Помощь Регистрация
  • Антиквариат внутреннего сгорания

    Четыре новеллы о любви к автомобильной классике

    Журнал «Тест&Драйв» продолжает знакомить вас с жителями нашего города и области, жизнь которых переплелась с ретро­автомобилями и автомобильной историей.

    Владимир Бачкин

    Владимир БачкинЧтобы попасть в этот автомобильный музей, надо проехать 35 км от Саратова до военного городка, точнее закрытого административно-­территориального образования пос. Светлый, что под Татищевом. Въезд только по пропускам, и получить приглашение на территорию может быть непросто. Но удивительные экспонаты, которые видишь, попав внутрь, стоят усилий!

    Здесь посетителей встречают невероятные огромные скульптуры, в деталях которых угадываются автомобильные и мотоциклетные запчасти. А дальше попадаешь в сокровищницу — музей автомобильной техники времен Великой Отечественной войны.
    Интересно, что возник он как побочное направление деятельности подросткового клуба, которым здесь с начала 80-х управляет бессменный руководитель Владимир Бачкин. Бывший школьный военрук. Теперь — предприниматель. Впрочем, сам он утверждает, что бизнес для него всегда был второстепенным занятием, и с каждым годом он участвует в делах все меньше. А на первом месте — клуб и ученики, те, кого принято называть «трудными подростками». Бывшие хулиганы-угонщики здесь обретают более достойные увлечения, в первую очередь — авто- и мотогонки.

    Реставрационной деятельностью они занялись так. После крушения Советского Союза клуб лишился помощи со стороны милиции, администрации, ДОСААФ. В общем, стало не до гонок.

    — Тогда ко мне приходят мальчишки — а я им ничего дать не могу. Занять их нечем. Ничего не осталось... Так обидно это было. И подвернулся случай — охотник один подходит и предлагает купить у него неисправный Willis. Кооператор, мой выпускник, помог с деньгами, и я смог ребятам дать занятие. Целая машина! Мы как на него набросились!

    Сейчас в клубе, помимо «Виллиса», имеются «ГАЗ М1» («Эмка»), ГАЗ-69 («Козлик»), ГАЗ-67Б, ГАЗ-АА (знаменитая «полуторка») и армейский мотоцикл М-72. У всей техники родная или аналогичная комплектация. Также имеется знаменитая «инвалидка».

    — ГАЗ-67 «Б» — наша гордость, — рассказывает Владимир. — У меня знакомый каждый год мотается в Москву на «Автоэкзотику», привозит оттуда видеозаписи. Так вот: таких 67-х, как у нас, в хорошем состоянии в Москве нет. А у нас все родное. Кроме покрышек разве что. В «Эмке» раньше стоял движок от 21-й «Волги», но мы нашли штатный агрегат, перебрали и установили. А «Козлик» нам изначально достался в неплохом состоянии. Так что, когда по пустыне на мотоциклах гонялись, он у нас техничкой служил — до сих пор отличная машина! Там, где УАЗик не пройдет, наш 69-й сможет...

    Александр Гусев

    Александр ГусевБывший авиационный инженер, а ныне руководитель небольшого частного предприятия Александр Гусев для работы использует современный ярко­желтый фургон Mercedes, но душа его принадлежит совсем другим Мерседесам. Обратите внимание на стоящую рядом раритетную радиаторную решетку от Mercedes-Benz 170V 1939 года. Гусев — признанный гуру саратовского движения реставраторов, и эта решетка вот-­вот займет свое место на скрупулезно восстановленном автомобиле.
    К сожалению, увидеть раритет «в сборе» пока нельзя, хотя уже проделана огромная работа. Более десятка лет немецкий аппарат простоял на деревенской улице и наполовину врос в землю. Впрочем, Александру Михайловичу повезло — у машины сохранился родной движок. Ржавый, неисправный, но подлежащий реанимации — были бы руки. С этим, как оказалось, все в порядке. Руки у Александра Гусева, почерневшие от въевшегося масла, постоянной работы с древним железом, местами в ожогах от сварки. «Даже стыдно иногда на переговорах. Вроде руководитель, а руки грязные. Не отмываются...» — смущенно пожимает плечами он.

    Mercedes уже практически отреставрирован. Как инженер старой советской формации, Гусев подошел к делу со всей ответственностью: отыскал всю необходимую техдокументацию. Так что абсолютно все в «немце» либо натуральное, либо «идентичное натуральному». У Мерседеса восстановлен даже деревянный каркас кузова, что ранее считалось невозможным в гаражных условиях.

    Через руки Александра прошел целый парк моделей, возрожденных практически из пепла. Безукоризненно отреставрированная «Эмка» (1939 г.в.) даже была удостоена сертификата от ГАЗа. Также Гусев по праву гордится тяжелым мотоциклом 30-х годов Цюндапп и Harley Davidson военных лет.
    Следующий на очереди — Oldsmobile F38 six 1936 года выпуска. Переговоры с хозяином-москвичом длились около года. Сам он на 8 лет старше своего автомобиля. В свое время владелец работал на этой машине водителем — возил крупное столичное партийное руководство. После списания Oldsmobile достался ему. Да, кузов гниловат, с двигателем предстоит повозиться, и все­таки, по словам Гусева, видно, что за автомобилем ухаживали. А значит, восстановить его удастся, и в будущем году на саратовские улицы выйдет идеально отреставрированный Oldsmobile.

    Игорь Горшенев

    Игорь Горшенев— Большинство людей стремится к покою. Абсолютный покой — это смерть. Лично я к покою не стремлюсь, — утверждает саратовский банкир Игорь Горшенев.

    К ретро­коллекционированию Игорь пришел случайно, даже спонтанно. Девять лет назад ему встретился выставленный на продажу BMW 321 купе 1948 г.в. Увидел — и купил. О скрупулезной реставрации он тогда не задумывался: эта массовая модель особой коллекционной ценности не представляет, их было выпущено довольно много, причем в Советском Союзе машина была особенно распространена — к нам ее поставляли после войны в качестве контрибуции. В общем, Игорь решил не столько реставрировать, сколько импровизировать: срезал крышу, оснастил машину современной начинкой — получился отличный репли­кар для прогулок с ветерком всей семьей.

    А вот следующие работы Игоря уже куда серьезнее с точки зрения исторической точности. Сейчас куплен Адлер Трумф Юниор 1936 г.в., и задача — восстановить его с абсолютной аутентичностью. Публике он предстанет еще не скоро — реставрация процесс не быстрый. В автопарке Горшенева достоин внимания и ГАЗ-21Б 1958 г.в. — «Волга» первой серии (с оленем и звездой).

    Автомобиль будет воссоздан полностью в оригинальной версии оригинальным — вплоть до последнего винтика.

    Пока же во всей красе можно увидеть старинные мотоциклы. Черный BMW R35 был главной двухколесной силой на вооружении Вермахта. А желтый советский М-72 — практически его копия. Его использовали Красная Армия и милиция. Переделку старинных машин на новый лад Игорь также не оставил. Сейчас в работе Паккард Клиппер 1942 г.в. Несмотря на популярность автомобиля в США, в Советский Союз попали всего 3 экземпляра. Горшеневу достался совершенно разбитый аппарат. Поэтому и реставрировать смысла нет: будет построен хот­род.

    Константин Заболотний

    Константин ЗаболотнийПро эту «Волгу ГАЗ-21» не скажешь, что она будто сошла с экрана фильма «Берегись автомобиля», напротив, она совершенно по-современному сверкает синим металликом и хромированными литыми дисками.

    Сегодня Константин, директор СТО, не занимается ретромобилями, но с этой «Волгой» у него связан весьма значимый отрезок жизни. Если не сказать «роман».

    Брошенная ГАЗ-21 на спущенных колесах встретилась ему в 90-е в одном из дворов Ленинского района. Отыскал молодую хозяйку этого бесхозного аппарата: она не возражала против продажи по сходной цене. «Правда, жена тогда заявила — я в «это» не сяду, — рассказывает Константин. — Для меня выбор между женщиной и машиной однозначен — машина. Ну, я уплатил оговоренную сумму и жил три дня в «Волге». Ремонтировал потихоньку, хотя еще даже документы на собственность не оформил».

    Не иначе как влюбился!

    А дальше произошел неприятный казус: объявился отец «хозяйки» — истинный владелец автомобиля — и отдавать свое транспортное средство, хоть и давно лишенное способности передвигаться, он наотрез отказался. Впрочем, как порядочный человек деньги вернул и даже оплатил стоимость произведенных на тот момент работ по восстановлению.

    С «Волгой» пришлось расстаться. Но, как выяснилось позже, не навсегда.

    Она снова появилась в жизни Константина в 2001 году. Случайный клиент пригнал находящуюся на последнем издыхании ГАЗ-21 в сервис Заболотнего, и он сразу опознал ту самую машину!

    На этот раз приобрести ее удалось без приключений. И началась серьезная работа по возрождению автомобиля. Константин не ставил целью сделать стопроцентный «оригинал», но и не собирался вживлять инородную начинку от иномарок. «Волга» получила жигулевский масляный фильтр, генератор от «ГАЗели», карбюратор от ВАЗ-2107, задний мост и КПП от ГАЗ-24. Глушитель представляет собой оригинальную конструкцию, так что звук тщательно отрегулированного мотора ГАЗ-21 глубок и басовит. По трассе антикварный аппарат легко тянет 120 км/ч.

    Родные диваны Костя оставил, перетянув их заново. С приборной панелью тоже работал максимально аккуратно — чтобы по возможности сохранить дух времени и оставить легендарный образ узнаваемым. Для полного счастья не хватает руля белого цвета, когда­то стоявшего на этой машине. Рядом с древним радиоприемником поселилась аудиосистема «Pioneer».

    При таком смешении антикварных и современных деталей, кажется, что попал в сюрреалистичный мир. При этом ты как бы отрезан от окружающей действительности: стекла затонированы, снаружи не проникает ни звука — автомобиль получил качественную шумоизоляцию.

    …Некоторое время назад пути Заболотнего и «Волги» разошлись: машина была продана. Почему бы нет? Не жениться же в самом деле на автомобиле. Константин свое дело сделал — надо двигаться дальше. Кстати, его работа была оценена по достоинству: за ГАЗ-21 новый владелец отдал хорошие деньги, и сейчас автомобиль стоит в частном автопарке по соседству с «повсе­дневным» Hammer.

    — Должен человек что-­то совершить в своей жизни? Дерево я посадил. Дом не построил, зато построил эту машину. Это что­нибудь да значит? — резюмирует Заболотний.

    Цена вопроса

    Хотя техника в гаражах саратовских любителей старины не относится к категории совсем уж редкой, ее, тем не менее, можно рассматривать в качестве инвестиций. Точнее, если новый автомобиль неизбежно дешевеет в процессе эксплуатации, то цены на машины в возрасте от 30 лет и более «замораживаются»: если такой аппарат поддерживать в сносном техническом состоянии, то по крайней мере остаешься «при своих». Инфляция этим вложениям не страшна. В результате «копейка» начала 70-х годов будет ничуть не дешевле аналога 1980 г.в. В случае с более старыми автомобилями цена зависит лишь от того, насколько редка модель, и от сохранности оригинальных узлов и агрегатов. «Победа» в среднем состоянии в настоящее время дороже более поздней 21-й «Волги», старый «горбатый» «Запорожец» дороже своего «ушастого» собрата. Соответственно массовый Опель Кадет на пару порядков дешевле своего редкого соплеменника Опеля Адмирал. Несмотря на то что оба автомобиля — ровесники.

    В будущем массовые модели начнут переходит в разряд раритетов, и тогда какой­нибудь «Москвич» начнет дорожать год от года.

    Текст: Виктор Водолазький. Фото автора и из личных архивов Константина Заболотнего, Игоря Горшенева и Александра Гусева.
  • Фотографии