Приора»! У нас в стране среди экспортных машин - она на третьем месте по продажам. А ему не верят - как так, спрашивают? А он в ответ: есть, правда, маленький нюанс - из 1000 с лишним деталей, что в машине, - 300 мы меняем на бошевские (Bosh - крупный западный концерн, производящий запчасти к разным авто. - Авт.). А так машина очень хорошая!

Я хотел было рассмеяться, но что-то меня остановило. Наверное, лица сборщиков. Они были не то чтобы грустными. Они были с каким-то обреченным выражением. Как будто работяги заглянули в бездну, а бездна в ответ заглянула им в глаза. Мне даже показалось, что они сами для себя вдруг поняли, почему машины их сборки такие, какими получаются.

К слову, вокруг АвтоВАЗа полно сервисов, где тебе с удовольствием сразу после покупки машины могут отечественные запчасти заменить на импортные. Правда, удовольствие это, естественно, не из дешевых. Проще, наверное, сразу иномарку купить. Но это как-то нелепо - покупать в Тольятти заграничную машину. Хотя иномарочных салонов в городе немало, и на фоне шмыгающих туда-сюда «Жигулей» они смотрятся неожиданно. Ну как если бы Эйфелева башня вдруг оказалась рядом с храмом Христа Спасителя.
 
OP
W

Wolfshadow

Новичок
Регистрация
22.01.2009
Сообщения
1 256
Реакции
0
Баллы
0
А КАК ЖИВУТ БАНДИТЫ?

АвтоВАЗ - завод, производящий не только машины, но и легенды. Что первым делом приходит на ум, когда говоришь: «Жигули», Тольятти? Ага, бандиты. Шатаясь по заводу, я пытался разглядеть, где же он, этот легендарный, почти мифический тольяттинский гангстер? Приставал к рабочим, как бы между делом интересуясь, а что у вас с криминалом. А с криминалом на заводе сейчас - как по всей стране. Был бандит заводской - стал депутат областной. Если раньше просто воровали, то теперь ни-ни. Теперь на все про все есть договор, скрепленный печатями: деньги получили - товар отгрузили. Конечно же, по заводу ходят рассказы, что как тырили - так и продолжают тырить, мол, по четвергам запчасти эшелонами налево уходят. Но даже самые ярые противники нынешнего руководства завода признают - порядка стало больше.

- Как живут тольяттинские бандиты в кризис? Так вы сами у них и спросите! - передо мной глава одной крупной тольяттинской телефонной компании, а заодно и поставщик некоторых запчастей на АвтоВАЗ Владимир Ягутян.

К нему в кабинет я попал странным образом. Не в том смысле, что наша встреча была случайной. Ягутян - бывший вице-мэр Тольятти, работал при главе города Сергее Жилкине (в минувшем декабре Жилкина застрелили). Мне рекомендовали с ним поговорить, как с человеком, «знающим ситуацию», да и вообще авторитетным в городе бизнесменом.

…Это на самом деле выглядело странным. Дело происходило в одном из банков Тольятти. Секретарша попросила следовать за ней. Она шагнула за дверь, над которой висела табличка с именем другого человека, не Ягутяна. Заходим - здоровый кабинет, с большим совещательным столом, за отдельным, начальственным, столом сидел мужчина. Я уж хотел было направиться к нему, но заметил, что секретарша делает мне знаки, мол, не туда, за мной иди! И ведет меня к незаметной двери в стене за спиной у мужчины. За дверью - крохотный кабинетик и человек, одетый дорого, но скромно.

- Я вас жду, - деловито говорит Владимир Ягутян.

Я хотел было спросить, а кто же в том большом кабинете? Потому как на ум пришел зиц-председатель Фунт из «Золотого теленка». Но колючий взгляд Ягутяна подсказал мне, что вопрос будет неуместным (обратно я выходил еще смешнее - в том большом кабинете шла какая-то деловая встреча и люди, судя по всему, не знавшие о секретном кабинете, провожали меня недоуменным взглядом, я же на всякий случай делал вид, что все происходящее - в порядке вещей).

- АвтоВАЗ должен нам деньги за запчасти, - говорит бизнесмен. - С поставщиками они предлагают рассчитываться своими векселями - долговыми расписками. Но что нам с ними делать - это же бумажки?! А нам нужны деньги.

- Ну а если из-за кризиса завод в убытках, откуда у него деньги возьмутся?

- Ходят слухи, что АвтоВАЗ уже получил первый транш помощи от государства - 3,5 млрд. рублей - и перевел все средства в валюту, - намекает Ягутян, откуда могут взяться средства. (Правда, позже эта информация не подтвердилась. Завод пока что не получил от государства ни копейки. - Авт.).

- Если смотреть с точки зрения бизнесмена, то, по-хорошему, завод надо закрыть, - рассуждает бизнесмен Ягутян. - И строить рядом новое предприятие. По всем современным технологиям. Ведь, по сути, что такое АвтоВАЗ? Это реликтовое предприятие, нигде в мире больше нет такого. Чтобы внутри одного завода старались сделать замкнутый цикл производства. Во всем мире автозаводы - это так называемая отверточная сборка машин. Все остальное делают другие предприятия. Которые могут деталь выплавить и получше, и подешевле, станки отремонтировать получше и подешевле.

Правда, потом со мной заговорил уже не бизнесмен, а бывший политик, хоть и авторитетный:

- Но закрыть завод - это значит, по сути, уволить с работы 700-тысячный город. Сами знаете, что тогда случится.

ХОЧУ «ЖИГУЛИ»?

Знаю. И логика того, что делает власть, пытаясь спасти наш автопром, вполне очевидна. Вот только как бы так сделать, чтобы я и миллионы других россиян, предпочитающих «Ладам» иномарки, были бы с ней не только согласны, но и довольны? Скажете, это невозможно? Ну почему же… Вот мой манифест (всего два пункта) под названием: «Продам иномарку и пересяду на «Жигули», если…»

1. ...будет пример. Все, с самого верха до самого низа, наши чиновники пересаживаются на отечественные авто. Хорошо, пусть даже это будут иномарки, но отечественной сборки. Вот, смотрите, как в Индии. Там все, абсолютно все чиновники ездят на страшненьких машинах, сделанных индийским аналогом нашего АвтоВАЗа Tata Motors.

2. ...детали в машине не станут сыпаться через год после пробега. Ставьте иностранные. Да, они гораздо дороже. Ну так снизьте издержки при производстве, сократите зарплаты топ-менеджерам, исчисляющиеся сотнями тысяч евро в год. Ведь мы сейчас живем, по сути, в военное время. И если хотите, чтобы народ в едином порыве, как в Великую Отечественную, шел в атаку, то извольте, чтобы в атаку ходили и командиры. Ну как это и было в Великую Отечественную.



ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Президент АвтоВАЗа Борис АЛЕШИН: «Зарплату нашим топ-менеджерам назначает совет директоров, я лишь подписываю бумаги»



КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Депутат Госдумы Валерий ДРАГАНОВ:

- Сейчас все ждут, получит ли АвтоВАЗ 26 млрд. руб. госпомощи или нет. Говорят, что это не поможет. А я считаю - напротив. Мне кажется, что проданные примерно 30 000 тех же машин «ВАЗ» в феврале 2009 года - серьезный аргумент и что при оказании помощи продажи будут расти.

Не будем забывать, что все эти месяцы дилеры ниже обычного уплачивали авансовые платежи. Но если правительство РФ выдаст АвтоВАЗу 26 млрд. руб., оно будет вправе потребовать снижения издержек до 40 - 50% от этой суммы. Я думаю, что и на АвтоВАЗе, и на других отечественных предприятиях, и также на зарубежных резервы для этого есть.

http://kp.ru/daily/24268/464340/
 
Fancy Man

Fancy Man

Новичок
Регистрация
31.10.2008
Сообщения
2 254
Реакции
1
Баллы
0
Можно ли из "жигулей" сделать "Форд" или "Рено"

Нет. Мелькнула мысль бизнесмена, о том, что ели только построить рядом совершенно новый завод, а этот закрыть. И то не факт.

Как оставить без работы 100 тыс человек? Да также как оставили ни одну тысячу на ДВ без заработка.
 
Семеныч

Семеныч

LPD: Ястреб
Регистрация
05.04.2008
Сообщения
316
Реакции
0
Баллы
16
Зряплату топ-манагерам урезать нада, а не сборщикам, и за свой счет отправлять!!!
 
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Неужели никто не скажет слова в защиту АвтоВАЗа?
 
Ф

Федор

Guest
Неужели никто не скажет слова в защиту АвтоВАЗа?

Ну например так:
Россияне! Пожалейте полмиллиона трудоспособных граждан и членов их семей!
Покупайте их продукцию (конкурирующую с японскими свалками по соотношению цена/качество только при условии заградительных пошлин)!
 
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Ну например так:
Россияне! Пожалейте полмиллиона трудоспособных граждан и членов их семей!
Покупайте их продукцию (конкурирующую с японскими свалками по соотношению цена/качество только при условии заградительных пошлин)!
Нет, не так. Хотя бы вот так:
Россияне! Пожалейте полмиллиона нетрудоспособных граждан и членов их семей! Им тоже хочется ничего не делать и квасить благородные напитки, а не как фрезеровщик с АвтоВАЗа надираться бабушкиным самогоном!
 
den933

den933

Участник
Регистрация
23.10.2004
Сообщения
20 530
Реакции
20
Баллы
38
загнулси автоваз.. загнулси
 
E

extremal

Новичок
Регистрация
11.08.2007
Сообщения
13 878
Реакции
28
Баллы
0
Ничего нового не узнал...:dntknw:
 
cubinec-a

cubinec-a

Новичок
Регистрация
10.12.2006
Сообщения
371
Реакции
1
Баллы
0
Согласен. Скучновато как то.

какая-то сомнительная статья. особенно в плане "взять и зайти на завод, в цех, и заболтать на пару часов с рабочими". почему:
1. на вазе единый цех, где трудятся фрезеровщики и одновременно идёт конвеер по сборке.
2. предприятие, размером с небольшой город имеет доступ с одной проходной, с который можно попасть во все цеха.
3. юные фрезеровщики всем подряд раздают пропуска за пузырь самогона, охрана на проходной с магнит-ключами на предприятии такого уровня не ведёт контроль по фотографии...
очень сомнительная статья..
 
Denwer

Denwer

Новичок
Регистрация
07.03.2006
Сообщения
21 370
Реакции
115
Баллы
0
Вот сколько нам платят - на столько мы и собираем, - недовольствовали мужики.

Вот она, проблема АвтоВаза, да и не только его. Не устраивает ЗП, увольняйся, но не сри в машину из за которой люди кредиты берут и надеятся на ней ездить без вложений. На самом деле это отмазка, тупая русская отмазка. Дай этуму "работяге" высокую ЗП - это ничего не изменит, он так же скажет что у него ЗП не как у ТОП менеджера поэтому работать хорошо он не будет.
 
GeneratoR

GeneratoR

Новичок
Регистрация
04.11.2008
Сообщения
713
Реакции
0
Баллы
0
какая-то сомнительная статья. особенно в плане "взять и зайти на завод, в цех, и заболтать на пару часов с рабочими". почему:
1. на вазе единый цех, где трудятся фрезеровщики и одновременно идёт конвеер по сборке.
2. предприятие, размером с небольшой город имеет доступ с одной проходной, с который можно попасть во все цеха.
3. юные фрезеровщики всем подряд раздают пропуска за пузырь самогона, охрана на проходной с магнит-ключами на предприятии такого уровня не ведёт контроль по фотографии...
очень сомнительная статья..

Мне вот тоже закралось сомнение на счёт этой статейки. Как то она слишком на левый детективчик похожа.
 
Denwer

Denwer

Новичок
Регистрация
07.03.2006
Сообщения
21 370
Реакции
115
Баллы
0
Мне вот тоже закралось сомнение на счёт этой статейки. Как то она слишком на левый детективчик похожа.

Работал на АвтоВазе, там куча проходных. Пройти на какой нибудь дальней проходной, которая выходит в нежилую часть города, проще пареной репы. Тк там часто даже нету никого. А если прошол на территорию - то уже можешь зайти в любой цех. Или напечаться себе пропуски на принтере - это тоже 10 минут работы. Там временные пропуски это кусочек листа А4, где напечатан нужный текст.
 
OP
W

Wolfshadow

Новичок
Регистрация
22.01.2009
Сообщения
1 256
Реакции
0
Баллы
0
Завтра прилетит к ним дядя Володя, и отсыпит бабла от щедрот государевых. Вопрос вроде как решенный уже.
 
Nusferatus

Nusferatus

Super Moderator
Регистрация
01.12.2006
Сообщения
40 161
Реакции
179
Баллы
63
Не хочу, чтоб исчезла марка АвтоВАЗ.
 
rapid

rapid

Лопатовод
Регистрация
17.01.2008
Сообщения
52 675
Реакции
1 729
Баллы
113
интересно, курит ли кто нибудь РУССКИЕ сигареты??????????? и что бунт за отечественного производителя не поднимаете?????
дайте автовазу хоть загнутца по человечьи, без криков и шумов.
 
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Не думаю, что фрезеровщику дядя Володя что то отсыпет. Как получал он свои двадцать тысяч, так и будет получать. Как заколачивали на конвеере саморезы молотком - так и будут заколачивать. В консерваториии надо что то подправить.
 
M

Monstr388

Новичок
Регистрация
25.10.2007
Сообщения
234
Реакции
0
Баллы
0
На мой взгляд, статья отдает заказухой. Это спланированный накат на АвтоВАЗ, т.к. не в одной "Комсомолке" появилась подобная статья. Например: http://www.bigness.ru/articles/2009-03-25/avtovaz/5611 или http://www.izvestia.ru/auto/article3126420/. Да, согласен, огромные бонусы топ-менеджерам в данной ситуации не способствуют развитию производства - а зачем что-то развивать и внедрять, когда и так денег, как грязи? Рыба гниет с головы. Во Всеволжске такие же рабочие собирают Фокусы и жалоб на качество сборки нареканий не вызывают. Все дело в организации производства.
 
Верх Низ