Помощь Регистрация
  • Трюкачи

    Компьютер не заменит каскадера

    В России снимается блокбастер «Антикиллер-3», в котором зрители увидят немало автомобильных трюков. Их постановщик Владимир Орлов и каскадер Мартин Иванов поделились некоторыми секретами своей работы.

    Владимир Орлов

    Постановщик трюковых сцен и боев, в частности, в российских фильмах «Подземелье ведьм», «Русь изначальная», «Волкодав», «Беовульф». Также принимал участие в создании голливудских лент «Самолет президента», «Маска Зорро», «Пираты Карибского моря».

    Владимир Орлов

    «Время компьютерных трюков прошло»

    — Владимир, насколько важна роль каскадеров в современном кино, когда с помощью компьютерной графики можно «нарисовать» любой трюк?

    — На самом деле, роль компьютера в кинотрюках гораздо меньше, чем может показаться. Да, одно время была тенденция создавать эффектные сцены, максимально используя компьютерную графику, однако на должном уровне это мало у кого получалось. И сейчас большинство известных режиссеров стараются делать трюковые сцены вживую. Даже такая звезда как постановщик «Армагеддона» и «Перл Харбора» Майкл Бей практически отказался от графики. Конечно, графическая обработка кадров присутствует, но это просто ювелирная дорисовка того, что сыграно не понарошку.

    Не думаю, что даже в будущем компьютеры заменят каскадеров. Скорее, кинопроизводство разделится на 2 направления. Компьютерные трюки уйдут в комиксовое кино (типа «300 спартанцев»), а художественные фильмы, больше тяготеющие к реализму, будут продвигаться в создании живых трюков. Тенденция такого жанрового разведения техники трюков видна уже сегодня.

    — Автомобили как­то специально готовят для участия в трюках? Скажем, делают более мощными?..

    — Не всегда. Хотя двигатель нередко форсируют — например, в «Превосходстве Борна» на «Волгу» поставили мотор и трансмиссию от BMW. Но чаще бывает наоборот: стараются сделать автомобиль менее мощным, более «покладистым». Например, в фильме «Ограбление по-итальянски» есть сцена, когда Mini заезжают в метро. На этих машинах обычные моторы были заменены электродвигателями. Так, безопасности ради, потребовал мэр Лос-Анджелеса…

    Вообще, большинство современных автомобилей иностранного производства не требуют дополнительной подготовки для трюков. В съемках «Антикиллера-3», например, принимают участие несколько моделей Nissan — Qashqai, Teana и Pathfinder. Надежные, выносливые автомобили. Но, конечно, в трюковых сценах вне конкуренции остаются спортивные модели.

    — Какой самый трудоемкий трюк в «Антикиллере-3»?

    — Пожалуй, когда герой Гоши Куценко в каскадерском исполнении Мартина Иванова уходит от нескольких машин, попутно задевая их, и сцена погони превращается в «драку» автомобилей.


    Мартин Иванов

    Российский каскадер, удостоенный престижной американской кинопремии «Таурус» за работу в фильме «Превосходство Борна». Также снимался в «Ультиматуме Борна» и в российских картинах, таких как «Жесть», «Параграф 78».

    Мартин Иванов

    «В нашей работе страху места нет»

    — Среди трюков, которые вам приходилось когда­либо исполнять, были особо сложные?

    — Пожалуй, наиболее интересной и опасной была работа в «Превосходстве Борна» и «Ультиматуме Борна». Скажем, сцена, когда «Волга» на скорости больше 160 км/ч врезается в узком туннеле в «Гелендваген», разворачивается и несется задним ходом. Для более быстрого скольжения колеса автомобилей были поставлены на ролики.

    Еще я очень горжусь своей работой в российской картине «Стритрейсеры». В этом фильме мне надо было перевернуть джип. И так вышло, что он перевернулся не один и не два раза, а целых 6! Этот рекорд побит пока только в последнем фильме о Джеймсе Бонде. Там автомобиль кувыркнулся 7 раз.

    — То есть, начиная трюк, вы сами не знали, что получится в итоге?

    — Такого, вообще-то, быть не должно. Профессионализм каскадера заключается как раз в том, чтобы точно просчитать конечный результат. Но при этом стараешься сделать все по-максимуму хорошо. Поэтому, если постановщик трюков предполагал, что машина перевернется 4 раза, а она перевернулась 6 — это не случайность, а профессиональная победа!

    — Вы можете сравнивать работу каскадера в голливудском кино и российском. Разница существенная?

    — На сегодняшний день — не особенно. В нашей стране трюковое киноискусство достигло достаточно высокого уровня. Главное расхождение, пожалуй, — в деньгах. Работа каскадера в Голливуде стоит в 2 раза дороже, чем в России. На Западе оплачивается съемочный день, плюс предполагается отдельный гонорар за трюки. У нас такого нет. Ну и, конечно, ситуация со страховкой в России оставляет желать лучшего. Если каскадер сам о себе не позаботится, никто страховку оформлять ему не будет. В Голливуде же он не появится на площадке без этого документа.

    — Вам бывает страшно на съемках трюков?

    — Это же моя работа. Места страху в ней нет.

    Текст: Инна Осиновская. Фото: агентство «Фотопилот».
  • Фотографии