Помощь Регистрация
  • Сошлись кроссоверы в Широком Буераке

    VW Tiguan & Subaru Forester: кто не спасует на офф-роуде Саратовской области?

    Лишь только первая партия новейших кроссоверов VW Tiguan добралась до Саратова, журнал «Тест&Драйв» сразу направил один из прибывших экземпляров на испытание по волжским утесам в районе Широкого Буерака. А в качестве соперника ему был выбран не менее яркий дебютант 2008 года — Subaru Forester. В этом году «японец» сменил поколение: стал заметно крупнее, современнее, расширилась гамма двигателей.

    У немцев нет того 11-летнего опыта выпуска кроссоверов, который есть у Subaru, но Tiguan от этого вовсе не кажется «зеленым» новичком. Фольксвагеновский городской внедорожник имеет все шансы стать одним из бестселлеров в своем классе.

    Пикник над ВолгойПикник над Волгой

    Название села Широкий Буерак тому, кто в нем не бывал, может навевать мысли о мрачных оврагах и экстремальном бездорожье. На деле — это красивейшее место, где с высоких склонов можно обозревать Волгу на десятки километров, а дороги, ведущие сюда, вполне сносные. В общем — чудесное место для пикника. А какие машины подходят для пикника лучше, чем кроссоверы?

    Я за рулем Tiguan, а следом — Forester. Весело катим по серпантину, вьющемуся по склонам холмов. Со стороны можно представить, что две дружные семьи выехали в солнечный день на природу. И раз у нас сравнительный тест-драйв, сразу пытаемся определить, какой из воображаемых семей удобнее.

    Интерьер Тигуана во всем напоминает компактвэн Golf Plus. Причем новинка унаследовала от него не только дизайн, но и лучшие практичные качества — в первую очередь возможности трансформации салона. Для перевозки поклажи можно сложить не только задний диван, но и переднее правое кресло — и тогда сюда войдут и лыжи, и сноуборды, и даже крупные предметы мебели. При поездках всей семьей задние седоки могут устроиться очень вольготно: в их распоряжении откидные столики на спинках передних кресел, сам задний диван может двигаться вперед-назад.

    Быт пассажиров Subaru тоже устроен неплохо. Есть свои находки: из подушки заднего дивана раскладывается миниатюрный столик с подстаканниками, оснащенными подсветкой. А вот у самого дивана регулируется только наклон спинки. Впрочем, жалеть об отсутствии продольной регулировки не приходится. Желания сдвинуться назад не возникает, ведь пространства для ног — предостаточно. А вот в Тигуане сравнимый простор получаешь, только отодвинув диван назад до упора.

    Вдали от асфальтаВдали от асфальта

    Когда требуется съехать с асфальта и присмотреть место для привала вдали от основной дороги, я пересаживаюсь за руль Форестера. Сначала по ухабистой грунтовке, а потом уже и по заросшей высокой травой дубовой роще «японец» едет очень уверенно. Длинноходная подвеска довольно неплохо атакует крупные неровности. Если вы считали, что кроссовер — это не более чем легковая модель слегка повышенной проходимости, мало чем сопоставимая с настоящими джипами, то Subaru способен вас переубедить. Вот передние колеса уперлись в крутой уступ — тяну за ручку понижающего ряда трансмиссии и начинаю медленно взбираться на препятствие. Безо всякого риска сжечь сцепление можно буквально по миллиметрам преодолевать сложные участки. Постоянный полный привод и двухдиапазонная трансмиссия — это классические джиперские решения, старая школа!

    А Tiguan — это новая школа. Он не пасует перед теми же задачами, но решает их «высокотехнологичными» средствами. Пусть пониженного ряда трансмиссии у него нет, но достаточно нажать на клавишу «Off Road» внизу центральной консоли, и газ становится менее чувствительным. Так плавно ползти по крутым ухабам гораздо удобнее. Если дело происходит на крутом спуске, то электроника будет автоматически поддерживать безопасную скорость (значит, на обледенелом уклоне Tiguan застрахован от срыва в неконтролируемое скольжение под горку). Пусть полный привод здесь не постоянный, а подключается электроникой по мере надобности (через муфту Haldex), но в режиме «Off Road» программа управления муфтой работает так, что задние колеса гарантированно не останутся без тяги. Разве что по грунтовке Tiguan не склонен ехать быстро в «раллийном» стиле: субъективно показалось, что уханья в подвеске и толчки ощущаются несколько сильнее, чем в Форестере.

    По высоте клиренса побеждает Subaru: 21,5 см — это сравнимо со многими внедорожниками. У Тигуана посадка на 1,5 см ниже. Впрочем, абсолютное большинство «паркетников» он оставит позади. Только для этого надо брать VW в модификации «Track&Field» (именно такая версия побывала на нашем тесте). У нее, в отличие от «Sport&Style», — бамперы имеют специальные «внедорожные» формы. Передний свес скошен так, что заехать на высокое препятствие можно без проблем. Высокие бордюры в городе он будет брать и вовсе играючи.

    По возможностям трансформации салона Tiguan сравним с минивэнами: сложить можно все кресла, включая правое переднее.По возможностям трансформации салона Tiguan сравним с минивэнами: сложить можно все кресла, включая правое переднее.
    Сила не в лошадиных силах

    Дороги близ Широкого Буерака сплетаются в довольно замысловатую сеть, но куда ни поедешь, спустя 10-20 км так или иначе выезжаешь на волгоградскую трассу. Покрытие здесь такое, что насладиться скоростью за рулем легковой машины практически негде: то и дело асфальт идет «гребенкой». А вот на кроссоверах удается ехать и с комфортом, и очень быстро.
    О том, что при одинаковой мощности — 150 сил — две эти модели будут обладать несхожим темпераментом, мы знали еще до теста. Ведь VW получает эту мощность весьма нетрадиционным путем: рабочий объем мотора — всего 1,4 л, но его усиливает двойной наддув. В зоне низких оборотов трудится компрессор, а около 3.500 об/мин подхватывает турбина.

    На практике заверения о том, что подобная конструкция лишена распространенного недостатка турбомоторов — провала тяги на низах, оправдались лишь отчасти. Если у Subaru атмосферный оппозитник объемом 2 л вполне предсказуемо «тянет» почти с холостых, то пересев в Tiguan, с непривычки на старте глохнешь. Впрочем, приноровиться оказалось легко. А дальше плюсы этого мотора раскрылись во всей красе. Когда стрелка тахометра переходит в правую часть приборной шкалы, случается легкий «турбоподхват», автомобиль обретает толику спортивного задора. Его отлично дополняет 6-ступенчатая механическая КПП, рычаг которой ходит предельно четко, а довольно «близкий» ряд передаточных чисел позволяет, замедляясь и вновь набирая ход, постоянно поддерживать мотор в зоне высоких оборотов. В общем, на трассе не особо задумываешься, хватит ли запаса мощности для обгона.

    Forester настроен на несколько иной стиль езды. Разгон здесь тоже хорош, но происходит он без эмоциональных всплесков. То, что передачи 5-ступенчатой коробки здесь «растянуты», на легком бездорожье казалось очень уместным, а вот при стремительных разгонах трансмиссия не дает мотору проявить себя в полной мере. Стрелка спидометра подползает к 100 км/ч, а мы все еще на «второй»… Вдобавок рычаг КПП ходит здесь менее четко, чем на VW. Впрочем, наш Forester еще не прошел обкатку, и этот недостаток вполне может исчезнуть через 500-700 км пробега.

    Гордость интерьера Subaru - панорамная крыша с полностью сдвижным люком.Гордость интерьера Subaru - панорамная крыша с полностью сдвижным люком.
    Так или иначе, я бы предпочел Forester с автоматом. И, кстати, АКПП — это преимущество Subaru! Ведь для Тигуана с мотором 1.4 TFSI автоматическая трансмиссия вовсе не предлагается. И, напротив, с более мощным 2.0 TFSI идет только АКПП, а любители скоростной езды на «механике» остаются не у дел.

    Не доверяя субъективным впечатлениям, мы устроили серию параллельных стартов. В первых двух заездах однозначного лидера выявить не удалось: с минимальным отрывом сначала победил Tiguan, потом — Forester. Причем за рулем Subaru явно чувствовалось: ему бы 6-ступенчатую коробку, другой бы был разговор! И тут возникает шальная мысль: а что если на резких стартах использовать понижающую трансмиссию? Производитель позволяет переключаться между верхним и нижним рядом прямо на ходу. Тогда у Форестера, считай, не 5 передач, а все десять!

    Итак, финальная попытка. Отмашка! Forerster присвистнул, кажется, всеми четырьмя колесами и в одно мгновение оказался впереди Тигуана на корпус. Рычаг понижающей трансмиссии опущен — далее нас разгоняет «верхняя первая», потом снова сцепление, «понижайка», «вторая»… Есть выигрыш!

    Конечно, нормальный водитель вряд ли будет орудовать двумя рычагами ради небольшого прироста динамики, да и едва ли трансмиссия будет долго терпеть столь немилосердное обращение. Для того, кто любит «погорячее», у Subaru есть другие варианты. Недавно гамма модификаций пополнилась 2,5-литровым двигателем мощностью 172 л.с. Но самое интересное это, конечно, фирменное субаровское блюдо — скоростной Forester с мощным турбодвигателем от легендарного спорткара Impreza WRX STI. На асфальтовый внедорожник, правда, ставится не 300-сильный мотор, а версия, мощность которой понижена на 70 сил, и, тем не менее, ее отдачи вполне достаточно, чтобы Forester 2.5 XT по праву считался одним из самых «драйверских» кроссоверов.

    Конкурентов ему у Фольксвагена нет и не предвидится.

    2-литровый Forester обладает спокойным темпераментом. Если хочется большего — в арсенале Subaru есть версия с двигателем 2,5 л, а также «горячий» кроссовер 2,5 л турбо.2-литровый Forester обладает спокойным темпераментом. Если хочется большего — в арсенале Subaru есть версия с двигателем 2,5 л, а также «горячий» кроссовер 2,5 л турбо.
    Дорогого стоит?

    Я знаю как минимум двоих человек, которые подыскивали себе кроссоверы, но отказались от покупки: один взял Toyota Avensis, другой — Ford Mondeo. Причина была проста: асфальтовые джипы, среди которых они выбирали, уступали комфортным седанам D-класса из-за довольно простенькой отделки салона и бедного оснащения. Еще недавно это было общее место многих «паркетников». Но Forester и Tiguan не из их числа, эти модели не лишены элементов «красивой жизни». У Subaru это в первую очередь панорамный люк, который способен полностью сдвигаться, обеспечивая дополнительное ощущение простора. Доставшаяся нам на тест комплектация щеголяла кожаным салоном с электроприводами сидений и мультифункциональным рулевым колесом, на которое вынесены клавиши управления аудиосистемой и круиз­контролем.

    Для Тигуана кожаные сиденья тоже предлагаются за дополнительную плату. Его интерьер смотрится вполне «дорого»: свою роль играет очень качественный пластик. Набор оснащения — богатый, он включает раздельный климат-контроль, датчик давления в шинах, продвинутый бортовой компьютер. Помимо всей маршрутной информации на крупный дисплей выводятся показания компаса — маленькая деталь, роднящая кроссовер с чистокровными джипами.

    Пожалуй, главным итогом этого сравнительного тест-драйва можно считать блок «Финансовый аспект». Оба наших соперника выглядят как достойный выбор прагматичного покупателя, требующего, чтобы автомобиль стоил своих денег, отрабатывал их на все сто. Так что, на этот раз мы решили особенно скрупулезно сопоставить комплектации, модификации и цены.

    На асфальте Tiguan обретает легкие спортивные нотки: при 3.500 об/мин задорно подхватывает турбина.На асфальте Tiguan обретает легкие спортивные нотки: при 3.500 об/мин задорно подхватывает турбина.
    Финансовый аспект

    Автопроизводители назначают розничные цены с оглядкой друг на друга, так что при сходных по мощности моторах сходятся и цены. Базовая комплектация Subaru Forester 2.0Х — от 923.000 руб., а VW Tiguan 1.4TFSI — на 19.000 руб. дешевле. Более мощные модификации еще ближе по цене. «Немец» с 2-литровым турбодвигателем (170 сил) обойдется в 1.053.550 руб. А за «японца» с атмосферным 2,5-литровым двигателем (172 л.с.) просят лишь на 4.150 руб. больше. Скоростная версия Subaru Forester 2.5XT (230 сил) стоит от 1.167.500 руб. Фольксвагену тут парировать нечем — столь мощных версий пока не производится.
    Большее разнообразие в комплектациях предлагает Subaru. Во­первых, для любого из моторов можно заказать как механику, так и автомат. Доплата за него — 32.000 руб. (в случае с турбодвигателем — 42.000 руб.). А у Тигуана младший мотор предлагается только с механикой, а старший — только с автоматом. Кстати, по этой причине разгон до 100 км/ч у более мощной модификации не быстрее, а даже на 0,3 с дольше (см. технические характеристики).

    Во-­вторых, для Форестера предусмотрена целая гамма вариантов оснащения. В минимальной комплектации 2.0Х есть однозонный климат-контроль, подогрев сидений, зеркала с электроприводом и подогревом. За аудиосистему и легкосплавные колеса доплата — 24.000 руб. У более мощной версии 2.5XS все это есть в базовой комплектации. И независимо от двигателя можно выборочно добавлять люк, отделку кожей, электропривод сидений. Для японцев такая гибкость в комплектациях — редкость.

    Хотя у Тигуана комплектация, по сути, одна, но покупателю при этом предлагается выбрать: предпочитает ли он внедорожную модификацию, или ему больше подходит спортивная «асфальтовая» стилистика автомобиля. Причем разницы в цене — никакой. Отличие, как уже говорилось, в бамперах: версия «Track&Field», ориентированная на легкий офф­роуд, отличается характерной заостренной мордочкой и, благодаря скошенному переднему бамперу, способна атаковать препятствия под углом 280. Версия «Sport&Style» выглядит элегантно, «по-легковому», но угол въезда принесен в жертву — 180. На этом отличия не заканчиваются: у дорожной версии нет электронной программы «Off Road», способной переключать трансмиссию, ABS и чувствительность педали газа во внедорожный режим, а также отсутствуют датчики давления в шинах и компас. Зато есть множество эффектных украшений: спортивные передние кресла со стильной обивкой, хромированная окантовка боковых окон, кожаная обшивка руля и рычага КПП, тонировка стекол от центральной стойки.

    Что же касается стандартного оснащения, то любой Tiguan имеет все то же, что Forester в базовой версии, плюс аудиосистема, легкосплавные диски и задние датчики парковки. А климат-контроль — двухзонный.

    За дополнительную плату модель можно оснастить кожаными сиденьями, ксеноном, а вместо 16-дюймовых дисков взять колеса на дюйм больше.

    Технические характеристики
    VW Tiguan 1.4 TFSISubaru Forester 2.0XS
    Габариты446x181x169 cм456x178x170 cм
    Снаряженная масса1.546 кг1.480 кг
    Двигатель1,4 л, 4-цил., турбо+компрессор2 л, 4-цил., оппозитный
    Мощность150 л.с. при 5.800 об/мин150 л.с. при 6.000 об/мин
    Крутящий момент240 Нм при 1.700–4.000 об/мин196 Нм при 3.200 об/мин
    Трансмиссиямеханическая, 6-ст.механическая, 5-ст.
    Разгон 0—100 км/ч9,6 сн.д.
    Максимальная скорость192 км/ч184 км/ч
    Средний расход топлива8,4 л/100 км8,4 л/100 км
    Дорожный просвет20 см21,5 см


    Subaru Forester предоставлен официальным дилером Subaru в Саратове компанией «АвтоЦентр Восток», 45-27-27.

    VW Tiguan предоставлен официальным дилером VW в Саратове компанией «Элвис-Моторс», 35-53-55.



    Текст: Павел Ёлшин. Фото автора.
  • Фотографии