Как воевали легковушки во Второй мировой: 5 авто-фронтовиков

Вторая мировая война еще долго будет отзываться ужасным эхом в сердцах людей, вызывая страх и любопытство к событиям прошлых лет. А ведь интересных фактов действительно немало, и многие из них становятся достоянием общественности только сейчас. К примеру, не всем известно, что большинство выпускаемых на поставленных на военные рельсы заводов моторы были использованы не для тяжелой артиллерии и других боевых машин, а легковых автомобилей, которые также внесли свою лепту в победу над фашизмом.

Легковой автомобиль на поле боя

ГАЗ-М1 «Эмка»

Примечательно, что первая автомобильная рота была создана еще при Николае II, и с приходом «красных» ситуация не только не поменялась, но и получила дальнейшее развитие. Так, одним из самых популярных и массовых легковушек довоенных союзных времен стала так называемая «Эмка», под которой подразумевался построенный на фордовской платформе ГАЗ-М1.

ГАЗ-М1

Автомобиль выпускался с конвейера легендарного завода имени Молотова, откуда, собственно, и пошло прозвище автомобиля. Между тем, дожившее до наших времен штатное расписание говорит о том, что за списочным полковым составом закреплялся один М-1, тогда как стрелковым дивизиям полагалось уже по 19 автомобилей.

Упоминалась популярная модель и во всевозможных литературных источниках, включая дивизионные газеты и стихотворения знаменитого советского поэта Симонова.

Ведь по тем меркам, авто получило весьма неплохие характеристики: 500-килограммовая грузоподъемность, мощность в 50 лошадок и максимальную скорость по трассе в 105 км/ч.

Додж «Три четверти»

Этот армейский вездеход был поставлен Союзу Штатами в рамках ленд-лиза, будучи выпущенным в 1941 году специально для военных нужд. Свое прозвище автомобиль получил из-за особенностей погрузки, тогда как его полное название содержало совершенно другие символы – Dodge WC-51 (аббревиатура WC расшифровывалась, как Weapon Carrier, что в переводе на русский означало «Носитель оружия»).

Dodge WC-51

Основное предназначение этих максимально удобных в эксплуатации тяжеловесов сводилась к транспортировке артиллерийских пушек. В частности, речь шла о крупнокалиберных 280-килограммовых минометах, благо, грузоподъемность авто в 750 кг позволяла справиться и не с таким вооружением.

Впечатляли и другие возможности универсального Доджа, среди которых довольно мощный мотор на 92 л с, полный привод и максимальная скорость в 87 км/ч.

ГАЗ-67 «Иван Виллис»

Этот джип без ложной скромности можно назвать одним из символов Второй мировой войны, сопоставимым в своей значимости с легендарным Т-34. Странное название для внедорожника было выбрано отнюдь не случайно, поскольку переданный по все тому же ленд-лизу американец был поставлен на советский мотор в августе 1941 года, став своеобразным советско-американским гибридом, и с достоинством прошедшим всю войну.

ГАЗ-67

И сегодня старый добрый ГАЗ-67 можно наблюдать чуть ли не в каждой документальной хронике и художественных экранизациях на военную тему.

Так, в общей сложности в Союз было поставлено до 50 тыс. таких единиц, которые пользовались огромной популярностью у командующего состава. При этом мощность у 250-килограммового джипа с колесной формулой 4×4 не превышала 60 лошадей, тогда как максимальная скорость составила 104 км/ч.

Внедорожник ГАЗ-64

А вот этот внедорожник является 100% разработкой советских автоконструкторов, которые приступили к его созданию еще в конце 1940 года. Стоит отметить, что вдохновиться на создание «козлика», как его прозвали красноармейцы уже в ходе эксплуатации, инженерам помогла американская разработка, которая каким-то образом попала в их поле зрения.

ГАЗ-67

В итоге, уже к концу первого военного полугодия Горьковским автозаводом было выпущено 600 таких автомобилей.

К слову, все современные модели джипов российского производства были построены именно на базе «козлика», который использовался для выпуска бронеавтомобилей модификации БА-64.

Стоит отметить, что исходник с его 50-сильным мотором, максимальным скоростным режимом в 100 км/ч и высокой ремонтопригодностью пользовался большой популярностью. Его использовали не только для перемещения личного состава, но и буксировки легкой артиллерии.

Полноприводный ГАЗ-61

Заказ на авто высокой проходимости ведущий советский конструктор Виталий Грачев получил еще за 4 года до начала войны, притом что ему было велено справиться с поставленной задачей в кратчайшие сроки. В итоге испытания первого образца стартовали уже через год.

ГАЗ-61

Одной модификацией в этой линейке не ограничилось, и спустя время мир увидели пикапы, легкие тягачи и даже некоторое подобие фаэтонов серии ГАЗ-61. Примечательно, что этот автомобиль, как и многие другие военные образцы того времени было крайне сложно назвать комфортабельными, поскольку в них не было даже печки.

Однако все эти недочеты с лихвой компенсировали другие более актуальные на тот момент достоинства, среди которых мощная тяга, прочность и, конечно же, ремонтопригодность.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading...

Один комментарий на «“Как воевали легковушки во Второй мировой: 5 авто-фронтовиков”»

  1. Надежда:

    ГАЗ-М1 «Эмка» даже сейчас выглядит интересно и статусно. Интересно, кто на ней ездил во время ВОВ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *