Помощь Регистрация
  • Творим, что хотим

    «Тест&Драйв» устроил первое в Саратове состязание тюнинговых дизайнеров. Наш турнир, в котором приняли участие саратовские дизайнеры, стал боем без правил. Планку решено было ставить высоко. «Если уж проявить себя в тюнинге, так почему бы не на примере Porsche?» — так провокационно сформулировали мы свое предложение творцам.

    Итак, журналисты «Тест&Драйв» взяли на тест Porsche 911 и предложили саратовским мастерам тюнинга разработать свои варианты переделки внешности легендарного суперкара. «Творите, что хотите», — сказали мы им.

    Творим, что хотимПолный контакт

    В дизайнерской студии Артемия Лебедева так принимают на работу новых творцов. Показывают кандидату всем известный мини-сайт Яндекса (www.ya.ru) и говорят: предложи не менее трех улучшений. Что же тут улучшить, на этой лаконичной web-страничке, внешний вид которой выверялся, шлифовался годами?..

    А творческое задание, которое получили участники нашей креативной битвы, посложнее. На первый взгляд, даже нелепо придумывать тюнинг для классического спорткара Porsche 911, внешний вид которого сами создатели машины не рискуют радикально видоизменять вот уже более 30 лет. Однако подобные дизайнерские эксперименты вовсе не считают странными в самых авторитетных тюнинговых ателье мира, таких как Rinspeed, TechArt и RUF. Каждый год на Женевском, Франкфуртском, Парижском автосалонах они предлагают все новые и новые версии перевоплощения Porsche, и эти тюнинговые творения оказываются в числе главных премьер каждой выставки.

    Вдохновивший нас на этот эксперимент изящный вид спорта — рестлинг — допускает выход на поле сражения более двоих бойцов. Так что, у нас на ринге трое. Фаворит схватки — громила тюнинга Владимир Маркелов из саратовского ателье M-VRS. А противостоят ему и друг другу двое начинающих головорезов дизайна — студенты выпускного курса по специальности «промышленный дизайн» Саратовского художественного училища Александр Сунгуров и Владимир Степанов.

    Наше рубилово происходит в формате «полный контакт». Поэтому все началось со знакомства с живым, рычащим 325-сильным мотором Porsche 911 Carrera 4.

    Кроме шуток, реальная встреча с объектом фантазий — это необходимость. Профессиональному дизайнеру, разрабатывающему аэропакет, необходимо увидеть автомобиль вживую, почув­ствовать его энергетику. Два Владимира и Александр буквально ощупали рельеф кузова, рассмотрели во всех ракурсах каждую деталь спорткара.

    В общем, соперники примерились к спортивному снаряду, установили зрительный контакт друг с другом и после этого взялись за оружие: карандаш, ватман, компьютер и Photoshop.

    Владимир МаркеловВладимир Маркелов

    На следующий день мы встретились с Владимиром на его станции, где очередной автомобиль получал новый обвес. Выяснилось, что его главное оружие — не художественный вымысел, а точный техниче­ский расчет.

    «Очень часто можно увидеть на улицах по-настоящему вредный тюнинг, — утверждает Владимир. — Неграмотные переделки вызывают проблемы с охлаждением радиатора, перегрев тормозов. Новые контуры силуэта запросто могут привести к тому, что на скорости машина взлетит в воздух. Точнее, измененная аэродинамика, вместо того чтобы увеличивать прижимную силу, создаст лишние завихрения, которые сделают спорткар нестабильным на высоких скоростях».

    Увы, у компании M-VRS, равно как и у всех остальных российских тюнинговых фирм, нет реальной возможности испытывать те или иные тюнинговые элементы в аэродинамической трубе. Поэтому Владимир берет за основу уже проверенные решения. Вот, например, в случае с нашим Porsche основой для эскиза аэродинамического обвеса послужила работа знаменитой тюнинговой компании TechArt. Отталкиваясь от решений, примененных в техартовской машине, Владимир создает уже собственную стилистику.

    И вновь автор заботится не только о красоте, но и о практических качествах. «Прямые "юбки" вдоль порогов, которые я предлагаю, визуально занижают машину, но не уменьшают реальный дорожный просвет. В своих работах я всегда учитываю клиренс — на саратовских дорогах это важно», — говорит он.

    Кто должен делать аэродинамический обвес спорткара: инженер или художник? Владимир убежден, что только человек с техническим образованием. Сам он закончил физфак СГУ, а технологии работы с полимерами и стекловолокном постигал, работая в фирме, выпускающей пластиковую упаковку. Теперь этот инженерный опыт помогает в тюнинге.

    Первые опыты с автомобильным обвесом начал, как и большинство дизайнеров, со своего собственного автомобиля. Вышло неплохо — потом пошли заказы от знакомых. Постепенно дело налаживалось, и Владимир одним из первых открыл собственное производство.

    «Самый серьезный проект, который я делал, был заказан клиентом из Москвы, — говорит Владимир. — Владелец роскошного купе Mercedes CL прежнего поколения захотел, чтобы его автомобиль внешне походил на последнюю генерацию. Специально для этого он пригнал свою машину в Саратов. Работа обошлась в 50.000 руб., тогда как в Москве такая услуга стоила бы в разы дороже».

    Владимир вручает мне эскиз своего варианта Porsche, а я задумываюсь: будь это мой спорткар, стал бы я заказывать «индпошив» кузова в M-VRS или купил бы готовые бампера в том же стиле от TechArt.

    Звонок московскому дилеру TechArt расставил все точки над «i»: их комплект стоит 1.850.000 руб. Саратовский дизайнер обещал уложиться в бюджет 65.000 руб.
    В нашем бою он избрал сдержанную тактику. Новаторских приемов не применяет, но именно его работа ближе всего к тому, чтобы быть воплощенной в реальности, а это сильнейший удар по противникам.

    Александр СунгуровАлександр Сунгуров

    Тем временем в художественном училище кипело творчество. Пейзажи и портреты — это еще не все, чему здесь учатся. Все чаще в качестве темы дипломной работы выбирается промышленный дизайн, и Александр как раз из числа таких студентов.

    «Нарисовать видоизменный Porsche гораздо сложнее, чем украсить спортивными бамперами копейку или девятку. Это потому, что немецкая машина полностью самодостаточна, — сказал он. — Вот, проследи за моей рукой». Саша достает лист бумаги и начинает рисовать. Мягкие округлые черты, линия делает несколько изгибов, и вот уже готов знакомый силуэт. «Попробуй так же нарисовать «Калину», не отрывая руки, — ничего не выйдет», — смеется дизайнер.

    Переделку Porsche Александр начал с поиска для машины оригинального цветового решения: «Черный цвет выглядит строго, спору нет, но многие дизайнерские находки при таком окрасе теряются. Создатели серийного спорткара наградили его изящным решением боковин, мускулистыми обводами крыльев — достаточно окрасить кузов нестандартной сияющей эмалью, и рельеф уже заиграет по-новому».

    Александр демонстрирует на экране своего компьютера, как Porsche буквально за несколько мгновений перекрашивается в яркие, запоминающиеся цвета и даже становится полностью хромированным.

    Эффектно, но для победы над соперниками маловато. Тут Александр демонстрирует свой коронный прием. Он единственный из наших дизайнеров-бойцов использует моделирование на компьютере, и теперь становится ясно, какие это дает преимущества. Бамперы, «юбки», колесные диски от самых разных автомобилей он примеривает на Porsche, по-разному компонует отдельные элементы, распахивает двери вверх, как на Lamborghini. Все очень наглядно. Будь я заказчиком, предпочел бы именно такой подход к работе. Само собой, это лишь эскизы, многие элементы грубовато подогнаны друг к другу, и, тем не менее, четко представляешь образ будущего тюнингового аппарата, а это — главное.
    И вот, из-под его виртуального пера выходят три принципиально разных варианта. Три «удара» нанесены соперникам. Возможно, удары не столь сильные, но именно Александр красиво, зрелищно ведет бой!


    Владимир СтепановВладимир Степанов

    То, на чем подъехал на встречу второй Владимир, вызвало легкий шок. Вазовская «копейка» опустилась до земли, а диски, как мне показалось, не помещаются в арки. Кроме того, вся носовая часть — капот, крылья и двери — мастерски украшена аэрографией, изображающей звездное небо. Оказалось, этот автомобиль — часть дипломной работы Владимира по специализации «аэрография».

    «Мне показалось интересным поиграть с пропорциями: здесь я попытался визуально вытянуть машину по дорожному полотну, — поясняет свой первый эскиз Степанов. — И обратите внимание, лобовое стекло разделено пополам, как на старинных моделях».

    На следующем скетче спорт­кар превращен во внедорожник. «В серийном джипе Porsche Cayenne нет той остроты, что присуща 911-му. На мой взгляд, поклонникам немецкой марки был бы по душе вариант, в котором сочетается внедорожное шасси и стремительный кузов «купе».

    В самом деле — актуальная мысль. Недавно в этом направлении стала двигаться фирма BMW: на базе джипа X5 создана новая модель X6 с более стремительными спортивными формами.

    «Однако окончательным я назову другой, более спокойный вариант. Не внося глубоких изменений в кон­струкцию машины, предлагаю увеличить воздухозаборники, по низу переднего бампера соорудить плоский спойлер, как на кольцевых болидах», — рассказал Владимир.

    Пожалуй, Владимир изобретательнее других подошел к заданию. Его «удары» неожиданны. Ни один прием не подсмотрен на стороне, а в творческом соревновании только собственные идеи имеют реальный вес и силу.

    Главная цель любого тюнинга — в первую очередь привлечь внимание. И если броские эскизы участников нашего турнира заставили вас дочитать статью до этой строчки, значит, успеха они добились. Мы видим в этих мастерах будущее. Как рассказал нам по секрету Владимир Маркелов, у него теперь родилась идея пригласить двоих молодых соперников на работу в свою компанию M-VRS. Если они втроем объединят усилия, думаем, может получиться весьма неплохая тюнинговая студия.

    Текст: Антон Чугаев. Фото: Павел Ёлшин, Константин Ветров, Ирина Константинова.
  • Фотографии