Даже безупречное знание ПДД и полное их соблюдение не защищает водителей от ДТП, в котором еще и придется доказывать свою правоту, ведь недаром говорится: «Если не ты, то в тебя!».
Вот и с выезжающими с обочины транспортными средствами долгое время была неразбериха, так как в случае их столкновения с автомобилями, движущимися по основной проезжей части, было непонятно, кто прав, а кто виноват.
Что говорит ПДД
Конечно же, движение по обочине является запрещенным, но это правило действует только в отношении участков дорог, где действует разметка 1.2.1 и 1.4, отделяющая правую сторону для аварийного съезда белой или желтой сплошной полосой. Но как быть, если «обочечник» выезжал с края дорожного полотна без подобных условных обозначений?
До 2015 года вопрос оставался неурегулированным и при аварийном перестроении таких автомобилей вина накладывалась на обоих участников дорожного движения со ссылкой на негласное правило, именуемой помехой справа.
Мало того, нередко в ходе судебного разбирательства основным виновником признавался тот, кто двигался по основной дороге, тогда как водителю с обочины удавалось отделаться штрафными санкциями в размере 1,5 тысячи российских рублей.
И все бы ничего, да только обоюдная неправота участников ДТП становилась основанием для того, что ОСАГО отказывалась признавать случай страховым и выплачивать по нему денежную компенсацию, оставляя нерадивых автомобилистов ни с чем.
К счастью, ситуацию удалось переломить в пользу первой категории водителей, движущихся по проезжей части, после того как Верховным судом Российской Федерации было принято постановление от 4.09.2015 года, автоматически лишающее преимущества тех, кто выезжает с обочины.
Повторное решение против «обочечников» ВС вынес 25.06.2019 году, согласно которому, этой категории было запрещено любое передвижение по краю, не говоря о том, чтобы вливаться с него в общий поток, не пропуская перемещающиеся в нем транспортные средства.
Кто виноват и наказание
Знание этих двух положений позволяет пресекать любые обвинения в свой адрес, отстаивая вою правоту прямо на месте ДТП.
И если такая неприятность все-таки произойдет, то необходимо в срочном порядке вызывать ДПС, чтобы составить дорожную схему аварии и внести все эти сведения в протокол, ссылаясь на явное нарушение со стороны «обочечника».
Незнание закона не освобождает от ответственности, и прежде всего это касается злостных нарушителей, которые в силу своей неосведомленности и/или легкомыслия рискуют не только собой, но и безопасностью законопослушных автомобилистов, привыкших соблюдать правила.