Из грязи в князи
Опубликовано 20.06.2008 05:29
Кто из саратовских гонщиков смог пробиться в большой автоспорт
Сейчас в Саратове сотни человек профессионально занимаются автоспортом, но лишь единицам удается выйти за пределы местных кубков и попасть в федеральные первенства. Впрочем, в последние годы все больше наших пилотов пробиваются в большой автоспорт. В Чемпионате России по ралли, где прежде выступал лишь один гонщик из нашего региона, в этом году появился второй участник из Саратова. А в мае в чемпионате по трофи-рейдам впервые начала выступать саратовская команда. В общем, нам есть за кого поболеть в соревнованиях федерального уровня.
С пятью пилотами и одним штурманом, представляющими наш город в чемпионатах России, встретился Антон Чугаев.
Ралли
Александр Гаврилов, участник Чемпионата России по ралли с 2004 г.
Лучшее достижение в карьере — первое место в Кубке России 2002 г.
Три года назад начинающего пилота из Вольска приметил Сергей Успенский, один из самых авторитетных гонщиков нашей страны. И в 2006 году Александр Гаврилов получил приглашение выступать в команде Сергея - УРТ, лидировавшей на тот момент. В своем дебютном сезоне за эту команду он добился шестого места.
«Одним из самых ярких воспоминаний назову выезд на соревнования в Эстонию. - рассказывает Александр. - У прибалтийских гонок есть такая особенность: на каждый заезд приглашается пилот из числа гонщиков WRC первой величины. Мне посчастливилось участвовать в одной гонке с четырехкратным чемпионом мира по ралли Томми Мяккиненом (на снимке справа). Наблюдая его в деле и общаясь с ним, старался перенять у прославленного финна опыт. Кстати, и выступил я тогда неплохо: среди пяти российских экипажей, участвовавших в той гонке, оказался первым».
Александру повезло, с детства его увлечение спортом находило поддержку: отец всю жизнь мечтал о гонках, а дядя выступал в мотокроссе, автокроссе и классическом ралли. Уже в ранней юности Александр пробовал себя в роли штурмана - и их с дядей экипаж добился победы в Кубке России.
В этом году Александр выступает за команду Red Wings. Сезон для него начался отлично: на момент сдачи в печать этого номера «Тест&Драйв» команда находилась на первом месте официальной классификации.
Роман Пронин, участник Чемпионата России по ралли с 2008 г.
Лучшее достижение в карьере - четвертое место в Кубке России 2007 г.
Роман Пронин начал заниматься ралли всего два года назад.
«Первые шаги я делал в самом доступном классе ралли - в клубных гонках, - рассказывает Роман. - Когда начинаешь любое новое дело, важно чтобы тебя заметили. Тут наша команда придумала нестандартный ход: на бортах нарядной бело-оранжевой гоночной «восьмерки» мы написали забавное, притягивающее взгляды название - «МегаТАЗ». Команда с таким названием запомнилась всем, а экстравагантный имидж стал приносить нам удачу.
Позже последовали выступления в Кубке России, но чем больше мы дорабатывали «восьмерку», тем яснее становилось, что у отечественной техники возможности слишком ограниченны. Так что, когда я «созрел» для выступления в Чемпионате России, вместо вазовской машины купил достойный аппарат - Subaru Impreza 2003 года, который мне достался из рук известного раллиста Евгения Новикова».
Сменив технику, Роман перешел в другую команду. В этом сезоне он представляет московскую «конюшню» AKRT. Уже во втором выступлении ему удалось взять «бронзу».
Чемпионат России по ралли 2008
Саратовские пилоты: Роман Пронин, Александр Гаврилов
25-26 января | Ралли «Ермак» |
15-16 февраля | Ралли «Пенно» |
7-8 марта | Ралли «Ладога» |
6–7 июня | Ралли «Белые Ночи» |
11–13 июля | Ралли «Выборг» |
8–9 августа | Ралли «Южный Урал» |
5–7 сентября | Ралли «Гуково» |
19–20 сентября | Ралли «Псков» |
10–11 октября | Ралли «Новоросссийск» |
Автокросс
Александр Щербаков, участник Чемпионата России по кроссу с 2003 г. и Евгений Арапов, участник Кубка России по кроссу с 2003 г.
Лучшее достижение в карьере Александра Щербакова - шестое место в Чемпионате России, Евгения Арапова - третье место в Кубке России
Если производитель напитков Red Bull создал собственную команду Формулы I, то почему бы саратовскому магазину авто-запчастей не завести собственную «конюшню» по автокроссу? Так решили пять лет назад Евгений (на фото справа) и Александр - бизнесмены, владеющие одним из автомагазинов нашего города. Итак, первый начал соревноваться в «кузовном» Кубке России на «восьмерке» , а второй - в Чемпионате России в классе «багги» .
«Наш бизнес, связанный с автозапчастями, требует досконального знания «анатомии» машины, и в гонках это тоже очень помогает, - рассказывает Александр. - Перед каждым этапом мы серьезно перерабатываем, совершенствуем машину. Кросс отличается тем, что здесь допускаются весьма серьезные технические переделки. Скажем, недавно я принял решение радикально изменить положение двигателя: к следующей гонке он будет стоять не продольно, а поперечно. Тем самым улучшается развесовка по осям».

За прошедшие с момента дебюта пять лет Александр не раз попадал в число лидеров в классе «багги». Евгений тоже добился серьезных успехов: он получил звание мастера спорта по автокроссу и в 2007 году поднялся на 3-е место в Кубке России.
Надо заметить, кросс, вообще, - самый развитый вид автоспорта в Саратове. Именно в нем представлено больше всего пилотов из нашего региона (см. таблицу). И только в соревнованиях этого класса выходец из нашего региона добивался чемпионства. По итогам сезона 2007 года, чемпионом России стал житель Балакова Борис Цеханович.
Одна из причин такой популярности кросса заключается в том, что стоимость подготовки машины здесь в разы меньше, чем цена постройки раллийного болида. А адреналина - хоть отбавляй.
«Чтобы начать гоняться в Чемпионате России, поначалу будет достаточно стандартной «восьмерки», - рассказывает Евгений. - На ней можно выступать в самом доступном классе Д2Н: в нем соревнуются машины, не имеющие никаких доработок, даже импортная резина здесь не допускается. Значит, расходов - минимум. И при этом ты - участник чемпионата, так что у тебя есть отличная возможность набраться опыта у лучших спортсменов страны».
Сейчас Александр и Евгений завершают подготовку к новому сезону. Чемпионат по автокроссу 2008 года стартует в середине июня в Смоленской области.
Чемпионат России по автокроссу 2008
Саратовские пилоты: Борис Цеханович, Геннадий Ожиганов, Александр Щербаков, Александр Харитонов
14-15 июня | пос. Красный (Смоленская обл.) |
28-29 июня | Воронеж |
17-18 июля | Калининец (Московская обл.) |
15-17 августа | пос. Веселовка (Краснодарский край) |
23-24 августа | Ставрополь |
13-14 сентября | пос. Березовка (Нижегородская обл.) |
Трофи-рейды
Дмитрий Деркач (пилот), участник Чемпионата России по трофи-рейдам с 2008 г. и Алексей Шохин (штурман), участник Чемпионата России по трофи-рейдам с 2008 г.
Лучшее достижение в карьере Дмитрия Деркача и Алексея Шохина - первое место в Кубке Поволжья по трофи-рейдам 2007 г.
В мае на трассы Чемпионата России по трофи-рейдам впервые вышла саратовская команда, состоящая из трех экипажей. Капитан команды Дмитрий Деркач со штурманом Алексеем Шохиным и Владимир Чернышев со штурманом Вадимом Овчинниковым выступают в самой престижной категории ТР3 (спортпрототипы оригинальной конструкции). Третья машина пилота Леонида Усова и штурмана Николая Дергунова приносит очки команде в категории ТР2 (серийные машины, подвергшиеся серьезной доработке).
«На местном уровне нам уже не раз удавалось достичь успеха, но вот выступление в Кубке России в прошлом году прошло менее удачно, - рассказывает Дмитрий Деркач. - Теперь же перед нами стоит еще более трудная задача, ведь чемпионат - это элита внедорожного автоспорта. Наши соперники настоящие профи, и техника подготовлена предельно серьезно».
В первой гонке, которая проходила в мае, саратовцы долгое время держались на втором месте и только из-за досадной случайности на финише оказались шестыми. Впрочем, для дебютного выступления это тоже неплохой показатель. По словам Дмитрия Деркача, в следующий раз они постараются взять реванш.

Вообще, гонщики нашего города традиционно сильны в «грязевых» дисциплинах, и уже несколько лет подряд местные саратовские соревнования внедорожников проходят едва ли не с большим размахом, чем федеральные. Интересно, что многие саратовские бизнесмены и крупные руководители увлеклись такими гонками. Например, внедорожные соревнования стали любимым увлечением директора авиазавода Олега Фомина и директора мебельной фабрики Виталия Дмитриева. Возможно, вскоре именно гонки, а не теннис или горные лыжи, станут считаться спортом деловых людей.
«Соревнования местного масштаба отличаются от большого автоспорта в первую очередь уровнем вложений, - поясняет Алексей Шохин. - Чтобы начать выступления в чемпионате, команда должна подготовить как минимум два экипажа. Говорят, бюджет команды, которая сейчас лидирует в чемпионате, исчисляется миллионом евро… На этом фоне ежегодный вступительный взнос в размере 15.000 руб. кажется пустяком».
По мнению многих и по нашему тоже, трофирейды - это тот вид автоспорта, в котором саратовцам светят лучшие перспективы. Гонщики отлично подготовлены, техника - на высоте. Сезон только начался. Будем болеть за наших!
Чемпионат России по трофи-рейдам 2008
Саратовские экипажи: Дмитрий Деркач и Алексей Шохин, Владимир Чернышев и Вадим Овчинников, Леонид Усов и Николай Дергунов
29 апреля — 4 мая | «Кировские болота» (Ленинградская обл.) |
13-17 июня | «Кубок ASG-Herzog» (Ярославская обл.) |
9-13 июля | «Тверская земля» (Тверская обл.) |
14-17 августа | «Керамик-Трофи» Брянская область) |
11-14 сентября | «Вепрь-Трофи» (Нижегородская обл.) |
Текст: Антон Чугаев. Фото: Константин Ветров, Ирина Константинова, а также из личных архивов Романа Пронина и Александра Гаврилова.