Сегодня уже довольно трудно кого-то удивить автомобилем повышенной проходимости, поскольку практически у каждого автоконцерна есть своя линейка внедорожников на разный вкус, цвет и кошелек. Другое дело, их первые прототипы, о которых сегодня мало кто знает. Несмотря на прошедшие годы, они однозначно заслуживают внимания.
Mercedes-Benz G4 – 1934
Немецкие автопроизводители пытались создать полноценные внедорожники со всеми ведущими колесами еще до Второй мировой войны. Однако правящая верхушка захотела пойти дальше, заказав построенный на трехосной базе кабриолет, в результате чего миру был явлен уникальный в своем роде Mercedes класса G, дословно расшифровывающегося как Gelaendegaengig или «авто для эксплуатации в условиях бездорожья».
Мосты, построенные на сдвоенных рычажных амортизаторах и самоблокирующихся дифференциалах в задней части, мощный карданный вал, односкатная ошиновка покрышек, позволяющая держать колеса в одной колее и увеличивая общую проходимость авто – на тот момент это чудо инженерной мысли считалось настоящим суперкаром.
А вот заявленная формула 6×6 оказалась самой обыкновенной байкой, поскольку со временем выяснилось, что ни у одной из представленных 57 единиц линейки не было полного привода, вместо которого разработчики решили ограничиться подключаемым передним мостом с блокируемым межосевым дифференциалом.
Volvo TP21 Sugga – 1953
Это творение лучших шведских мастеров было представлено уже после войны, причем в качестве армейского внедорожника повышенной проходимости.
Ключевыми техническими особенностями этого яркого авто стало полноприводное шасси укороченного типа, позаимствованное у военного тягача этого же производителя. Сверху был установлен цельный металлический кузов от популярной тогда легковушки PV380.
Невзирая на эти особенности, в салоне машины легко размещался целый командирский штаб, тогда как установленный на борту модели 6-цилиндровый мотор мог похвастаться мощью, эквивалентной 90 лошадкам.
Дополняла эту картинку 4-ступенчатая механическая коробка, колесный радиус на 16 дюймов и максимальная скорость в 90 км/ч.
ГАЗ-М72 – 1955
Автомобиль считается первым советским внедорожником, хотя на самом деле нет никаких фактов, подтверждающих этот статус, кроме того, что модель создавалась по заказу правительства, как транспортное средство повышенной проходимости.
Ошибочным является и название «Победа», поскольку от этого авто ГАЗ-М72 достался только кузов, да и то не весь, а одни его наружные панели, усиленные металлическими рамными лонжеронами.
Среди прочих особенностей детища Горьковского завода – закрепленный за задним мостом статус ведущего, наличие раздаточной коробки с демультипликатором, а также 4-ступенчатая МКПП с расположенными под рулем кулисами и напольным рычагом.
Все эти технические особенности позволяли авто легко преодолевать любые бугры, развивать скорость в 90 км/ч и проходить даже самое суровое бездорожье благодаря своему 22,3-сантиметровому клиренсу.
А вот расход, достигающий 25 л, сильно поубавил популярность авто, поэтому вскоре оно было снято с производства.
«Москвич-410» – 1957
Со временем полноприводную модификацию получил и 402 модель Москвича, в результате чего инженеры представили универсал серии 410 с 4-цилиндровым ДВС на 45 лошадиных сил, МКПП с четырьмя передачами и дорожным просветом в 22 см.
Невзирая на столь скромные характеристики, авто могло разгоняться по трассе до 100 км/ч, и возможно, его бы еще долго производили, но помешал один существенный недостаток. Им оказался слишком слабый кузов, которому не помогла ни жесткая рама, ни используемые для ее усиления лонжероны.
В итоге массовый выпуск модели ограничился тремя годами, в течение которых было выпущено чуть меньше 12 тыс. экземпляров.
Citroen 2CV Sahara – 1959
Этот представитель французского автопрома по праву претендует на звание самого оригинального в рейтинге, будучи построенным на базе двух моторов. Однако на этом странности авто отнюдь не заканчивались, и к примеру, его запаска размещалась спереди, а не сзади.
Название модели было выбрано не случайно, поскольку она разрабатывалась для покорения пустыни. Инженеры оснастили ее независимой подвеской на качающихся рычагах продольного типа, механической КПП с 4 ступенями, а также возможностью управления приводами из салона и отключением любого ДВС для экономии ГСМ.
ВАЗ-2121 «Нива» – 1977
Появление Нивы в конце 70-х стало настоящим прорывом в отечественном автомобилестроении. Так, модель прославилась на весь мир, получив отличную подвеску, которой было нипочем любое бездорожье, укороченный кузов с минимальными свесами и более чем доступный ценник.
Какое-то время ВАЗ покупали даже австралийцы и канадцы… Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается, хотя и сегодня автомобиль считается востребованным в некоторых европейских странах. И особенной популярностью старая добрая Нива пользуется у любителей тюнинга.
AMC Eagle – 1979
Вряд ли этот универсал увидел свет, если бы не энергетический кризис, в результате чего империя AMC-Jeep с ее прожорливыми скакунами серьезно пошатнулась.
Стоит признать, что решение оказалось неожиданно удачным, причем как по экстерьеру, так и в своей технической составляющей (чего только стоила 3-ступенчатая АКПП, независимая передняя подвеска и целых шесть кузовных конфигураций).
Вишенкой на торте стал широкий ассортимент двигателей, ведь этот внедорожник был представлен не только на 2,5-литровом моторе, но и на ДВС с объемом в 3,6 и 4,2 л.
Конечно, сегодня эти первые кроссоверы годятся только для выставки раритетных автомобилей. Однако со своей основной задачей они справлялись получше, чем некоторые современные внедорожники, и однозначно заслуживают внимания, как истинные первопроходцы в сегменте.