«Обзорность» и «ограничение обзорности» — что же это такое?

  • Автор темы Mazzay
  • Дата начала
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 157
Реакции
3 994
Баллы
113
«Основные положения...» запрещают эксплуатацию ТС в случаях, когда «... нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». Сам термин «обзорность» ни в ПДД, ни в «Основных положениях» не определён. Причём заметьте, обзорность здесь имеется в виду вообще, а не только передняя.

Так что же это такое — «обзорность» и «ограничение обзорности»?

Предлагаю попробовать разобраться. Только убедительная просьба, поспокойнее! Не надо здесь писать про практику, прецеденты и т. п. У меня вопрос исключительно физико-лингвистический! :)

Словари сводятся на том, что обзор — это возможность охватить взором какое-либо пространство. А обзорность — это величина пространства, которое можно охватить взглядом из машины, самолёта и т. п. (обратите внимание — не глубина, не свойства этого пространства, а именно величина). Да и ГОСТ 5727-88, в свою очередь, определяет переднюю обзорность, ограничивая поле обзора соответствующими плоскостями. В соответствии с тем же ГОСТом передняя обзорность характеризуется размерами и расположением определённых нормативных зон. То есть обзорность уже имеет место быть в определённом «секторе» (секторах). Соответственно её ограничение — это уменьшение размеров этих зон.

Есть, конечно, и другие трактовки этого термина. В БСЭ, например, указано следующее: «обзорность с места водителя определяется предельным расстоянием видимости точки, находящейся на высоте 5 м от уровня проезжей части». Но в рамках ПДД это, всё-таки, другой термин, который, собственно, и называется «видимостью» (видимость в соответствии с ПДД, как раз-таки, и определяется метрами).

Есть ещё такой термин, как «светопропускание», который определяет чисто физические свойства конкретного материала (относительное изменение светового потока, проходящего через этот материал). По другому светопропускание можно назвать мерой «прозрачности». Прозрачность — способность материала пропускать световой поток. Справедливости ради необходимо отметить, что под прозрачностью зачастую понимают «чистоту» материала. А именно, стекло (например, матовое) может иметь достаточно высокий коэффициент светопропускаемости, но различать при этом через него предметы, бывает, невозможно — в таких случаях это стекло могут называть и «непрозрачным», хотя оно прозрачное, так как свет пропускает.

Собственно основной вопрос, который не даёт многим покоя, как раз и сводится к тому, может ли стекло, светопропускаемость которого, превышает 0%, ограничивать обзорность? На мой взгляд — может только в том случае, если оно матовое (либо с матовым покрытием). В противном же случае (если оно абсолютно нематовое) оно обзорность не ухудшает, а может ухудшать лишь прозрачность (светопропускание).

Итак, желающим предлагаю спокойно подискутировать. :)
 
SV

SV

Активный участник
Регистрация
10.01.2010
Сообщения
25 696
Реакции
248
Баллы
63
Я пожалуй промолчу, а то одну тему уже прикрыли :)
Но маленькое добавление: в БСЭ еще в обзорность зеркала заднего вида включены.
 
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 157
Реакции
3 994
Баллы
113
Я пожалуй промолчу, а то одну тему уже прикрыли :)
Я поэтому эту и создал в другом разделе. И, в общем-то, конкретизировал свой вопрос.

P.S. А сухо выкладывать аргументы и констатировать факты никак не получается? :)

Но маленькое добавление: в БСЭ еще в обзорность зеркала заднего вида включены.
Вот именно! Обзорность при их наличии улучшается в связи с тем, что добавляются дополнительные «сектора» обзора. :yes4:
 
Последнее редактирование модератором:
LUCIFER

LUCIFER

Новичок
Регистрация
02.08.2007
Сообщения
7 445
Реакции
2
Баллы
0
Да, кстати, очень интересный момент, расплывчатая формулировка, на которой иногда можно сыграть в свою пользу.
Я как-то спорил с гаишником, который хотел впаять мне штраф за наполовину затонированное стекло - пленка только около стойки была, а около зеркала нет.
Мой аргумент был, что по Положениям "...стекло должно соответствовать по светопропусканию ГОСТУ и не должны быть нанесены покрытия мешающие обзору водителя." Я утверждал, что этти затонированные места мне не мешают, т.к. не попадают в сектор осмотра, а в остальных зонах нет ничего, мешающий обзору водителя.
Аргументов гаишника было что он может померить светопропускание лобового стекла и передних боковых в любом месте, и не только там где проходит "зона обзора водителя" )))))
 
gery4

gery4

Активный участник
Регистрация
13.07.2007
Сообщения
17 557
Реакции
204
Баллы
63
может померить светопропускание лобового стекла

нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя
светопропускаемость пусть меряет, но обзорность, то неограничена. как уже писали, что многие дпс путаются в понятиях, когда им пытаешься доказать, что обзорность не ограничена ни чем
 
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 157
Реакции
3 994
Баллы
113
Я как-то спорил с гаишником, который хотел впаять мне штраф за наполовину затонированное стекло - пленка только около стойки была, а около зеркала нет.
Мой аргумент был, что по Положениям "...стекло должно соответствовать по светопропусканию ГОСТУ и не должны быть нанесены покрытия мешающие обзору водителя." Я утверждал, что этти затонированные места мне не мешают, т.к. не попадают в сектор осмотра, а в остальных зонах нет ничего, мешающий обзору водителя.
На этот счёт в ГОСТе всё чётко. 180-градусный угол в горизонтальной плоскости с основанием примерно в районе глаз.
 
LUCIFER

LUCIFER

Новичок
Регистрация
02.08.2007
Сообщения
7 445
Реакции
2
Баллы
0
На этот счёт в ГОСТе всё чётко. 180-градусный угол в горизонтальной плоскости с основанием примерно в районе глаз.

А это в позе таксиста прилипшего к рулю или вольготно развалившегося в кресле водителя измерять???? У меня кресло откатывается где-то примерно на полметра )) Если откатить до упора назад и откинуть спинку, то даже задние боковые стекла попадут в этот сектор)))
 
Д

Диспетчер

Участник
Регистрация
20.03.2009
Сообщения
390
Реакции
1
Баллы
18
Собственно основной вопрос, который не даёт многим покоя, как раз и сводится к тому, может ли стекло, светопропускаемость которого, превышает 0%, ограничивать обзорность?
нулевая светопропускаемость априори ограничит . Возьмите сварочную маску. пропускаемость не нулевая , а оно ограничивает и ещё как .
А матовое как раз может иметь норму по светопрпускаемости но быть при этом ограничивающим .
А по поводу обычной тонировки наверное возможно исходить из следующего критерия - в ГОСТе 5727 скахано , что тонировынное стекло не должно искажать правильного восприятия определённых цветов. Если искажает , то наверное уже можно считать , чито при этой степени светопоопускания имеется ограничение обзорности
 
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 157
Реакции
3 994
Баллы
113
А это в позе таксиста прилипшего к рулю или вольготно развалившегося в кресле водителя измерять???? У меня кресло откатывается где-то примерно на полметра )) Если откатить до упора назад и откинуть спинку, то даже задние боковые стекла попадут в этот сектор)))

Расположение глаз водителя (вернее не самих глаз, а точек, от которых определяются зоны обзора) тоже ГОСТом нормируется. Координаты «глаз» рассчитываются от «пятой точки» водителя с учётом наклона спинки кресла. Кстати, меня прикололо определение «пятой точки» в ГОСТе:
Р-контрольная точка сиденья водителя-точка, характеризующая положение; сидящего на сиденье водителя или пассажира я совпадающая с точкой пересечения плоскости симметрии человека с осью, соответствующей теоретической оси вращения ног относительно туловища.
:)
 
dalex

dalex

Новичок
Регистрация
15.02.2006
Сообщения
17 333
Реакции
49
Баллы
0
Вся тонировка, с пропускаемостью менее 75% считается фанерой и ограничивающей обзорность. Т.е. если заклеить 50% плёнкой лобач, оставив окошко по центру, то всё что вокруг этого окошка будет ограничивать обзорность, т.к. считается фанерой. Ну, соответственно, если заклеить полностью, то будет считаться что обзорности нет.
 
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 157
Реакции
3 994
Баллы
113
Вся тонировка, с пропускаемостью менее 75% считается фанерой и ограничивающей обзорность. Т.е. если заклеить 50% плёнкой лобач, оставив окошко по центру, то всё что вокруг этого окошка будет ограничивать обзорность, т.к. считается фанерой. Ну, соответственно, если заклеить полностью, то будет считаться что обзорности нет.

Но пока это не более, чем твои домыслы.
 
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
А обзорность — это величина пространства, которое можно охватить взглядом из машины, самолёта и т. п. (обратите внимание — не глубина, не свойства этого пространства, а именно величина).
Пространство как правило трехмерно. Затемнение стекла уменьшает величины обозримого пространства. Естественные ограничения дальности обзора связаны с рассеянием и поглощением в воздухе, затемнение стекла при расчете обозреваемого пространства может использовать как повышающий коэффициэнт. Приблизительно так же снижается обзорность в темноте или при тумане.
 
dalex

dalex

Новичок
Регистрация
15.02.2006
Сообщения
17 333
Реакции
49
Баллы
0
Но пока это не более, чем твои домыслы.
Домыслы. Но попробуй оспорить логику. Окно, часть окна затонирована. Почему не считать затонированную часть ограничением обзорности, относительно чистого от тонировки окна?
 
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 157
Реакции
3 994
Баллы
113
Да? А тогда объясните мне, зачем люди наблюдают солнечное затмение через сильно затонированное стекло (или другие прозрачные материалы)? Потому что в этом случае «тонировка» (если по-вашему) улучшает обзорность (не увеличивает обозримые границы, а именно улучшает восприятие)!

Или просто вспомните себя, как вы ехали навстречу заходящему за горизонт Солнцу в ясную погоду. Всегда ли тонировка ухудшает обзор? Слово «ограничивает» умышленно не применяю, так как считаю, что у него другое значение.
 
Д

Диспетчер

Участник
Регистрация
20.03.2009
Сообщения
390
Реакции
1
Баллы
18
Искажает любое стекло (тем более, если плоскости его поверхностей непараллельны). Открытым остаётся вопрос — насколько! __________________
Обрати внимание на фразу - не должно искажать правильного восприятия , то есть если ты вместо синего видишь зелёный , то это уже будет искажением правильного восприятия

Вот этой фразой ты сам себе противоречишь
Нисколько , ибо в обычных условиях без сварочной дуги через него абсолютно ничего не видно . При дуге то видно только то , что возле неё , а остальное не видно .
 
Д

Диспетчер

Участник
Регистрация
20.03.2009
Сообщения
390
Реакции
1
Баллы
18
Затемнение стекла уменьшает величины
Не всякое затемнение уменьшает . Это нужно ещё постараться затемнитиь так, чтобы уменьшила . Обычная тонировка применяемая на авто не уменьшает , иначе ездить было бы невозможно .
Ухудшает да , но ни как не уменьшает. как видел определённое количество пространства , так его и вижу
 
Последнее редактирование модератором:
A

Anthrax

лорд Канцлер
Регистрация
06.11.2004
Сообщения
24 702
Реакции
100
Баллы
0
Не всякое затемнение уменьшает . Это нужно ещё постараться затемнитиь так, чтобы уменьшила . Обычная тонировка применяемая на авто не уменьшает , иначе ездить было бы невозможно .
Ухудшает да , но ни как не уменьшает. как видел определённое количество пространства , так его и вижу
Отсюда поподробнее.
 
OP
Mazzay

Mazzay

Super Moderator
Регистрация
21.02.2007
Сообщения
77 157
Реакции
3 994
Баллы
113
Обрати внимание на фразу - не должно искажать правильного восприятия , то есть если ты вместо синего видишь зелёный , то это уже будет искажением правильного восприятия
Дело в том, что некоторые и безо всяких стёкол видят «вместо синего зелёный». У таких людей даже названия специальные есть: протанопы и дейтеранопы. И они нормально существуют среди нас. И даже ездят за рулём.

Нисколько , ибо в обычных условиях без сварочной дуги через него абсолютно ничего не видно . При дуге то видно только то , что возле неё , а остальное не видно .
То есть, всё-таки, есть какая-то грань? У стекла в сварочной маске светопропускание ненулевое же! Так?
 
Верх Низ