Помощь Регистрация
  • Вижу цель

    Из кабины бомбардировщика за руль джипа

    В Саратове (и вообще в России) пока нет пилотов «Формулы I» или Чемпионата мира по ралли. Но рядом с нами живут асы иных трасс. Машины, которыми они управляют, сложнее гоночных болидов!

    По просьбе журнала «Тест&Драйв» летчики Энгельсской авиадивизии попробовали себя в необычной роли — провели испытания внедорожников Jeep и Dodge, предоставленных дилерским центром «Автолайт­Саратов».

    Сходства джипов и воздушных ракетоносцев

    Вижу цельКогда я еду по марксовской трассе, а над головой заходит на посадку, гудя восемью (!) винтами, грозный ТУ-95, мне и, кажется, всем соседям по дорожному движению становится не по себе. И в то же время испытываешь восторг, видя это произведение технической мысли, за свою мощь прозванное на Западе «Медведем». Порой удается увидеть стремительный ТУ-22 или знаменитый «Белый лебедь» ТУ-160 — самый крупный в истории авиации сверхзвуковой самолет. Кстати, энгельсский аэродром — это единственная авиабаза, имеющая на вооружении стратегические бомбардировщики ТУ-160. О том, в каких отдаленных уголках мира саратовские летчики выполняли очередное задание, можно узнать лишь изредка — из новостей на «Первом канале» или «России».

    Познакомиться ближе с легендарной базой дальней авиации и летчиками, которые на ней служат, мало кому представляется возможность. Но сейчас журналу «Тест&Драйв» удалось получить допуск на аэродром летающих ракетоносцев.

    Въезжая на территорию Энгельсской авиабазы, я чувствую волнение. Здесь другой мир!

    По левую сторону шеренга огромных самолетов простирается до самого горизонта. Справа деловито снуют вертолеты, отрабатывая какие­то свои учебные задачи. Вдали крутятся лепестки локаторов.

    Сергей Кувалдин, полковник, начальник штаба соединения, заместитель командира дивизии, командир корабля ТУ-22М3.
    Сергей Кувалдин, полковник, начальник штаба соединения, заместитель командира дивизии, командир корабля ТУ-22М3.
    Мы здесь не просто так. Вместе с нами четыре автомобиля, возможности которых выходят за пределы большинства моделей на наших улицах: Jeep Grand Cherokee, Jeep Cherokee, Dodge Nitro и Dodge Caliber. Сегодня летчики дальней авиации проверят их на бездорожье, а мы в ответ попросим разрешения хотя бы немного посидеть за штурвалом одного из их кораблей. Слово «самолет» — это для гражданских, летчики же чаще называют их кораблями.

    Если спорткары порой сравнивают с истребителями, то у мускулистых внедорожников можно найти черты дальних бомбардировщиков. Такую аналогию привел полковник Сергей Кувалдин: «Задача этих вездеходов забираться туда, где обычные машины застрянут и дальше не проедут. Цель наших машин тоже добираться до любых удаленных точек, недоступных для всех прочих типов авиации. Если истребители и фронтовые бомбардировщики имеют дальность полета около тысячи километров, то корабли дальней авиации как ушли, так четырнадцать часов могут находиться в полете. После чего… посадка вовсе не обязательна. Дозаправившись в воздухе, мы продолжаем полет. Так что недостижимых целей нет, все упирается в возможности экипажа».

    В общем, дальний бомбардировщик — это самолет, способный, взлетев в Саратове, достичь любой точки мира.

    Узнать, что именно чувствуешь в полете на такой машине, мы можем только теоретически. Спрашиваю, как передать ощущения пилота в терминах, понятных автомобилистам?

    — Что-то общее с управлением автомобиля, конечно, есть. На старте многое похоже: разгон до сотни километров в час у нас занимает около девяти секунд, что для машин не редкость. На этом сходство заканчивается, — усмехается подполковник Владимир Ульяновский, командир корабля ТУ-160. — Ускорение растет в геометрической прогрессии. Отрыв от земли происходит на скорости 300-400 км/ч. Чем больше вооружения взято на борт, тем большую скорость надо набрать для отрыва.

    А если сравнивать не по характеристикам, а по эмоциям?

    — Управляя красивым самолетом так же, как и красивым автомобилем, ощущаешь чувство душевного подъема, — говорит Сергей Кувалдин. — Но автомобиль устроен так, чтобы удовлетворять твои потребности, окружать тебя комфортом, удобством, безопасностью. В самолете же комфорт — понятие более чем второстепенное.

    Вижу цельДо того как отправиться месить грязь на американских автомобилях, мне разрешают-­таки немного посидеть за штурвалом стратегического ракетоносца. Если оценивать кабину ТУ-160 какими-то привычными обычному человеку мерками, то некоторые ощущения здесь просто не укладываются в знакомую нам систему координат.

    Вам кажется, что в кресле эконом­класса ЯК-42 весьма тесно? В ТУ-160 пространство будто спрессовано вокруг тебя, ни сантиметра лишнего. Кресла, на мой взгляд, жестковаты, хотя пилоты в один голос утверждают, что сидеть вполне удобно. Им виднее. Можно было бы предположить, что шумоизоляции — никакой, однако тут я был удивлен… Техники аэродромного обслуживания в этот момент как раз продували двигатели, мне удалось оценить, что оглушающий свист, стоящий снаружи, в кабине практически не слышится.

    — А когда преодолеваешь звуковой барьер, — поясняет Владимир Ульяновский, — здесь становится еще тише. Весь звук как бы «сдувает» назад. Каких-то специфических ощущений от полета на почти двукратной скорости звука нет. Понимаешь, что достиг 2.200 км/ч, только по показаниям приборов.

    Перед тем как покинуть кресло командира корабля, замечаю кнопку «Выбор ракеты». И в этот момент приходит полное осознание силы этой машины и опасности, исходящей от нее. Становится немного стыдно за дилетантские разглагольствования про жесткость кресла и тесноту пространства. Этот летающий крейсер предназначен для того, чтобы в одиночку нанести удар по целой серии вражеских объектов…

    На авиабазе я лишних вопросов не задавал, но если верить энциклопедии ([url]www.wikipedia.org[/url]), то ТУ-160 может нести до 40 тонн вооружения, включающего несколько видов крылатых ракет, термоядерных и обычных бомб, а также мин. Вооружение размещается в двух внутрифюзеляжных отсеках.

    Отрывок из путеводителя «Самые жуткие места Саратовской области»

    Дмитрий Жулябин, майор, помощник командира корабля ИЛ-62.
    Дмитрий Жулябин, майор, помощник командира корабля ИЛ-62.
    К нашему разговору присоединяется подполковник Евгений Дмитриев, который сразу же выражает общее для всех летчиков мнение:

    — Главное отличие самолета от автомобиля — в свободе. Если наземный транспорт так или иначе передвигается лишь по плоскости, то в воздухе у тебя три степени свободы. Фигуры высшего пилотажа на наших ракетоносцах, конечно, особо не поделаешь. Но все равно есть в полете ощущение, что ты не стеснен привычными рамками.

    Летчики досконально знают свои самолеты и собственные профессиональные возможности. Пришла пора им проверить, на что способны вездеходы, и освежить свои навыки езды по бездорожью.

    Автоколонной из четырех автомобилей мы выезжаем из летного городка и направляемся по ершовской трассе в сторону населенных пунктов Пробуждение и Коминтерн. Я нисколько не сомневаюсь, что наш редактор Павел является счастливым обладателем путеводителя «Самые жуткие места Саратовской области», потому как он без­ошибочно приводит нас в одно из таких забытых богом мест. Скользкая полужидкая грязь, черные извивающиеся ветви деревьев, камыш в два человеческих роста и холодный ветер — чем не декорации для съемок очередного сиквела фильма «Ведьма из Блэр»?

    Евгений Дмитриев, подполковник, заместитель командира полка, командир корабля ТУ-95.
    Евгений Дмитриев, подполковник, заместитель командира полка, командир корабля ТУ-95.
    Перед началом тест-драйва летчики единодушно отдают предпочтение Jeep Grand Cherokee. У него мощный бензиновый двигатель объемом 4,7 литра, а главное — самоблокирующиеся межосевой и оба межколесных дифференциалы. Теоретически (а опытные сотрудники дилерского центра «Автолайт­Саратов», предоставившего автомобили, утверждают, что и практически) эта машина способна выбраться из западни, даже если на крупных кочках два колеса вывешиваются в воздухе, одно отчаянно буксует по грязи и лишь последнее, четвертое, опирается на твердую почву!

    Впрочем, в чем-­то угловатый Jeep Cherokee выглядит даже предпочтительнее — у него короткие свесы, меньше база, высокая посадка. Вкупе с тяговитым дизельным двигателем все это дает большое преимущество.

    Dodge Nitro выглядит очень грозно. Он построен на той же платформе, что и Cherokee, но его база несколько длиннее. За эффектный вид Nitro по праву можно назвать имиджевым внедорожником — ярким и престижным.

    Dodge Caliber в этой компании представляет несколько иную идеологию. Этот кроссовер, имеющий привод только на передние колеса, конечно, рассчитан лишь на легкое бездорожье. Впрочем, не такое уж и легкое — при клиренсе 20 см ему многие препятствия по плечу. И, стоит заметить, Caliber на фоне других кроссоверов, имеющих зачастую плавные жен­ственные формы, смотрится как модель, лучшим образом подходящая для мужчин.

    Офф-роуд с точки зрения летчиков

    Владимир Ульяновский, подполковник, командир корабля ТУ-160.
    Владимир Ульяновский, подполковник, командир корабля ТУ-160.
    Гвардии полковник Сергей Кувалдин, командир корабля ТУ-22М3, выезжает в коминтерновские дебри за рулем Jeep Cherokee.

    — Просто удивительно, как тихо в салоне, — говорит Сергей.

    — Я ожидал, что дизель будет досаждать назойливым бурчанием… Да и идет очень мягко. Мы­то с советских времен привыкли считать, что в салоне машин с дизельным двигателем всегда пахнет соляркой, а разговаривать можно только на повышенных тонах. Тут же тишина, сравнимая с бензиновыми автомобилями, а тяги на низких оборотах предостаточно, что актуально на бездорожье.

    Колея петляет между свежевспаханным полем и лесом. Останавливаемся у крошечного озера, окруженного высоченным камышом. С водительского места подъехавшего следом Grand Cherokee выходит майор Дмитрий Жулябин, помощник командира штабного пассажирского ИЛ-62.

    — Этот корабль едет сам! — хлопает по капоту он. — Такое ощущение, что он угадывает твои команды и самостоятельно подруливает, где надо — сбрасывает ход! По ухабам едешь с тем же комфортом, как по асфальту!

    — И Caliber молодец, — не дает в обиду свой кроссовер Владимир Ульяновский, — по этой грязюке тянет, будто полноприводный. По ухабам и колдобинам Dodge пробирается уверенно — благодаря 20-сантиметровому дорожному просвету и энергоемкой подвеске.

    Глядя, как слегка забрызганные грязью автомобили позируют для фотографа, Дмитрий Жулябин говорит:

    — Всегда интересно знакомиться с новой для себя техникой. Вот сегодня — легендарные «американцы», а некоторое время назад я побывал на подводной лодке. Мы перевозили команду подводников на Дальний Восток. Они пригласили нас к себе на лодку. Тоже захватывающий опыт!

    Почему русские бомбардировщики — «папы», а американские — «мамы»

    Вижу цель!
    В то время, как летчики знакомились с внедорожниками, их сыновьям, не имеющим пока водительских прав, мы предложили освоить иные автомобили. Пока — радиоуправляемые. Эти машинки, между прочим, далеко ушли от детских игрушек. Современные модели оснащаются бензиновыми двигателям, их шасси поддаются регулировкам, а под каждый тип трасс подбираются разные шины — как в настоящем автоспорте.
    Мы с Сергеем Кувалдиным пересаживаемся в Grand Cherokee. В салоне сразу обращаешь внимание на богатое убранство, Cherokee относится к категории люксовых джипов. Сергей отмечает, что руль в автомобиле более информативный и удобный, а подвеска мягче, чем в опробованном перед этим Cherokee.

    — Только вот передние стойки крыши слишком широкие. При повороте приходится наклоняться, чтобы они не мешали обзору.

    Джип бодро катит по бездорожью, еле слышно урчит двигатель мощностью 220 лошадиных сил.

    — Хорошая машина, только при объеме 4,7 л расход топлива наверняка приличный, — предполагает Сергей. — Без дозаправки особо далеко не уедешь.

    …Еще перед поездкой, обсуждая аналогии между автомобилями и самолетами, все сошлись во мнении, что дозаправка — одно из ключевых отличий. Для водителя — это будничная необходимость, а для летчика — практически фигура высшего пилотажа. Речь, конечно, о заправке в воздухе. Она требует предельной концентрации внимания и идеального чувства машины. Представьте себе: два стотонных самолета летят на расстоянии 20 метров друг от друга при скорости 600 км/ч. При этом пилоту ракетоносца необходимо попасть заправочной штангой в конус шланга диаметром всего 90 сантиметров.

    В своих полетах пилоты дальней авиации нередко встречаются в воздухе с воздушными силами НАТО. Конечно, военные летчики разных стран немало знают друг о друге.

    — У американцев система дозаправки построена по несколько иному принципу. Если на наших самолетах основные функции ложатся на пилота бомбардировщика, то у них сопряжением двух кораблей занимается инженер самолета-заправщика. На конце заправочного шланга предусмотрены подвижные крылышки, позволяющие точнее попадать. Если наши бомбардировщики при дозаправке играют роль «папы», то у них они — «мамы». У американцев вообще много странностей, — полушутя заключает Сергей.

    Другие летчики многозначительно улыбаются, но не делятся со мной своими наблюдениями за особенностями ВВС североатлантического альянса.

    — А машины у них хорошие, — добавляет Кувалдин.

    Grand Cherokee над пропастью

    Дорога взбирается на небольшой пригорок, после которого нас ждет препятствие: колея проходит аккурат между двумя глубокими ямами, на дне которых под покровом илистой воды, похоже, покоятся остовы погибших бульдозеров и вездеходов. Сергей притормаживает перед узким участком, и это оказывается ошибкой. При последующем нажатии на педаль газа облепленные грязью передние колеса автомобиля начинают скользить вправо под уклон, и машина опасно кренится над разверстой пастью провала. Правое колесо повисает в воздухе, и от падения в бездну нас спасает лишь то, что Jeep упирается «кенгурятником» в земляной уступ.

    Наш караван останавливается. Всех присутствующих картина проваливающегося в яму престижного внедорожника заставила понервничать.

    Но Сергей включает задний ход, и машина плавно вытягивает колесо из пропасти. Grand Cherokee проделывает такие трюки играючи и даже слегка брезгливо, как мне показалось. Мол, дайте препятствие посерьезнее.

    Вспомнить, как мечтал стать летчиком

    Когда подходит к концу день, проведенный в компании пилотов, вспоминаешь, почему в детстве мечтал стать летчиком, и понимаешь, почему и сейчас испытываешь большое уважение к этой профессии независимо от того, что для себя выбрал другой род занятий. И почему не откажешься хотя бы примерить летную форму.

    Если у тебя, парень, прыщавый нос и болезненная худоба, попробуй пройтись по улице в кителе летчика. Гарантируем повышение внимания со стороны женской части населения на 52 процента! Но помни, что первым делом — самолеты, ну а девушки… после приземления.

    А главное, летчики могут подниматься в небо и видеть, насколько мелочны и незначительны проблемы, которыми мы терзаемся день ото дня. Мы на работе сидим за компьютерами или висим на телефоне, а они — патрулируют дальние границы страны или отправляются в гости к дружественному диктатору Уго.

    Dodge Caliber
    Dodge Caliber поставляется в Россию только в переднеприводной модификации.Dodge Caliber поставляется в Россию только в переднеприводной модификации, но проходимость этого автомобиля весьма неплоха, благодаря приличному дорожному просвету в 20 см и коротким свесам. Открывает гамму модификаций 1,8-литровый мотор (150 сил) с механиче¬ской КПП. Альтернативой служит версия с вариатором и двигателем объемом 2 л (156 л.с.). Для тех, кто предпочитает спортивный стиль вождения, предлагается по-настоящему скоростная модификация Caliber SRT4, оснащающаяся 2,4-литровым мотором мощностью 295 сил. Надо заметить, это — самый мощный «горячий» хэтчбек с передним приводом из всех предлагающихся на российском рынке.
    Jeep Grand Cherokee
    Jeep Grand Cherokee по праву считается одним из лучших чисто­кровных вездеходов в мире.Jeep Grand Cherokee по праву считается одним из лучших чисто­кровных вездеходов в мире. Уверенно ехать по самому тяжелому бездорожью позволяют три самоблокирующихся дифференциала. В гамме бензиновых моторов 3,7-литровая V-образная «шестерка» мощностью 201 л.с. и три V8: 4,7 л (303 силы), 5,7 л (326 сил), а венчает гамму модификаций 6,1-литровая версия, выдающая 425 л.с. С ней солидный джип обретает динамику спорткара: разгон до 100 км/ч менее, чем за 5 с. Экономичная альтернатива — 3-литровый дизель.
    Jeep Cherokee
    Jeep Cherokee в этом году сменил поколение, став своими формами ближе к классическому джиповскому стилю — волевые формы, мускулистый силуэт.Jeep Cherokee в этом году сменил поколение, став своими формами ближе к классическому джиповскому стилю — волевые формы, мускулистый силуэт. Комплектация одна, она же максимальная: кожаный салон, люк, климат-контроль, датчики давления в шинах, DVD/CD/MP3-система и полный комплект электроники, отвечающий за безопасность (ABS, ESP, Brake Assist, Traction Control). Благодаря такому богатому оснащению, по бездорожью можно передвигаться с полным комфортом. А помогают в этом тяговитые моторы: 3,7 литровый бензиновый двигатель (205 сил) и 2,8-литровый дизель (177 л.с.).
    Dodge Nitro
    Dodge Nitro стоит на вершине модельного ряда марки Dodge.Dodge Nitro стоит на вершине модельного ряда марки Dodge. В его основе та же «вездеходная» платформа, что и у Jeep Cherokee, но у Nitro – свое лицо и свой характер. Как говорят о нем сами его разработчики, «этот автомобиль создан авантюристами, его провокационный дизайн возбуждает, его железное сердце жаждет приключений». Помимо тех же двигателей, которые устанавливаются на Cherokee, для Nitro также предлагается и более мощный мотор – 4-литровый V8, выдающий 260 л.с. Dodge сочетает в себе качество продукта премиум-класса, а также брутальную стилистику и отличную проходимость.


    Текст: Антон Мухин. Фото: Юрий Пузанов.
  • Фотографии