Помощь Регистрация
  • Мазда настоящая и виртуальная

    Родстер MX-5 на трассе и на экране компьютера

    Игрушки — это серьезно, считаем мы. Чтобы лишний раз это проверить, мы взяли на тест родстер Mazda MX-5, компьютер, приставку Sony PlayStation и пустующий аэродром Левцово в пригороде Ярославля. Впрочем, обо всем по порядку.

    Известно, что современные компьютерные автосимуляторы далеко ушли от устройства «За рулем» для детей от 3 до 7 лет, какое было в каждой квартире в 80-е годы. Виртуальные гонки сегодня могут похвастать скрупулезно смоделированным управлением, подлинным гоночным азартом и широчайшими возможностями для тюнинга машины.

    Корреспонденты «Тест&Драйв» провели день за рулем реального родстера Mazda MX-5, а на следующее утро засели за игры, в которых смоделирован этот автомобиль.

    Из всех спортивных машин у Мазды МХ-5, возможно, самый умеренный, незлобный вид. Непосвященный обыватель, возможно, скажет «женский кабриолетик». Как он ошибется!..

    В нашу страну Mazda MX-5 пришла лишь в этом году, а за рубежом японский спорткар давно стал легендарным. Автомобиль уже сменил три поколения (перед вами — новейшее) и дважды попадал в Книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый двухместный кабриолет в мире. На сегодняшний день тираж зашкаливает за 800 тыс. Оттого лучшие мировые разработчики автосимуляторов неизменно включают в свои игры компактный японский родстер наряду с суперкарами вроде Ferrari и Lamborghini. Мы решили испытать эффектную «японку» и две наиболее знаменитые игры — «Need For Speed» (на персональном компьютере) и «Gran Turismo 4» (на Sony PlayStation 2).

    Поскольку поставки MX-5 в Россию начались недавно, до Саратова пока еще ни один такой спорткар не добрался. Примерять на себя японскую машинку мы отправились в Ярославль. Там есть неплохие пригородные дорожки, подходящие для скоростного вождения, впрочем, нашей целью были не столько они. Гораздо важнее, что вблизи этого старинного русского города бесцельно простаивает аэродром Левцово — вполне подходящая гоночная трасса.

    Автомобиль, сшитый по фигуре

    Mazda ждала нас в центре Ярославля, и впереди лежал путь через весь город. Как и в любом другом областном центре, улицы здесь довольно узкие, движение плотное. Считается, что в городе спортивная машина бесполезна, она просто не сможет проявить себя. Пожалуй, да, будь в нашем распоряжении даже Bugatti Veyron, двигаться пришлось бы еле­еле, будто под капотом и не 1.001 сила вовсе. Но нет, на компактной MX-5 все по-другому, она быстрее! Для нее абсолютно любая улочка — как просторный автодром, и в потоке машин всегда находится лазейка. К совершению любого головокружительного маневра Mazda всегда готова — просить дважды не надо.


    За приятной внешностью скрывается сильный характер. Чаще бывает наоборот.
    Вообще-­то, японский родстер относится к спорткарам начальной категории (он один из наиболее доступных в мире — отсюда и рекордные цифры продаж). Тем не менее, заметно, что машина спроектирована по классическим спортивным лекалам: руль предельно точен, коробка передач позволяет перещелкивать скорости молниеносно, по всему ощущаешь, что в твоих руках профессиональный, отлаженный, доведенный до совершенства инструмент. Подобно суперкарам высшего ранга Мазда имеет задний привод — на закрытом треке он наверняка еще покажет себя, позволяя вести машину в управляемом заносе. Пока же на первый план выходит отличная «собранная» подвеска — не слишком жесткая, но очень энергоемкая. В общем, когда подлинная «гоночная» конструкция сочетается с таким миниатюрным кузовом, получается прекрасный спорткар для города. Появляется приятная уверенность, что ты — самый быстрый в уличном потоке. Жалко, рядом ни одного Mercedes McLaren SLR, можно было бы пари заключить.

    На загородной трассе со мной поравнялся Ford Focus, водитель посмотрел на серебристую «японку» заинтересованно и… ушел в отрыв. Как такое может быть, у него ведь от силы 145 л.с. (столько развивает 2-литровый фокусовский мотор)? А дело в том, что базовый маздовский двигатель, стоящий под капотом нашей машины, слабее. Его объем 1,8 л, отдача — 126 л.с. В городе резвости хватает, и эмоции подхлестывает рык выхлопных труб, но там, где дорога широка и свободна, мощность не впечатляет, остается только звук.
    Тем, кому больше приходится ездить по просторным многополосным шоссе, лучше покупать более мощную модификацию MX-5, на которую ставится мотор рабочим объемом 2 л, выдающий 160 л.с. Если начальная версия стоит $35.500, то за эту надо заплатить на $5.100 больше. Впрочем, и у нее скоростные показатели не запредельные: на набор 100 км/ч она тратит 7,9 сек.

    Динамика — средняя, но ощущения за рулем здесь все равно совершенно особенные. Вот, например, любой городской джип (он же кроссовер) сделан, можно сказать, как варежка, которая подойдет на любую руку. MX-5 похож на перчатку, сшитую точно по моей кисти. На мне — отлично сидит. А кому-то другому, может, будет не в пору. В этом образном сравнении куда больше конкретики, чем кажется на первый взгляд. Сами конструкторы признают, что салон Мазды не каждому по фигуре в самом прямом смысле слова. Кузов «сшит» для водителя ростом от 150 до 186 см.

    Для того, кто укладывается в этот промежуток, эргономика будет идеальной. Например, вам и в голову не придет искать, как тут подвинуть руль вперед-назад. Баранка сориентирована точно по вашей длине рук. Собственно, регулировки рулевой колонки по вылету здесь и нет — ни к чему. Руль перемещается только по высоте.

    На взлет

    …Объезжаем вокруг пустующее здание аэровокзала, за распахнутыми воротами — аэрополе. И закрутилось!

    Круг за кругом я несусь по громадной асфальтовой площадке, на которой конусами размечена пилотажная фигура. По сути — кольцевая трасса, с самыми разнообразными хитрыми поворотами. Длинную дугу, делающую разворот на 180 градусов, пролетаю на скорости за 100 км/ч. Змейка заставляет сбросить скорость, потом «прямик», но за ним надо резко тормозить перед очень крутым изгибом — фактически здесь на месте разворачиваюсь вокруг конуса, и снова газ в пол.

    Пока не скажу, похожи ли компьютерные игры на живое управление Маздой, но реальное вождение родстера определенно похоже на игру. Когда в твоем распоряжении закрытый трек, на котором никто не мешает, хочется проходить повороты и так и этак, нащупывая грани разумного и переходя их.

    Слегка заскользили передние колеса — добавлением газа я «доворачиваю» зад­нюю ось (здесь же задний привод). Бросил машину в поворот чуть резче — и вот родстер несется веером, начался занос. Контролируемый. Управляемый. Абсолютно.

    Ух, как руль налился тяжестью и завращался в сторону, обратную заносу! Не смотрите на скромный, лишенный агрессии дизайн Мазды — эта машина требует мужского управления, твердой руки.

    Мудрые японские инженеры утверждают, что не так значимы цифры — время разгона, максимальная скорость… Это условные показатели. Разве вы ездите по городу с секундомером? А вот ощущения водителя вполне конкретны: либо чувствуешь, что машина едет именно так, как ты хочешь, либо нет. Это измеряется не в секундах и не в километрах в час, а только количеством удовольствия за рулем.

    На минуту задумываюсь, в каких еще машинах ощущалось такое же слияние с автомобилем, острое чувство скорости и дороги. Их очень мало: Lotus Elise и Honda S2000. Они оба пусть и маленькие, но вполне настоящие суперкары. Может, MX-5 и не в одном ряду с ними (в первую очередь она уступает по мощности), но где­то очень близко.

    Осенью начинаешь особенно ценить последние солнечные дни. Поездка в открытой машине создает настроение праздника. День был хорошим. Мы о крыше и не задумывались. Конечно, от нашего климата никуда не денешься, по мере того как будет холодать, владелец такого спорткара все чаще станет поднимать верх. В конце октября его уже расхочется опускать вовсе, а потом… На этой машине можно без проблем ездить всю зиму, ведь складной верх здесь жесткий. Крыша сделана из термостойкого пластика, усилена стекловолокном и покрашена в цвет кузова. Поднял ее, и автомобиль превратился в купе. В отличие от многих других купе-кабриолетов, поднятый верх здесь не портит скромный и аккуратненький кузов, не делает грузным легкий силуэт.

    Вся операция занимает гораздо меньше времени, чем на большинстве открытых машин — сервоприводы поднимают­опускают крышу всего за 12 сек. К примеру, на Volvo C70 водитель должен непрерывно удерживать клавишу управления верхом не менее полуминуты. Правда, у Мазды процесс не полностью автоматизирован: чтобы убрать крышу, надо сначала вручную отщелкнуть замок над лобовым стеклом. Когда вновь будешь поднимать крышу — не забудь опять замок запереть. Впрочем, забудешь — Mazda напомнит писком зуммера.

    В принципе, сейчас в продаже появилась целая гамма купе-кабриолетов по сходной цене ($30.000-40.000) — есть из чего выбрать. Однако среди них японская модель стоит особняком. То есть, безусловно, Opel Astra Twin Top или VW Eos в той же степени дарят радость открытого неба над головой, а в холодное время года так же защищают тебя надежной крышей, но… В этих автомобилях остается ощущение, что по сути едешь на обычной Астре или Гольфе и раскрытый кузов — просто вариация на тему хорошо знакомой модели гольф­класса, и от массового аналога отличается лишь крышей. А Мазду дизайнеры изначально создавали как родстер, ни о каком аналоге речи не идет в принципе.

    …На ином автомобиле вроде и едешь быстро, но чувствуешь, сложноваты такие режимы для него, того и гляди что­нибудь сломается. Нелегко ему даются фигуры твоего пилотажа.
    А Мазде — легко.

    Gran Turismo 4

    Системные требования: Sony PlayStation 2 или Sony PlayStation 3

    Уже через 2 минуты вождения виртуальной машины понятно, что джойстик — не тот орган управления, который необходим в «Gran Turismo 4». Создавая эту игру, программисты — вот редкий случай! — на самом деле брали на тесты реальные автомобили, выезжали на настоящие автодромы и с помощью измерительного оборудования «считывали» их возможности, характер. В общем, поведение машины смоделировано вплоть до мельчайших нюансов, а значит, необходимы руль, педали и по возможности блок, имитирующий коробку передач.

    С ними начинается настоящий драйв. Mazda MX-5 — как живая. Нам она уже хорошо знакома в реальном мире, а вождение «электронной» версии вызывает приятное чувство «дежа вю». Как и на реальном треке, здесь увлекаешься управлением, хочется тренироваться, изучать машину, совершенствоваться.

    Автомобиль можно подвергнуть тюнингу. Доработками мы занимаемся в основном не ради внешнего эффекта, а исключительно, чтобы добиться от машины отточенных повадок на гоночной трассе. К примеру, хочется сделать посадку Мазды пониже и подвеску пожестче, для лучшего прохождения виражей. Для этого надо купить соответствующие запчасти, после чего можно занижать дорожный просвет, насколько здравый смысл позволяет. Но есть и украшательства: грозные спойлеры и колесные диски (на MX-5 отлично смотрятся OZ Racing).

    За всю историю компании Sony игровая приставка PlayStation 2 стала самым продаваемым продуктом. А самой популярной игрой для нее стала серия «Gran Turismo», которая разошлась по миру более чем 4-миллионным (!) тиражом. Новейшая четвертая часть, попавшая в наши руки, возможно, самый продвинутый автосимулятор на свете: в нем более 700 автомобилей, то есть, практически все значимые модели мирового автопрома, начиная с трехколесной самобеглой повозки Mercedes-Benz 1898 года выпуска. В игру включена целая гамма редких марок, о которых вы, скорее всего, никогда и не слышали: Tommy Kaira, Protomotors, FPV…

    Один из оригинальных режимов игры — фотосессия. Берем машину, выезжаем в живописные виртуальные просторы и делаем эффектные кадры. В нашем распоряжении инструментарий настоящего фотографа, то есть, на самом деле можно регулировать выдержку, диафрагму — все по-настоящему! Увлеченные игроки используют отснятые кадры как «обои» для рабочего стола (перекинуть картинки на компьютер можно с помощью стандартной USB-флэшки) или распечатывают как плакаты.

    В следующем году ожидается выход продолжения серии «Gran Turismo» на платформе последнего поколения PlayStation 3. Главные усовершенствования, которых стоит ждать — это еще более детальная графика, ориентированная на отображение на телевизорах высокой четкости (HD).

    Need for Speed: Underground 2

    Системные требования: Pentium 1,5 Ггерц, оперативная память 256 Мбайт, видеокарта 128 Мбайт

    Виртуальный мир для того и создают, чтобы не ограничивать себя рамками реального. Если 160 лошадиных сил для настоящей Мазды — максимум, то в игре это только начало, и с нашей помощью мощность японского родстера поднимется раз этак в пять.

    Симулятор посвящен эпатажному тюнингу в стилистике рэпперских клипов. Пользователь поселяется в ночном городе, в котором десятки различных автомагазинов. Одни предлагают запчасти для двигателя, другие специализируются на кузовных деталях, третьи на покраске, четвертые на интерьере.

    Когда делаешь первые шаги в симуляторе, сориентироваться непросто. Собственно, это и есть одна из задач, которые ставит перед нами игра, — найти все магазины и освоить предлагаемые ими виды доводки машины.

    В процессе прохождения игры сами гонки становятся для пользователя по большому счету только способом зарабатывания денег для покупки все новых и новых запчастей, чтобы сделать свой аппарат быстрее, красивее, круче. Вариантов модернизации автомобиля не счесть. Именно «Underground 2» — самая насыщенная тюнингом программа из всей серии игр NFS, состоящей из 9 выпусков.

    В итоге из спорткара начального уровня, коим является настоящая МХ-5, мы получаем 600-сильного монстра, в ошеломляющем обвесе, напичканного мощнейшей музыкой, покрашенного в экстравагантные цвета и украшенного наклейками самых известных тюнинговых брендов на бортах. К слову о брендах. Разработчики игры привлекли к сотрудничеству сотни настоящих тюнинговых фирм, так что все доработки — реалистичны.

    Похоже ли управление виртуальной машиной на вождение реальной Мазды? Весьма отдаленно. Серия игр «Need For Speed» никогда не претендовала на звание серьезного симулятора. Главная ставка здесь делается на потрясающую графику и гоночный азарт, а компьютерные руль и педали, позволяющие значительно повысить точность управления, не обязательны, достаточно обычной клавиатуры. Все равно почувствовать тонкости характера спорткара, его техническое совершенство едва ли удастся.

    Чтобы езда нам не наскучила, создатели программы предлагают помимо традиционных гонок целую гамму разных видов соревнований. Самое захватывающее — «Дрифт», то есть, управление автомобилем в заносе. Чем продолжительнее скольжение — тем больше нам присваивается очков. Интересно реализован и драг-рэйсинг, то есть, соревнование на максимальное ускорение по прямой. Создается превосходное ощущение скорости, особенно при нажатой кнопке впрыска закиси азота, дающего кратковременный всплеск мощности.

    На подходе новый выпуск игры — «Need For Speed Pro Street». В продаже он появится уже 1 ноября. Удачным ли вышло продолжение симулятора, читайте в следующем номере «Тест&Драйв».

    Текст: Василий Фомин. Фото: Павел Ёлшин.

    Комментарии 1 Комментарий
    1. Аватар для telesar
      telesar -
      Цитата Сообщение от admin Посмотреть сообщение
      Вы можете просмотреть страницу
      Спасибо за доверие
  • Фотографии