Подводные камни аренды офисов в Саратове

  • Автор темы AutoSaratov
  • Дата начала
AutoSaratov

AutoSaratov

Site #####
Команда форума
Регистрация
12.10.2007
Сообщения
16 558
Реакции
22
Баллы
38
Старое правило хорошей морской практики гласит: при определении места на карте считать себя ближе к опасности.

Директор ЗАО «ИнформБУТЭК» Н.В. Михайлов обобщает опасности, подстерегающие арендатора на рынке офисной недвижимости г. Саратова.

1. Встроено – пристроенные.
Отдельные помещения бывших аптек, магазинов, небольших контор, сдаваемые в аренду. Как правило, арендатор вынужден самостоятельно решать вопросы охраны (сторожа, решетки, пожарно – охранная сигнализация), подключения к электросетям, водоснабжению, теплоснабжению и др., причем затраты на «техусловия» могут превысить годовую арендную плату, уже не говоря о потерянном времени и силах.

2. «Самый центр».

Еще не отказавшиеся от гламура предприниматели продолжают подыскивать «самый центр» с полированным гранитом и позолоченными колоннами , но без парковки и в пешеходной зоне. Их может отрезвить только снижение потока клиентов, уставших ходить за 3 квартала от парковки.

3. Нежилое из жилого.
Аренда помещений, «переведенных» из жилых под офис, магазин и т.п. сопровождается всеми проблемами, перечисленными в п. 1.

4. Без инфраструктуры.
Аренда помещений, сдаваемых без возможности парковки, особенно на оживленных улицах, сопровождается расходами на ремонт битых машин, походами от (к) мест парковки, неудобствами для клиентов и персонала. Оплаченное фирмой рабочее время сотрудников расходуется на походы, а если в здании нет встроенного кафе – на обед и прогулки неизбежно уходит рабочее время.

5. Сильно дешевле.

Лучше экономить на снижении размера офиса, но в границах большого центра (от вокзала до Волги, от Б. Горной до 2 Садовой), чем гнаться за 300 – рублевыми офисами на окраинах. Во втором случае неизбежна потеря части клиентов и наиболее ценных сотрудников, потеря оплаченного рабочего времени в пробках, потеря ГСМ из-за плохой логистики.

6. «Великие лендлорды».
Трудно назвать иначе арендодателей, по–прежнему ведущих себя как монополисты и ничего не меняющих ни в размерах помещений (не менее 50 кв.м), ни в допуске в здание («строго по пропускам с 9 до 17 ч»), ни в сервисе и отношении к клиентам.
Даже снижение сдаваемой площади до 60, 50, 30 % ничему их не может научить. Они – вне рынка.

7. Суперновые центры.
Гламур не в моде. Но даже центры, отличающиеся строгой и по деловому скромной обстановкой, если они новые, - не обладают профессиональным управлением, совершая ошибки в обеспечении бесперебойных коммунальных услуг, договорной практики, экономят на сервисе, автопарковках, пытаются заработать на организации питания в здании, тогда как правильнее держать кафе на дотации.

8. Ловушки в договорах аренды.
Неискушенные и занятые своим делом предприниматели часто, практически всегда, за редким исключением, не читают подготовленный им арендодателем договор аренды.
Между тем отдельные офисные центры, вместо выстраивания партнерских, дружественно – деловых отношений с клиентами, подстраивают ловушки в договоре.
Встречаются: исключение возможности досрочного расторжения срочного договора (в разумный срок); включение в договор участия арендатора в страховании здания (?!), в капитальном ремонте, отдельная, кроме собственно арендной платы, оплата коммунальных услуг – но без приборов учета; завышение размеров пени за просрочку платежей до 1% в день (30 % в месяц!) и другие еще более экзотические условия.

Что же такое идеальный офис в нашем городе?

Это расположение на окраине центра, с хорошей, без пробок транспортной доступностью, обширной территорией для автопарковки, обязательным наличием кафе внутри здания, вменяемым арендодателем, профессиональным управлением, разнообразными по размеру, интерьеру, расположением помещениями, умеренной ценой, с хорошей связью и Интернетом.

Обобщая, можно сказать: арендатор должен арендовать (а арендодатель сдавать) не метры квадратные, а бизнес – пространство.
 
Верх Низ