Помощь Регистрация
  • По льду Волги на скорости 150 км/ч

    На что способны аэросани и аэроциклы от саратовской компании «Торэкс»

    На что способны аэросани и аэроциклы от саратовской компании «Торэкс»Ранней весной на Волге в районе села Чардым прошли первые испытания новейшей модели экзотичного транспортного средства, которое одновременно в чем­то конкурирует со снегоходом и… с аквабайком! Речь об аэроцикле от компании «Торэкс». В тест-драйве новинки и других разновидностей аэросаней, выпускаемых саратовским предприятием, принял участие корреспондент «Тест&Драйв» Иван Коваленко.

    Получив приглашение на тест-драйв аэроциклов и аэросаней «Патруль», я, признаться, сперва был озадачен. Прежде с такими транспортными средствами мне знакомиться не приходилось. Сани… это же только для зимы?

    — Ничего подобного! — твердо заявили представители «Торэкса». — Наши амфибии сочетают в себе свойства снегохода и аэролодки и превосходят по скоростным характеристикам, проходимости, живучести и простоте в эксплуатации суда на воздушной подушке. Именно ранней весной и в период ледостава эти аппараты раскрывают во всей красе полный спектр своих возможностей. Когда участки тонкого льда перемежаются то открытой водой, то ледяными торосами или когда начинается ледоход, ни на каком другом транспортном средстве по Волге не пройдешь. А вообще эти аппараты подходят для круглогодичного использования.

    Мне, как журналисту автомобильного издания, многое непривычно в «водоплавающей» технике. Впрочем, нечто автомобильное в этих аппаратах есть! Устраиваясь на водительском месте аэросаней, я берусь руками за вполне привычный руль, под правой ногой — нормальная педаль газа, и в ответ на поворот ключа зажигания за спиной знакомым характерным голосом взревел… субаровский оппозитник! Винт вращает точно такой же 2,5-литровый мотор, мощностью 160 л.с., который ставится на Импрезу, или 3-литровая «шестерка» от кроссовера Tribeca, развивающая 210 сил.

    У аэроцикла мотор поскромнее — 64-сильный австрийский Rotax, подобный тому, что ставится на снегоходы. Однако в скорости он не сильно уступит старшему собрату благодаря вдвое меньшей массе. Также представители «Торэкса» заверили, что обе модели интересны не столько головокружительной скоростью, сколько выдающейся проходимостью.

    Проверим?

    Проходимость за пределами реальности

    По воде аэросани идут с крейсерской скоростью 60 км/ч, а переходя на гладкий лед или снег, способны набирать до 150 км/ч!
    По воде аэросани идут с крейсерской скоростью 60 км/ч, а переходя на гладкий лед или снег, способны набирать до 150 км/ч!
    …Через вздыбленные пласты льда аэросани перемахивают играючи, и все благодаря мягкому днищу особой конструкции.

    Как рассказал директор «Торэкса» Игорь Седов, аэросани подобного типа — полностью собственная разработка саратовской компании. Большинство моделей, производившихся прежде (а первая аэролодка была построена во Франции более 100 лет назад), имели жесткое днище или лыжное шасси и с ролью универсального всесезонного транспортного средства справлялись плохо. Например, когда на пути таким аппаратам встречаются крупные ледяные неровности, они просто застревают. В общем, широкого распространения эти конструкции не получили.

    Лишь в 1987 году новосибирский изобретатель Вадим Войлошников воплотил в жизнь конструкцию с эластичным днищем с пневмобаллонами в качестве амортизаторов. А с 2001 по 2003 год конструкторы «Торэкса» серьезно усовершенствовали его изобретение. Аэросани «Патруль» имеют сертификат соответствия. Конструкция защищена пятью патентами. На каждую машину выдается паспорт государственного образца (GCV) для регистрации в Ростехнадзоре.

    Результат поражает! Амфибия практически незаметно переходит со льда на воду, с воды на прибрежный песок. Днище амортизирует все неровности. Но самое интересное — это возможность преодолевать и крупные ледяные препятствия. Судно на воздушной подушке тут бы замерло на месте: на высоких торосах его «юбка» начинает сдуваться, и повреждение неминуемо. В общем, на ледовых ухабах спасует любое транспортное средство. Только не аэросани от «Торэкса»!

    На что способны аэросани и аэроциклы от саратовской компании «Торэкс»Гибкое пластиковое дно — это настояшее ноу­хау. Начиная с 1999 года, когда в «Торэксе» приступили к разработкам амфибий, конструкторы бились над кон­струкцией днища и правильным выбором материала, которое защитит амортизирующие баллоны. Сейчас выбрано оптимальное решение: 8-миллиметровые полиэтиленовые листы фактически вечны. Конечно, при условии соблюдения правил эксплуатации. Владелец таких аэросаней может себе позволить порой поездить по песку, по траве, но выезд на асфальт, бетон или преодоление «колюще-режущих» препятствий желательно избегать.

    Проверяя, на что способен аэроцикл, я штурмую подъемы такой крутизны, что дух захватывает, и ни на секунду аппарат не теряет устойчивости. Все благодаря относительно низкому центру тяжести, а в придачу к этому вращающийся на 2.000 об/мин винт создает гироскопиче­ский эффект, также препятствующий заваливанию. Аналогичную стабильность на ходу демонстрируют и аэросани.

    Говоря о предельных возможностях своих моделей, представители «Торэкса» упоминают, что их амфибии способны двигаться по горной реке. Причем не сплавляться вниз, а взбираться вверх! Звучит, как фантастика, но это доказано практической эксплуатацией их на реках Алтайского края.

    Верхом на урагане

    По таким торосам не может проехать судно на воздушной подушке, а аэросани преодолевают их играючи.
    По таким торосам не может проехать судно на воздушной подушке, а аэросани преодолевают их играючи.
    Нам повезло, в день теста на Волге еще можно было найти двух-трехкилометровые участки ровного льда, и, значит, тест на максимальную скорость был возможен. Дело в том, что на воде комфортная скорость аэросаней и аэроциклов ограничена примерно 60 км/ч, поскольку на больших скоростях возникает так называемый эффект дельфинирования: судно идет скачками, подобно брошенному по воде куску плоской гальки. Зато на снегу и льду разогнаться можно по-настоящему!

    Надо сказать, что в прежние времена скоростных аэросаней по сути не существовало. Модели с жестким днищем — не лучший вариант для любителей быстрой езды. Даже мелкие неровности на скорости за 30-40 км/ч отдаются такими жесткими ударами, что, по заверениям специалистов, из ездоков вытрясает всю душу.

    …Аэросани уверенно набирают ход по ледяному полотну. Все «дорожные изъяны» неплохо амортизируются, и на экране GPS-навигатора, с помощью которого мы фиксируем скорость, высвечиваются серьезные показатели: 130…135…140 км/ч. Еще немного, и вот «Патруль» выходит на положенные ему по паспорту 153 км/ч. Эмоции на такой скорости зашкаливают. Кстати, а как тормозить?..

    Меня, конечно, заранее предупредили, что каждый с непривычки начинает ногой искать педаль тормоза и испытывает легкий шок: тормозов-то нет! Надо сказать, за столетнюю историю разработок аэросаней конструкторы перепробовали разные технические решения для замедления их хода: от выдвигающихся из днища зацепов до использования в конструкции винта механизма разворота лопастей.

    По тем или иным причинам эти решения не были признаны оптимальными. Однако это не значит, что идущий полным ходом «Патруль» не остановить. Тут, правда, требуется овладеть некоторыми приемами высшего пилотажа. При определенных навыках аэросани удается мгновенно разворачивать на 180о, и тогда тяга винта тут же тормозит машину.

    Но, конечно, высокие скорости следует развивать только на открытых пространствах. Кстати, попробовав разогнать аэроцикл до предела, мы добились также впечатляющего результата — 128 км/ч.

    Практичность и адреналин

    В основе мягкого днища — 10 продольных пневмобаллонов, снаружи защищенных 8-миллиметровыми листами эластичного пластика.
    В основе мягкого днища — 10 продольных пневмобаллонов, снаружи защищенных 8-миллиметровыми листами эластичного пластика.
    Итак, аэроцикл не уступает саням по проходимости и не очень значительно проигрывает по скорости. Само собой, в его седле не столь комфортно, как в кабине «Патруля», зато сколько азарта открытая модель обеспечивает на скорости! И далеко не последнее достоинство аэроцикла — это его цена. Если «Патруль» стоит от 1.380.000 руб. (а 210-сильная модификация на 290.000 руб. дороже), то компактный «байк» — почти втрое дешевле!

    «Патруль» и аэроцикл можно со всей уверенностью рекомендовать тем, кто увлекается рыбалкой или охотой. А также нефтяникам, газовикам и работникам службы спасения (МЧС уже приобрело себе 26 экземпляров). Всего реализовано более ста машин. Проведя день за рулем аэросаней и в седле аэроцикла, могу также добавить, что в не меньшей степени эти аппараты подходят и любителям драйва. То есть могут служить отличной альтернативой (или дополнением) таким «адреналиновым» аппаратам, как снегоход и аквабайк.

    Технические характеристики
    МодельАэросани «Патруль»Аэроцикл
    Пассажировместимость, чел.4 (6)2
    Габаритные размеры5.300 (6.000) х 2.000 х 2.3505.255 х 1.830 х 2.260
    Мощность двигателя, л.с.160/21051/64
    Масса, кг450/550250
    Максимальная скорость:
    по воде, км/ч
    по снегу и льду, км/ч

    50 (60)
    150

    50
    130
    Запас топлива, л70-14070
    Грузоподъемность, кг400 (500)300
    Мореходность (выс. волны), м0,50,5
    Расход топлива, л/ч15-2510-15
    * В скобках указаны данные для шестиместной, 210-сильной модификации аэросаней.
  • Фотографии