Знания в массы. Тюнинг. Выбираем распредвал

  • Автор темы ice
  • Дата начала
А

артур

Guest
[ребят спрашивали отвечаю
Спортивные распредвалы

Максимальная мощность двигателя и форма графика мощности зависят от распредвала больше, чем от остальных элементов двигателя.

Рассмотрим, как работает распредвал на примере одного цилиндра, и какие при этом существуют ограничения.

Впуск

В идеальном режиме, когда поршень движется вниз в цикле всасывания, впускной клапан открывается, пропуская в цилиндр топливовоздушную смесь, и закрывается после заполнения цилиндра. Учитывая, что фаза и «длительность» работы кулачка являются фиксированными, они будут идеальными лишь при определенной частоте вращения коленвала и, возможно, лишь при единственном положении дроссельной заслонки. Это то, чего многие не понимают. При разных оборотах двигателя клапан будет закрываться либо с опозданием, и тогда смесь, заполнившая цилиндр, начнет выходить обратно, либо раньше времени, до того, как смесь заполнит цилиндр до конца. Поэтому, в реальности, все распредвалы работают в компромиссном режиме. Если мы хотим получить от распредвала выигрыш только в мощности, то это произойдет за счет качества работы на холостых оборотах и крутящегой момента в режиме рабочего диапазона.

Начнем с начала. Период, в течение которого впускной клапан открыт, назовем термином «продолжительность». Продолжительность выражается в градусах поворота коленчатого вала. При работе стандартного распредвала клапан начинает открываться при «недовороте» коленвала 5-10 градусов до ВМТ (верхняя мертвая точка). Стандартный распредвал открывает клапан плавно — для уменьшения износа и снижения шума. Далее клапан достигает верхней точки и, наконец, закрывается примерно при 20 градусах после НМТ (нижняя мертвая точка). Этот период времени называют «продолжительностью работы кулачка». Обычно он составляет 200 – 220 градусов поворота коленчатого вала. Многие мотористы первым делом стараются увеличить продолжительность работы кулачка. Как правило, большая продолжительность позволяет двигателю развить большую мощность на повышенных оборотах. У высокопроизводительных распредвалов продолжительность работы кулачков может составлять от 250 до 320 градусов, а на гоночных двигателях — и более. Однако, само по себе это число пока еще ни о чем не говорит. Кулачок, например, может иметь очень пологие траектории подъема и опускания, тогда выигрыш в увеличении общей зоны открытия под клапаном, по сравнению со стандартным кулачком, получится небольшим. В то же время, кулачок с такой же продолжительностью, но с крутыми профилями будет обеспечивать очень быстрое открытие и закрытие, что придаст двигателю совершенно иные характеристики,

Подъем клапана

У стандартного распредвала для дорожных машин кулачок поднимает клапан на 9,6 мм, в то время как у спортивных двигателей эта цифра может доходить до 13,2 мм. Цифры, характеризующие высоту открытия клапана, часто производят впечатление — люди инстинктивно полагают, что чрезмерное увеличение высоты подъема дает большую мощность, хотя, это не совсем так. Иногда высоту подъема увеличивают для того, чтобы увеличить время «зависания» клапана в точке максимального подъема. Один из способов получения выигрыша по времени без увеличения продолжительности состоит в поднятии клапана на большую высоту.

С помощью испытательного стенда можно определить, в какой момент поток смеси через систему клапан — седло начинает убывать. После этого момента нет смысла открывать клапан дальше — это не даст выигрыша в мощности. Смысл быстрого открывания клапана, или «ускорения клапана», заключается в том, что само движение клапана используется для создания во впускном коллекторе разрежения — «импульса». Именно благодаря этому процессу мощность двигателя начинает зависеть от конструкции распредвала, так как этот импульс влияет на частоту вращения, что и приводит к увеличению мощности.

Выпуск

Выпускной кулачок должен открывать клапан достаточно рано, чтобы цилиндр успел очиститься от продуктов сгорания. При позднем открытии оставшиеся в цилиндре несгоревшие газы будут смешиваться с поступающей свежей смесью; раннее открытие может существенно снизить мощность рабочего хода, так как давление, толкающее поршень вниз, будет сбрасываться через выпускной канал. Тоже и при закрытии: если закрыть клапан слишком рано, то отработанные газы не успеют выйти, а если слишком поздно, то входящая порция смеси будет вытолкнута в выхлоп вместе со сгоревшими газами. Такое может происходить потому, что в момент прохода поршня через ВМТ при переходе от такта выпуска к такту впуска впускной и выпускной клапаны открыты одновременно. Это называется «перекрытием клапанов». Этот «перелив» из впускного канала в выпускной может дать двигателю несколько преимуществ. Во-первых, выхлопные газы, выходящие из цилиндра могут быть использованы для создания вакуума — нечто подобное происходит при выдергивании пробки из бутылки. Это будет помогать опускающемуся поршню втягивать в цилиндр свежую смесь. Во-вторых, выхлопную систему можно настроить так, что свежая смесь, переливающаяся в выпускной канал, будут втягиваться обратно в камеру сгорания перед самым закрытием выпускного клапана. Решающим обстоятельством является здесь не продолжительность перекрытия (выражаемая в градусах поворота коленчатого вала), а то, насколько высоко поднимаются клапаны в верхней мертвой точке. При стандартном распредвале высота подъема обоих клапанов в верхней мертвой точке может доходить до 0,76 мм, в то время, как для гоночных автомобилей эта величина достигает 5 мм. В целом, чем больше подъем клапанов при перекрытии, тем при больших оборотах двигатель достигает максимальной мощности, и тем хуже распределение мощности. Здесь уже возникает проблема зазора между клапанами и поршнем. При чрезмерно больших кулачках, дающих высокий подъем клапанов в фазе перекрытия, приходится делать в поршнях специальные углубления — «карманы», чтобы исключить столкновение поршня с клапанами к верхней мертвой точке.

Синхронизация распредвала

Может оказаться, что при одинаковом подъеме обоих клапанов в момент перекрытия модифицированный распредвал не дает максимальной эффективности. С помощью специального регулировочного шкива (его часто называют шкивом Верньера) можно выставить распредвал на «опережение», тогда в верхней мертвой точке впускной клапан будет подниматься больше, чем выпускной. Установка распредвала на «запаздывание» даст нам больший подъем выпускного клапана, чем впускного. Именно соотношение между подъемом двух клапанов в верхней мертвой точке и определяет эффективность работы распредвала. Теоретически, опережение распредвала будет смещать пик мощности вниз по диапазону оборотов, а отставание будет давать противоположный эффект. У некоторых двигателей, например Rover Мini и Ford, наилучшие результаты достигаются с опережающим распредвалом. Степень опережения выражается в градусах поворота коленвала, которое необходимо для полного открытия впускного клапана.

Продолжительность перекрытия в значительной степени определяется углом между выступами «впускного» и «выпускного» кулачков (этот угол называется «центральным углом кулачков»). Для распредвала с одинаковым подъемом клапанов в верхней мертвой точке этот угол составляет 110 градусов. Если вы выставите такой распредвал так, чтобы на 110 градусах он обеспечивал полное открытие впускного клапана, то обнаружите, что в момент перекрытия в верхней мертвой точке оба клапана открыты одинаково. Для обеспечения «опережающей» работы этого распредвала необходимо добиться полного открытия раньше, например, на 105 градусах.

Из вышеизложенного следует, что опережение распредвала можно регулировать, измеряя подъем клапанов в момент перекрытия в верхней мертвой точке. Независимо от того, какой это распредвал и на каком двигателе он стоит, одинаковый подъем клапанов в ВМТ будет иметь место при том угле поворота, на который развернуты друг относительно друга (в результате шлифовки) кулачки распредвала — обычно, 110 градусов. Можно выставить распредвал на опережение, но не следует его доводить до того, чтобы подъем выпускного клапана составлял меньше 66 процентов (2/3) от подъема впускного клапана. Например, если подъем впускного клапана — 3.8 мм, то подъем выпускного клапана — 2.5 мм. Распредвалы и их синхронизация — это очень сложная тема, доверять ее можно только профессионалам.
Распредвалы для двигателей ВАЗ 2108-2109

49 52 54* 62* M1 M2 M3
подъём, mm: выпуск 9.20 9.45 9.75 10.65 11.60 11.90 12.20
впуск 9.90 10.25 10.55 11.45 12.40 12.70 13.0
выпуск, открытие до НМТ, град 50.50 57.00 64.50 71.50 72.50 73.50 74.50
впуск, закрытие после НМТ, град 62.50 71.00 78.50 85.50 85.50 86.50 87.50
Перекрытие, mm – * – – 2.70 3.30 4.00 4.6


“M” - р/в для автоспорта. Требует доработки головки блока.
M62 – возможно использовать со штатными толкателями.
M1-M3 устанавливаются с жёсткими толкателями
“49” и “52” – установка не требует использования регулируемого шкива.



Распредвалы для двигателей ВАЗ 2110-2112

38 44 50 M11 M12 M13 M21 M22
подъём, mm 8.80 9.40 10.00 9.80 10.00 10.20 10.20 10.40
фаза, град 256 268 280 296 300 304 312 316




M23 M31 M32 M33 M41 M42 M43
подъём, mm 10.60 10.40 10.90 11.40 10.90 11.45 12.00
фаза, град 320 300 310 320 300 310 320



“M” – р/в для автоспорта.
M11-M23 используются с жёстким 30-мм толкателем
M31-43 используются с жёстким 31-мм толкателем
 
C@HeK

C@HeK

Новичок
Регистрация
12.06.2009
Сообщения
3 124
Реакции
19
Баллы
0
Апну старинную тему) Так и не понял я как конкретно расчитать распредвал. Почитал немного литературы и тоже самое. Везде примерно одно и тоже написано, про обороты и тп, никакой конкретики. Ведь подъем надо выбирать исходи из параметров головки, может еще из-за чего, хочу разобраться. Нет ни у кого ссылки на какую-нить книгу?
 
Homer aka 316

Homer aka 316

Новичок
Регистрация
01.03.2008
Сообщения
2 852
Реакции
9
Баллы
0
ТОка методом проб)) Ну не найдешь ты все нужные справочные параметры по двигателю. Не надо заганяться. Определяешься с оборотами, спрашиваешь у людей, где у них валы едут... Пробуешь, прикатываешься, хочешь большего, берешь следующий.
как-то так, по другому не получится.
 
C@HeK

C@HeK

Новичок
Регистрация
12.06.2009
Сообщения
3 124
Реакции
19
Баллы
0
хочу попробовать Нуждинский вал купить, говорят что пластилиновые они и качество страдает сильно, но относительно дешево. Ассортимент у них достаточно широк вот и мучаюсь. Просто попробовать как машина поедет.

2Homer aka 316, а ты на 8вэ не ездил? что бы сам взял?
 
Y

Yujen

Guest
открыл ссылку, а там:
Dear AOL Hometown user,
We're sorry to inform you that as of Oct. 31, 2008, AOL® Hometown was shut down permanently. We sincerely apologize for any inconvenience this may cause.
Sincerely, The AOL Hometown Team
 
E398Ant

E398Ant

Новичок
Регистрация
18.03.2007
Сообщения
3 609
Реакции
0
Баллы
0
тоже задался этой темой, я уверен что есть разбирающиеся люди в этом вопросе - будем ждать ответа профи.

Вопрос такой: как подобрать правильно распредвалы под определенный двигатель. Какие параметры двигателя нужно знать чтобы определится с валами.

ПЫСЫ - тоже искал эту тему сегодня :)
 
Homer aka 316

Homer aka 316

Новичок
Регистрация
01.03.2008
Сообщения
2 852
Реакции
9
Баллы
0
Чтобы определиться с валами надо зать:
1)Желаемый диапазон оборотов.
2)степень подготовки ГБЦ(пиленая /не пиленая, клапана стандарт/не стандарт, толкатели цельные/гидрики (для 16в), пружины стандарт/не стандарт)
3)впуск(стандарт, ресивер, дросселя)
4)степень доработки низа (стандарт, объемный/винтильный)

Исходя из всего этого прикидываешь примерно РВ.

ЛИчно для себя сделал выводы примерно следующие:
до 280гр -- городские с небросающимися в глаза холостыми, низы не хуже стандарта, верха лучше тыщ до 6,5-7.
280-310гр -- бодрые городские, неровный холостой заметен(1000-1200), низы чуть хуже стандарта, бодрые верха до 8-8,5
310-320гр -- как у СТИ написано "дорожный спорт". До 3-4 заметно хуже стандарта, хорошие верха.
Дальше спорт.

Все это корректируется низом. Чем больше объем, тем стабильнее холостые и лучше низы.

Повторяю, это очень условно, результат зависит от очень многих факторов.

Мой опыт следующий: СТИ-5 (303/303 10,7/10,7), СТИ-7(314/308 9,8/9,8), СТИ-3(280/280 9,8/9,8). А также наблюдения за машинами на других валах.
 
E398Ant

E398Ant

Новичок
Регистрация
18.03.2007
Сообщения
3 609
Реакции
0
Баллы
0
думаю тенденция не правильная. Я имел в виду следующее: допустим есть двигло 1.6 16 клап. 124-й. Итак - хочется прибавить мощи и увеличить рабочий диапозон с низов ну хотя бы до тысяч 6-7 оборотов. Двигатель сток - то есть рабочий объем 1596 куб.см. Значит объем 1 цилиндра = такой то. Значит смеси нужно столько то (дальше сверяем взависимости от фаз и подъема = подбираем тот РВ который в идеале даст именно столько смеси скока сможет взять объем Камеры Сгорания). Такой объем смеси даст такой то РВ. Выпуск соотвественно просчитать. Дальше уже для этих валов выбор ресивера, дроселя и форсов, ну и чип-тюн соотв (нужен или нет).

ХХ - станд или чуть (до 900) повышенный, низы терять не хочется.


Или это все не правильно?
 
Homer aka 316

Homer aka 316

Новичок
Регистрация
01.03.2008
Сообщения
2 852
Реакции
9
Баллы
0
Никогда ты этого не посчитаешь. К тому же для таких расчетов нужно профиль вала знать (подъем/фаза), этих данных по валам почти нет.
типа этого:
http://meta-s.ru/data/big/48911_2.jpg

Нет таких формул готовых. Или дисер по двигателестроению пиши))
Есть одна прога Лотус-Инжиниринг. Но таких параметров, которые там нужны для рассчетов, ты никогда не найдешь. Например сечение входого канала от поворота КВ, или шероховатость поверхности, или теплопроводимость поршень/цилиндр и т.д.
Причем все на английском.
 
E398Ant

E398Ant

Новичок
Регистрация
18.03.2007
Сообщения
3 609
Реакции
0
Баллы
0
ну какже. Ведь даже в статьях пишут, что мол на заводе считают валы - но делают их значения фаз и подъемов усредненными. Значит както ведь они считают, от чего то отталкиваются?

Хорошо: двиг 1.6 16 клап сток, какие валы надо чтобы норм перла, при этом ХХ не менять или край 900 об/мин. Чип можно, ну и крутить край до 6 тыщ?? дальше смысла не вижу
 
TAXIst

TAXIst

Участник
Регистрация
07.09.2006
Сообщения
29 171
Реакции
21
Баллы
38
хочу попробовать Нуждинский вал купить, говорят что пластилиновые они и качество страдает сильно, но относительно дешево. Ассортимент у них достаточно широк вот и мучаюсь. Просто попробовать как машина поедет.

2Homer aka 316, а ты на 8вэ не ездил? что бы сам взял?

Если хочешь ехать хорошо нужно покупать хорошие запчасти! Эт так... намек тонкий.
 
C@HeK

C@HeK

Новичок
Регистрация
12.06.2009
Сообщения
3 124
Реакции
19
Баллы
0
Если хочешь ехать хорошо нужно покупать хорошие запчасти! Эт так... намек тонкий.
а хорошие это какие? в том что купленное у тебя я ни разу не сомневаюсь;)
что еще есть не особо дорогое? СТИ явно дороже, хоть и лучше. Я никогда на машине с валом не ездил, даже не представляю что это, хотелось узнать просто, покататься - продать, попробовать что-нить еще.
 
Homer aka 316

Homer aka 316

Новичок
Регистрация
01.03.2008
Сообщения
2 852
Реакции
9
Баллы
0
ну какже. Ведь даже в статьях пишут, что мол на заводе считают валы - но делают их значения фаз и подъемов усредненными. Значит както ведь они считают, от чего то отталкиваются?
На заводе как раз знают все параметры и материалов и т.п. и дисер не один защитили. Так что нет тут противоречий моим словам.
Хорошо: двиг 1.6 16 клап сток, какие валы надо чтобы норм перла, при этом ХХ не менять или край 900 об/мин. Чип можно, ну и крутить край до 6 тыщ?? дальше смысла не вижу


Я же написал:
до 280гр.
Сейчас стоят на приоре СТИ-3 на стандартных шестернях. ХХ 1100 ровный. Едет нормально до 7.
Эти
http://meta-s.ru/product_909.html
или
http://sti-motor.ru/info.php?id=90
или
http://sti-motor.ru/info.php?id=92
или
http://sti-motor.ru/info.php?id=93
К нуждинским у большенства отношение не очень, но если подешевле охота можно и их посмотреть.
Тока быстро привыкаешь и хочется большего. К лету думаю к 300гр поближе подобраться. Так: СТИ-5.1 или так: Стольников 10.7
 
Vlad2106

Vlad2106

Новичок
Регистрация
25.04.2007
Сообщения
2 086
Реакции
0
Баллы
0
В

Ванёк

Новичок
Регистрация
14.10.2008
Сообщения
1 010
Реакции
3
Баллы
0
E398Ant

E398Ant

Новичок
Регистрация
18.03.2007
Сообщения
3 609
Реакции
0
Баллы
0
парни я пока далек от тюнинга но так сказать - решил уменьшить свою неграмотность. Поэтому если я глупость говорю то поправляйте смело, дабы учиться никогда не поздно.

По теме: а как правильно выбирать? Ну то есть на что смотреть? У валов как я понимаю есть опр параметры: фаза открытия, подъем, что еще? И дальше как подобрать выпускной относительно впускного? ну и дальше шестерни как я понял тоже надо - их 1 или на каждый свою?
Дальше - как я понял чем больше подъем тем уже зона максимальной отдачи но тем больше максимальная отдача в этой узкой зоне и наоборот, чем шире фаза тем шире зона действия и ниже максимум отдачи??? Это я сделал вывод из рисунка приведенном выше http://meta-s.ru/data/big/48911_2.jpg
Все верно?
 
Vlad2106

Vlad2106

Новичок
Регистрация
25.04.2007
Сообщения
2 086
Реакции
0
Баллы
0
парни я пока далек от тюнинга но так сказать - решил уменьшить свою неграмотность. Поэтому если я глупость говорю то поправляйте смело, дабы учиться никогда не поздно.

По теме: а как правильно выбирать? Ну то есть на что смотреть? У валов как я понимаю есть опр параметры: фаза открытия, подъем, что еще? И дальше как подобрать выпускной относительно впускного? ну и дальше шестерни как я понял тоже надо - их 1 или на каждый свою?
Дальше - как я понял чем больше подъем тем уже зона максимальной отдачи но тем больше максимальная отдача в этой узкой зоне и наоборот, чем шире фаза тем шире зона действия и ниже максимум отдачи??? Это я сделал вывод из рисунка приведенном выше http://meta-s.ru/data/big/48911_2.jpg
Все верно?

если двиг сток, то я бы вкинул валы с фазами 280-300, подъем около 10. разрезные можно не ставить, если низы хочешь хорошие. такие валы хорошо работают и на низах, вопрос в грамотной настройке.
 
Homer aka 316

Homer aka 316

Новичок
Регистрация
01.03.2008
Сообщения
2 852
Реакции
9
Баллы
0
парни я пока далек от тюнинга но так сказать - решил уменьшить свою неграмотность. Поэтому если я глупость говорю то поправляйте смело, дабы учиться никогда не поздно.

По теме: а как правильно выбирать? Ну то есть на что смотреть? У валов как я понимаю есть опр параметры: фаза открытия, подъем, что еще? И дальше как подобрать выпускной относительно впускного? ну и дальше шестерни как я понял тоже надо - их 1 или на каждый свою?
Дальше - как я понял чем больше подъем тем уже зона максимальной отдачи но тем больше максимальная отдача в этой узкой зоне и наоборот, чем шире фаза тем шире зона действия и ниже максимум отдачи??? Это я сделал вывод из рисунка приведенном выше http://meta-s.ru/data/big/48911_2.jpg
Все верно?

Рисунок этот ты не понял вааще. Выводы не правильные. Короче не заморачивайся. Посчитать ты все равно ничего не сможешь.
Разрезные шестерни помогут немного скорректировать характеристики валов. Прибавить низов в ужерб верхам и наоборот.
Бери СТИ-3 или 3.1 Что найдешь. И будет тебе счастье. Стольников значительно дороже, я не пробовал, но горю желанием.

Злее смысла не вижу, т.к. уже и башка пиленая(каналы) понадобится и шестерни разрезные.

У меня получился очень беджетный и простой вариант с хорошей отдачей на приоре.
Затраты -- валы 10т.р. Ставил сам просто вместо стандартных, единственное пришлось башку под кулочки чуть пообпилиль. Мозг 3т.р, прошивка у SPY 1т.р.
Все.
 
Верх Низ