Ф
Фокс Мaлдер
Guest

Интервью с руководителем Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите, МВД России Олегом Зиминым
Стартовавшая в 1970 году в США программа защиты свидетелей помогла выбить почву из-под ног колумбийских наркобаронов, орудовавших в США. В Италии эта госпрограмма за несколько лет привела к удивительным результатам в борьбе с мафией. Фактически коза ностра была разгромлена благодаря свидетельским показаниям нескольких сотен раскаявшихся мафиози.
Полтора года назад подобная программа защиты свидетелей появилась в России. О том, как государство готово охранять и защищать раскаявшихся бандитов и свидетелей, выдавших северокавказских террористов, в интервью «КП» рассказал Олег Зимин, начальник Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ), МВД России.
«УБЕРЕМ СЛОВА-ПАРАЗИТЫ ИЗ ПОКАЗАНИЙ»
- Олег Витальевич, вот представьте себе ситуацию: участник банды раскаялся, он по тем или иным причинам хочет всех сдать, но боится обращаться в милицию или прокуратуру.
- Чего уж тут бояться-то?.. Решил так решил. А следователь, судья или руководитель органа дознания, в свою очередь, обязаны в течение трех суток проверить реальность угроз, которые поступают в адрес свидетеля, и вынести постановление о применении либо неприменении к этому человеку мер государственной защиты.
Кстати, свидетель преступления и даже участник преступной группировки может сам выйти на сотрудников нашей службы в том регионе, где он живет. Так делается только в том случае, когда уголовного дела как такового еще нет.
- И как его будут защищать?
- Во время судебных процессов, опять же если в этом есть такая надобность, его поселят в безопасном месте (квартире, загородном доме, пансионате) и будут при необходимости перевозить на бронированном автомобиле. Его имущество и собственное жилье, если потребуется, будут поставлены на дополнительную сигнализацию и охрану. Персональные данные, сведения о его месте жительства и имуществе в различных базах данных могут быть нами закрыты от всех посторонних. Истинная фамилия свидетеля не будет доступна никому, кроме судьи, и уж тем более ее не получат адвокаты подсудимых. Если будет принято решение о необходимости засекречивания личности свидетеля, показания этого человека увидит лишь судья на телевизионном мониторе, чья веб-камера устанавливается в так называемой тайной комнате суда. А специальная акустическая программа изменит голос и уберет из речи свидетеля характерные только для него слова-паразиты! О том, кто их посадил, бандиты никогда не узнают.

- Что будет после суда?
- При оглашении приговора судья обязательно обговаривает, остается ли госзащита в силе или нет по окончании разбирательства. А дальше - по ситуации. Мы можем переселить свидетеля в любой регион, где он будет находиться в безопасности. Вариант «хочу в Москву, потому что у меня там родственники» не подойдет, поскольку какой тогда вообще смысл стараться спрятать человека?.. Если клиент сам себя раскроет, мы вправе отказать ему в защите. Да и на Багамы отправить его не сможем, поскольку международное соглашение есть пока только со странами СНГ, и ратифицировано оно лишь Россией и Белоруссией.
- А если человек до смены личности получал пенсию? Если у него была своя квартира или дача?..
- С пенсией все просто - будет получать. Если всю жизнь уклонялся от уплаты налогов, то и пенсия выйдет минимальная. Но она будет. Коль был дом в деревне, получит дом в деревне, была трехкомнатная квартира, к примеру, в Нальчике, получит подобную же, но, например, в Туле. Мы не можем обещать аналогичное жилье в Москве. Тогда это можно расценить уже не как защиту, а как подкуп стороной обвинения. Как правило, если свидетель сам был прежде связан с криминалом и ему реально угрожает опасность, он согласится уехать хоть в Петропавловск-Камчатский или даже на Сахалин, где с удовольствием начнет строить жизнь заново.
- А вдруг его там узнают, случайно встретит знакомого?
- Мы заранее сводим к минимуму подобный риск, выбирая для человека новое место проживания. У нас есть возможность изменять «клиенту» не только личные данные, но и внешность. По желанию защищаемого в случае необходимости ему могут сделать бесплатную пластическую операцию или даже изменить пол. Правда, об этом пока еще нас никто не просил!.. (Смеется.) Важно подчеркнуть, что, если свидетель захочет в конце концов все вернуть обратно и даже возвратиться на прежнее место жительства, мы обязаны ему это по закону сделать. Это его право, а наша обязанность. Но вернуть прежнюю внешность или пол мы уже ему или ей не сможем.
- Но ведь даже раскаявшийся преступник все равно может сам быть обвиняемым по уголовному делу. А как быть, если человеку, который пришел и сдал своих подельников, все равно грозит тюрьма? Его же там убьют!
- Здесь есть несколько вариантов. Например, такой человек может получить только треть положенного срока, а в колонию, если потребуется и он сам того пожелает, попадет под другим именем и после пластической операции. И там его будем защищать уже не мы, а наши коллеги из Федеральной службы исполнения наказаний.