Помощь Регистрация
  • Техосмотр в Саратове

    Во что обходится пройти его без взяток

    С таким огнетушителем можно было пройти техосмотр два года назад…а теперь только с таким.Говорят, этим летом в Саратове стало сложнее пройти техосмотр. Те, кто предлагал услуги по «заочному» прохождению этой процедуры, стали отказывать клиентам, ссылаясь на появившиеся в пунктах осмотра камеры видеонаблюдения...

    Честным путем пойти можно, правда, идти долго, считает большинство автомобилистов. Но я решил попробовать.

    Среди моих знакомых многие ни разу в жизни не проходили техосмотр честно (а у большинства из них водительский стаж превышает 10 лет!). С точки зрения закона, это преступление по статье «взятка», но мотивы «преступников» не вызывают осуждения: просто не хочется тратить время и нервы на данную процедуру. А те, у кого тонировка или литые диски нештатного размера, или еще какой тюнинг, просто вынуждены раз в два года искать «нужного человека». Он берет квитанцию об оплате госпошлины и 700-800 руб. сверху, а также ксерокопию техпаспорта и через несколько дней вручает заламинированный талон.

    А что такого-то? Давайте признаемся по правде, мало кто всерьез считает прохождение техосмотра «за деньги» таким уж противозаконным деянием. Положа руку на сердце, каждый из нас скорее назовет эту услугу удобной и относительно недорогой. К слову, в Москве расценки всегда были в 4-5 раз выше.

    Когда в 2006 году я купил Ford Focus, новенький автомобиль избавил меня от головной боли на три года. Недавно вновь пришло время выбирать: пройти, как многие, или по-честному. Была не была.

    В Саратове услуги по прохождению техосмотра оказывают пять пунктов.

    Когда я подъехал в пункт техосмотра на ВСО, оказалось, что он закрыт на технический перерыв с самого утра и до 16:00 (а рабочий день там до 17:00). Время было около трех, зато нет очереди, в общем, решил дождаться.

    Зачем машине медсправка?

    Когда я направлялся на техосмотр, мне и в голову не пришло заранее освежить в памяти список документов, требующихся для прохождения.

    Итак, когда в 16:00 я выложил на стол гаишнику техпаспорт, права, ОСАГО, гражданский паспорт и квитанцию об оплате услуг техосмотра, оказалось, что этого не достаточно.

    Выяснилось, что процедура технического осмотра автомобиля требует еще и предъявления медицинской справки водителя! Согласен, периодически проверять здоровье автолюбителей, наверное, разумно. Делать это раз в 10 лет (при смене прав) — слишком редко. Но привязывать медосмотр к техосмотру, прямо скажем, не самый оптимальный способ. Допустим, я как владелец автомобиля предъявляю действующую медсправку при каждом техосмотре. А если на моей машине по доверенности ездят еще несколько человек, то с ними как? Они на техосмотр являться не обязаны, а значит, от прохождения медосмотра освобождены и могут водить автомобиль при любом состоянии здоровья.

    Сотрудникам ГАИ я всего этого, конечно, не высказал, а заметил лишь, что мои права выданы полтора года назад (взамен удостоверения, с которым проездил 10 лет), и, следовательно, медосмотр я тогда же и проходил, и справка у меня, безусловно, есть, просто лежит дома. Надо сказать, этот аргумент они признали в целом убедительным, но возразили, что порой по медицинским показаниям справка дается не на три года, как всем, а лишь на один год. Как правило, это относится к лицам старше 65 лет, но и в мои 29 всякое может быть...

    На следующий день я вооружился справкой и решил ехать на этот раз не на ВСО, а в пункт осмотра в центре, на ул. Симбирцева. Только вот не попасть бы в обед…

    Ясно, что обед в таких организациях может быть в непредсказуемое время, и невозможно заранее узнать, во сколько: нужного номера телефона ни в интернете, ни в справочной «09», ни в справочной «003» я не нашел. Что ж, если начало работы в 8:30 (это я запомнил на ВСО), значит, обед, вероятно, с двенадцати.

    В 13:00, встав в хвост очереди из семи автомобилей, я понял, что угадал. Почти. До окончания полуторачасового (!) обеда оставалось еще полчаса. «Ну и плюс каждый автомобиль передо мной — минут по двадцать?» — спросил я у соседей по очереди. Товарищи по несчастью сообщили, что некоторые из них стоят с утра: одну машину осматривают из очереди, одну — по блату вне очереди.

    Однако мои дела складывались удачно. Заняв очередь, я на полтора часа уехал на работу и вернулся, когда передо мной оставался всего один автомобиль.

    Известно, что российские чиновники планируют бороться с бюрократическими проволочками, внедряя «принцип одного окна». Если в пунктах техосмотра о нем и слышали, то брать на вооружение пока не торопятся. Документы приходится носить между троими разными сотрудниками, общаясь с каждым не по одному разу. Манерой общения с клиентами они больше напоминают сотрудников ЖЭКов и паспортных столов. То есть, всем своим видом показывают: вас много, а я одна. Замечу, что формально пункты техосмотра зарегистрированы как ООО — то есть, коммерческая организация, в уставе которой записано, что цель ее деятельности — извлечение прибыли. И можно было бы ожидать более чуткого отношения к автомобилистам, которые фактически платят зарплату сотрудникам этой компании.

    Итак, начался осмотр.

    Огнетушитель должен быть вдвое больше

    Оценка работы светотехники проводилась по принципу «горит/не горит». А я, дурак, волновался, заметит ли инспектор, что и ближний, и дальний свет у меня не отрегулированы как надо.

    К счастью, тратить время на проверку CO/CH инспектор не стал. Думаю, он логично предположил, что у трехлетней иномарки с мотором, соответствующим экологическим нормам Евро-4, токсичность выхлопных газов будет в норме.

    Проверка тормозов на беговых барабанах прошла быстро и безболезненно. Выяснять, на сколько щелчков поднимается «ручник», никто не стал. Держит, и слава Богу. Я тоже так считаю.

    А вот с осмотром содержимого багажника вышел казус. Я-то предполагал, что фирменная сумка с аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки, которой любезно укомплектовали мой автомобиль еще на заводе, содержит все, чтобы удовлетворить инспектора. Так оно и было три года назад. Но оказалось, год спустя вступило в силу дополнение к ГОСТу, согласно которому свой автомобильный огнетушитель я должен заменить на модель как минимум вдвое большего объема (от 2 л).

    …На моем огнетушителе объем не был указан вовсе, только масса брутто и масса заряда. Но кого я тут пытаюсь обмануть? Невооруженным взглядом видно, что он меньше двух литров.

    Кстати, инспектор умеет определять объем огнетушителя не только на глаз, но и по буквенно-цифровому коду в названии модели: если он начинается с «ОП-1 (з)…», значит, огнетушитель литровый.

    Я приготовился к худшему. Можно было ожидать, что попытку прохождения тех­осмотра не просто объявят проваленной и отправят покупать огнетушитель, но еще и потребуют вновь платить государственный сбор, а потом становиться в хвост очереди и проходить все заново.

    Но все оказалось не так плохо. Мне выдали лист, в котором были отмечены успешно пройденные этапы осмотра и упомянуто отсутствие положенного огнетушителя. Характерно, что в итоговой графе впечатали, что автомобиль «не исправен». С этим листом мне следовало явиться повторно, когда смогу предъявить двухлитровый огнетушитель. Приятно, что сроку дали до сентября, и лишь после этого лист становится недействительным, и весь осмотр будет проводиться заново.

    Ну, ждать сентября я не собирался.

    Позднее мне пришло в голову, что простейшим способом было бы пройти в конец очереди и одолжить огнетушитель у другого водителя. Уверен, он бы помог.

    Но задним умом все крепки.

    Цена вопроса

    То, что ларек, который находится неподалеку на Симбирцева, торгует не пивом, как можно было бы подумать по его виду, а огнетушителями, аптечками и моторным маслом, я узнал лишь постфактум. А сперва проехал мимо и в поисках автомагазина доехал до угла 2-й Садовой и Чернышевского. В магазине «Пит Стоп» огнетушителей не оказалось. Пришлось ехать по Чернышевского практически до Улешей, где, наконец, в безвестном магазинчике мне продали за 375 руб. огнетушитель нужного объема.

    Потом я выяснил, что существует модель за 130 руб., но поди знай. В магазине на ул. Чернышевского были только дорогие.

    Еще один визит на Симбирцева. Документы приняли вне очереди. Еще минут двадцать бюрократический механизм усердно пыхтел, и вот, наконец, мне выдали заветный талон. Спасибо, что не заставили проходить платную криминологическую экспертизу. Двое моих знакомых сталкивались с таким вымогательством, проходя техосмотр с новыми, только что купленными в салоне (!) автомобилями.

    Если говорить о стоимости процедуры официального техосмотра, то я удовлетворен. 185 руб. госпошлина плюс 375 руб. за огнетушитель. На этом фоне взятка в размере 850 руб. — это, наверное, чересчур. С другой стороны, в сумме на три визита в пункты техосмотра потерян целый рабочий день. Да, на ошибках учатся, и в следующий раз все пройдет быстрее.

    Но все-таки в первый раз это стоит целого дня. Без вариантов. И уж всяко за день я бы смог заработать лишнюю 1.000 руб., заплатил бы «нужному человеку» и еще на мороженое осталось бы :-)

    Текст: Александр Саватеев (имя изменено). Фото автора.
    Комментарии 2 Комментарии
    1. Аватар для Vladiv
      Vladiv -
      Имеете.
    1. Аватар для davydov
      davydov -
      Тему можно снести. Вопрос решился заменой на новый другой марки с компенсацией разницы в цене.
  • Фотографии