Помощь Регистрация
  • Sky Is The Limit

    Sky Is The Limit (Выше только звезды (англ.))

    Як-42На Саратовском авиазаводе создают летающие «роллс ройсы»

    В прошлом месяце со взлетной полосы Саратовского авиазавода отправился в свой первый полет очередной (уже четвертый) Як­42, переделанный в бизнес-джет с гостиной, спальней, аудио­, видеокомплексом и спутниковым телефоном. Первыми пассажирами роскошного рейса стали корреспонденты журнала «Тест&Драйв».

    По какому расписанию этому самолету летать — будут определять сами пассажиры. Мы можем только догадываться. Например, частный лайнер обслуживает руководителей крупного инвестиционного банка. Представим себя на их месте: с утра надо провести переговоры с партнерами в Лондоне, днем пообедать с важными клиентами во Франкфурте-на-Майне, а вечером прокатиться по каналам Венеции. Просто для положительного эмоционального заряда. Чтобы эффективнее работать завтра. Если заказчик из Швеции захочет обсудить условия строительства нового сборочного предприятия в Чехии, на завтрак мы прилетим к нему в стокгольмский офис, а в полдень вместе с ним осмотрим объект под Прагой.

    Эконом-класс для миллионеров

    Эта созданная в Саратове белоснежная машина с двумя полосками на фюзеляже, пожалуй, не будет привлекать особого внимания в аэропортах среди рядовых лайнеров «Аэрофлота», British Airways, SAS и других авиакомпаний. Обычные пассажиры, увидев ее, едва ли заподозрят что-то особенное. Если престижный автомобиль всем своим видом сигнализирует, что везет особо важные персоны, то летающий «роллс ройс», даже когда вы подойдете к нему вплотную, покажется самым ординарным самолетом регулярных рейсов.

    Я иду по аэродрому Саратовского авиазавода к ангару, в то время как его гигантские сдвижные двери раскрываются и новенький бизнес-джет выезжает, чтобы отправиться в свой первый полет. Подхожу к хвосту самолета, передо мной на землю опускается трап, и вот с этого момента Як­42 начинает открывать свои секреты. На ступенях — светло-бежевый ковролин, перила — хромированы, а рукой касаешься темного неполированного ореха…

    Поднявшись по трапу, первым делом видишь нечто очень похожее на салон бизнес-класса в каком-нибудь Боинге или Эйрбасе. Отличие от пассажирских мест стандартного Як­42 — разительное. Кресла гораздо шире, увеличено расстояние между рядами, чтобы создать достаточно пространства для ног, а впереди на перегородке, отделяющей этот салон от следующего, размещены ЖК-телевизоры.

    Если в стандартном самолете интерьер выполнен из пластика, то здесь превалируют совсем иные материалы. Внешние стенки туалетной комнаты и гардероба сверху до низу обшиты орехом, кресла — натуральной кожей, и даже межоконная обшивка и верхние отделения для ручной клади выполнены не из пластмассы, а отделаны материалом наподобие кожзаменителя (он разработан специально для авиации — то есть негорючий).

    Впрочем, пока ничего экстраординарного. Если вы планируете купить самый дорогой билет на регулярный рейс из Москвы в Женеву, Лондон или Франкфурт-на-Майне, то ваши места будут выглядеть примерно так же. Но на рейсе, который сегодня вылетает из Саратова, эти роскошные кожаные места — самые простенькие. И нас как почетных гостей приглашают пройти дальше: оценить комфорт просторной гостиной, размещенной в центре самолета, а дальше — расположиться в кабинете главного пассажира.

    В обычном самолете проходы перекрываются лишь шторками, здесь же берешься за «позолоченную» ручку, сдвигаешь деревянную дверь и оказываешься в другом мире.

    Кстати
    Саратовский авиазавод сейчас не производит новых машин, основным профилем предприятия является техобслуживание находящихся в эксплуатации самолетов Як-42 (в настоящее время в России и других странах их летает около сотни). Но, начиная с 2005 года, предприятие стало осуществлять новый для себя вид работ — создание частных самолетов с бизнес-салонами. Кроме саратовского завода в России такими заказами занимается лишь одна компания — московская фирма «Квант АСХМ». В настоящее время аналогичное предприятие начинает функционировать в Казани.


    Аэрошоу для избранных зрителей

    Вдруг пространство заполняет громкий звук, нет, не гул турбин, а симфониче­ский оркестр. По салону рассредоточены мощные динамики и два сабвуфера.

    Як-42
    Пассажиры центрального зала могут размять ноги в полете - пространство позволяет.
    Обычные пассажиры привыкли к тому, что перелет, в общем-то, не самая комфортная процедура с кучей формальностей — шагу лишнего не сделать! Здесь же все создано для того, чтобы путешествие воспринималось как отдых, развлечение. И музыка, льющаяся ото­всюду, не в последнюю очередь способствует этому.

    Тем не менее, перед взлетом, как положено, надо занять место в кресле и застегнуть обязательный ремень безопасности. Защелкиваю золотую пряжку. Стюардесса, как обычно, просит привести спинку кресла в вертикальное положение, я смотрю на блок золотых рычажков в левом подлокотнике и слегка теряюсь. Можно повернуться вокруг вертикальной оси, двигаться вперед-назад, выдвинуть снизу мягкую подставку под ноги — чтобы расположиться полулежа. Это настоящий трансформер.

    Создатели самолета называют центральный салон конференц-залом, но я бы сказал, что он больше напоминает изысканную сигарную комнату или каминный холл. Только вместо камина ключевым элементом интерьера является 30-дюймовый экран. Основное его предназначение — это, конечно, демон­страция DVD, но сейчас на него выводится другое кино. Громадный телевизор передает картинку из пилотской кабины!

    Самолет разгоняется, и мы видим взлетную полосу глазами командира корабля. Ускорение вдавливает в спинку сиденья, на гигантском экране пространство спрессовывается, и через несколько секунд горизонт резко уходит вниз. Теперь видно только небо. Тут на экран выводится карта местности, на которой отмечено текущее положение самолета, его скорость, высота, расстояние и время до пункта назначения. На языке авиастроителей эта информационная система для пассажиров называется «аэрошоу». На таком гигантском экране полет выглядит действительно настоящим шоу.

    Кстати
    Как сэкономить при покупке «королевского» самолета? Это вовсе не праздный вопрос, для кого-то, может, каждый миллион долларов на счету. Если серьезно, то почти никогда за основу не берут новую машину. Выгоднее взять самолет, например, налетавший около 10.000 часов. Такому борту в любом случае предстоит пройти сложную форму техобслуживания (ТО-10.000) — то есть, отправиться в сервис на 5 месяцев. Эту операцию можно совместить с полной перестройкой салона. Правда, тогда самолету придется провести на заводе 10-12 месяцев. В результате клиент получает машину, которая выглядит и летает, как новенькая, а по отделке салона сравнима с самолетами королевских династий. И это не преувеличение!


    Самое приятное для летящих в этом конференц-зале — ощущение простора. Даже деловой человек, немало налетавший в своей жизни на частных самолетах, здесь, вероятно, будет приятно удивлен. Ведь большинство бизнес-джетов сами по себе — весьма миниатюрные машины, и в салоне высота потолка порой составляет всего 1,5 м. Здесь же можно гулять в буквальном смысле слова. Такую возможность размять ноги в полете предоставляют только самые престижные самолеты в мире. Например, Boeing Business Jet, построенный на базе модели 737.

    — Куда можно полететь на этом Як­42? — спрашиваю я у сидящего рядом Юрия Липницкого, начальника производства компании «Авиа Трейдинг» (это подразделение Саратовского авиазавода, занимающееся VIP-самолетами).

    — Например, в любое место Европы, — отвечает он. — Если стандартный Як­42 не допускается в воздушное пространство Запада в силу отсут­ствия на самолете многих современных электронных систем безопасности и из-за шумности моторов, то здесь сделаны все необходимые доработки. Мы установили систему предупреждения столкновения в воздухе, систему раннего предупреждения столкновения с землей, а двигатели оснащены специальной звукоподавляющей обшивкой. В общем, для бизнес-джета досягаемы любые аэродромы в радиусе 4.100 км, то есть и Лондон, и Монте-Карло, и Африка, и Дубай. Если делать посадку для дозаправки, то можно облететь полмира, если не весь мир.

    Кровать под облаками

    Можно только догадываться, какие стратегические решения будут обсуждаться в этом конференц-зале на высоте 10 км и что будет говорить главный пассажир в трубку спутникого телефона, уединившись в своем отдельном купе в носовой части фюзеляжа. Такие апартаменты есть далеко не на всех бизнес-джетах. По комфорту, который получает первое лицо рейса, Як­42 стоит в одном ряду с самолетами глав государств, королевских семей и нефтяных шейхов.

    Устраиваюсь в кресле… или его уже уместнее назвать троном? И когда, кажется, никакие удобства уже не удивят, нажимаю на золотой пульт управления, столик, стоящий посредине купе, опускается вниз, а диван раскладывается поверх него — и вот, получается просторное ложе. Здесь, в самом деле, можно жить!

    Также в моем распоряжении еще один аудио­, видеокомплекс и бар. Купе оборудовано собственным туалетом. Если в стандартном Як­42 по одной кабинке в носу и в хвосте, то здесь пришлось добавить третью — с умывальником, оборудованным золотым краном.

    При том, что все три комнаты летающей «виллы» обставлены так, чтобы обеспечить путешественникам максимальный простор, самолет, тем не менее, способен вместить довольно внушительное число пассажиров. В заднем салоне — 16 мест, конференц-зал — еще 11, а в купе главного пассажира при желании могут разместиться четверо: один в кресле и трое на диване (на нем преду­смотрено три привязных ремня). Итак, роскошным рейсом может воспользоваться 31 пассажир. Вполне достаточно, чтобы взять на борт директорат крупной корпорации в полном составе.

    День в компании с редкой машиной подошел к концу, и нам надо оставаться в Саратове, а лайнеру отправляться к заказчику. Куда? Об этом общественности не объявляют. Самолет начинает новую жизнь, в которой он будет летать только по индивидуальному расписанию.

    Кстати
    Хороший ли самолет Як-42? Вообще-то, это не самая распространенная на российских авиалиниях модель. На рейсах средней дальности авиакомпании чаще используют «ТУшки», но для жителей Саратова авиаполеты ассоциируются, в первую очередь, с машиной яковлевского КБ. Именно этот самолет соединяет наш город с Москвой и Питером, а в прежние годы на Як-42 можно было слетать в Киев, Симферополь, Тбилиси. Сейчас, к сожалению, количество рейсов из аэропорта нашего города резко сократилось, впрочем, впервые добавились международные рейсы: в Швейцарию, Германию, Турцию — и на них тоже работает Як-42.

    Несведущие пассажиры — из тех, кому часто приходится летать за рубеж — порой смотрят на российскую модель образца 1980 года свысока, мол, не ровня он современным «иномаркам» — Боингам и Эйрбасам. Однако профессиональные авиаторы считают Як-42 очень удачной конструкцией. Это один из самых безопасных самолетов в мире. За 28 лет было выпущено около 200 таких машин и лишь три из них потерпели крушение. Для сравнения: Ту-154, являющийся самым массовым российским пассажирским самолетом, разбивается вдвое чаще (из каждых 200 машин гибнет шесть). А самый массовый в мире аналогичный самолет Boeing 727 терпел аварии втрое чаще (на 200 самолетов — 10 потерь).


    Текст: Павел Ёлшин . Фото: Ирина Константинова.
  • Фотографии