Помощь Регистрация
  • Магия дерева, или русский Папа Карло

    Сложно представить себе более тонкую, кропотливую и притом мужественную работу, чем резьба по дереву. Кем же надо быть, чтобы уметь творить чудеса с самым живым из существующих в природе материалов? Очевидно, человеком с тонкой душевной организацией и широкими взглядами, словом, таким как наш герой Петр Атапин, который за несколько лет из обычного инженера превратился в создателя уникальных деревянных изделий и предметов искусства. Петр согласился приоткрыть перед автосаратовцами дверь в мир дерева, строительства и дизайна.

    – Петр, был ли Ваш путь к делу всей жизни долог и тернист, или же вы с детства знали, что посвятите себя дереву?


    – Очень долог! Мой папа любил строить из дерева. И с детства у меня были свои топорик и маленький молоточек, но к работе с деревом я пришел не сразу. В школе постоянно экспериментировал, делал человечков из гудрона. Однажды, лет пять назад, сделал часы из пластинки, добавив к ней часовой механизм, и написал на них «Саратов». Знакомые стали хвалить и просить сделать им такие же.

    – Интересно, а Вас кто-нибудь обучал «деревянному делу», был ли рядом какой-то наставник?

    – Нет, учился только сам, с помощью книг, методом проб и ошибок!

    – В таком случае, как же происходит «процесс»? Например, как Вы придумываете эскиз для какого-то изделия и где работаете над ним?

    – Мне кажется, все происходит интуитивно-направленно. Иногда ночью, когда засыпаешь, приходят идеи, мысли, и тогда ты думаешь: «Скорее бы уже утро, так хочется в мастерскую!» Раньше был вынужден работать дома, где я мог делать только часы и срезы (полированные деревянные пластины, к которым крепится часовой механизм) – в квартире было очень пыльно. Теперь у меня есть мастерская, которая находится в двадцати минутах ходьбы, где создается все: от деревянных колечек на палец до больших декоративных ширм, и дома кроме компьютера, на котором выполняются эскизы, работать не на чем. Может быть, приобрету еще пару лазерных станочков по дереву, также подумываю о покупке 3D-принтера или гравировально-фрейзерного аппарата. Хотя дерево всегда будет деревом, оно более живое, чем любой другой материал…

    – А работы, выполненные из такого «живого» материала, тоже получаются особенными?

    – Я люблю каждое изделие по-своему, вкладываю в него душу. Вот, например, недавно сделал сундучок (рядом с нами стоит прекрасный, фантазийно украшенный именами молодоженов свадебный сундучок – прим. автора), и прямо не нарадуюсь! Когда людям приятно получать свои вещи, мне это как мед на душу.

    – Заказов поступает много, справляетесь без помощников? И в основном, клиенты предпочитают опираться на Ваши предложения или приходят со своими замыслами?

    – Да, пока работаю сам. Все желающие могут ознакомиться с моим ассортиментом и выбрать что-то, наиболее им подходящее: от деревянных украшений и открыток до светильников и различных предметов мебели, но также можно воплотить самые фееричные и смелые идеи. Недавно я делал ширму для свадебного декора по эскизу клиентов, и этот заказ стал большим шагом вперед, своеобразным профессиональным толчком для меня, я с удовольствием искал новые способы работы. Как инженеру по специальности, мне всегда интересно налаживать производство и находить технологии, с помощью которых потом все это можно было бы пустить на поток, и в перспективе хочу открыть мебельную фабрику, при которой работала бы экспериментально-творческая мастерская. Правда, финансовой мощности пока не хватает, а местная администрация не слишком стремится поддерживать начинания малого бизнеса, так что на сегодняшний день планы остаются планами.

    – Представляется, что Вы, Петр, так и родились резчиком по дереву, но сейчас Вы упомянули про инженерное образование, поэтому объясните, как же называется Ваша профессия?

    – Если говорить об образовании, то я десять лет учился в СГТУ, получил одно неоконченное и одно оконченное высшее образование в сфере обработки металлов, работал на заводе. А в общем я, наверное, создатель и абсолютно творческая личность! При этом мастером по дереву назвать себя не могу, потому что не так плотно знаком с этим материалом, и пока не знаю всех его свойств и особенностей поведения, не могу их предугадывать и сейчас только приоткрываю дверь в большую и просторную комнату, где все эти тайны находятся.

    – А художественной резьбой приходилось заниматься на больших объектах? Допустим, прямо на деревьях в парках или на заказ?

    – Нет, до такой работы как скульптура из дерева я еще не дорос. У всех моих изделий есть одна особенность – они максимально функциональны, то есть применимы в быту. С другой стороны, я понимаю, что у каждой вещи есть своя жизнь, подобная росту цветка, – от момента цветения до увядания, и нисколько бы не обиделся, если бы узнал, что какое-то из моих изделий отправилось в мусорку. Сейчас мы готовимся к выставке ресайклинговых работ под названием «Вторая жизнь», которая в сентябре пройдет в «Атриуме» в здании банка «Экспресс-Волга».
    Кроме того, у меня есть проект «Наш дом», который объединяет разных творческих людей, порой даже не профессионалов. Суть заключается в том, что желающим раздаются деревянные блоки одинакового размера, представляющие собой срез многоквартирного дома. Далее дизайнеры сами придумывают, каким внутренним миром наделить свои детища, и могут ставить туда деревянные заготовки мебели (представленные как будто в разрезе столы, стулья, шкафы, кровати), разрисовывать стены самыми немыслимыми цветами, плести занавески из бисера и т.д. Пространство для творчества огромно и абсолютно ничем не ограничено. По истечении сроков оформления все «квартирки» собираются вместе, ставятся друг на друга и открывают вниманию зрителей свои тайны. Кто не любит заглядывать в чужие окна по вечерам?

    – Действительно! А Вы, Петр, видимо, любите заглядывать на различные выставки и арт-фестивали, если уже можете похвастаться заметными успехами в хенд-мейд пространстве Саратова и области. Расскажите, где Вас можно было встретить и оценить Ваши работы?

    – Да, нынешний год выдался весьма плодотворным: с марта по май я выставлялся на фестивале современного искусства В.Д.Н.Х. в саратовском доме архитектора, на межрегиональном строительном форуме «Олимп Экспо», где как раз был представлен проект «Наш дом», который успел съездить и в Энгельс на Ночь Музеев. Третий год с удовольствием принимаю участие в благотворительной ярмарке в «Триумф Молле» и мероприятиях, посвященных Дню города Саратова. Интересным проектом стал фестиваль современного искусства «Завод. Вверх по Лестнице», который проходил в здании Губернского рынка и объединил таких разных, но бесконечно творческих людей! Однажды участвовал в рождественской выставке хенд-мейд работ «Кукольный дом» в музее П. Кузнецова, нередко бываю в соседних городах (Ульяновск, Сызрань) и на различных фестивалях (например, «Правый берег» в Марксе), где выставляю на продажу изделия из дерева (суверниры, заготовки для детского творчества, открытки, салфетницы, украшения, и т.д.), обработанные лазерным станком.

    – Петр, где Вы находите идеи для творческих экспериментов?

    – Мне кажется, что в нашем большом космическом пространстве есть некая база данных, частичками которой мы все являемся, и способность проникновения в ее недра определяется уровнем нашего развития. Например, Альберт Эйнштейн или Никола Тесла, я уверен, могли добраться до самых ее глубин.

    – В психологии общее психическое и энергоинформационное пространство называется психосферой, и согласно теориям, мы черпаем творческие мысли именно из нее, а чем еще творческим увлекаетесь Вы?

    – Я люблю барабаны, ритм много значит для меня, но играю для себя, и слушать это пока никому не рекомендую. Езжу с друзьями на разные фестивали и отдыхаю душой, открываю для себя телесные и духовные практики, про которые даже рассказать невозможно – это надо пробовать! Целая неделя наедине с природой очень многое дает человеку. С друзьями и коллегами мы часто пересекаемся на выставках, проектах, а в основном я один, сам с собой нахожусь в поисках смысла. Семья у нас творческая: брат рисует и играет на гитаре, сестра поет, вяжет, и даже я пытался научиться петь, но мама поставила условие: либо она выкинет гитару, либо я бросаю это новое увлечение. И вот сейчас, найдя свое направление, я могу заниматься делом с восьми утра до двенадцати ночи, но иногда все равно кажется, что часов в сутках не хватает! Знаете, мне бы хотелось научиться управлять своим временем. У одного из мудрецов я прочел, что пик совершенства в медитации - способность менять свое времявосприятие. Так хочется иногда, чтобы негативные события быстрее проходили и забывались, а моменты, когда ты чувствуешь себя хорошо, останавливались. Возможно, это зависит еще и от того, на чем сам человек концентрирует свое внимание. Для меня прошлого нет, будущего пока тоже, а есть только настоящее, которое дает возможность творить и постигать смысли жизни, вещей. Даже если мы открываем прописные истины, но делаем их близкими и понятными для себя, это уже свидетельствует о росте, ведь препятствия, через которые все проходят в течение жизни, очень похожи, а вот путь у каждого свой.

    Автор: Ирина Собгайда
    Фото: Архив Петра Атапина