По оценке ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, в ноябре объем продаж отечественных и иностранных легких коммерческих автомобилей снизился по сравнению с августом на 18−22%. Главный нижегородский автопроизводитель – группа ГАЗ в октябре прекратила выпускать нерентабельную легковую «Волгу» и периодически останавливает главный конвейер по сборке легких коммерческих грузовиков. По данным облправительства, за десять месяцев 2008 года производство ГАЗа в этом сегменте сократилось на 10% из−за снижения спроса, недоступности автокредитов и лизинга. ГАЗ ожидает, что к январю емкость рынка и, соответственно, объем продаж упадут в общей сложности на 30% по сравнению с началом 2008 года. После новогодних каникул на ГАЗе могут ввести трехдневку и начать прямые продажи, минуя склад, строго по заявкам автодилеров. Неудачным оказалось время и для вывода на рынок новой модели Горьковского автозавода – Volga Siber: по словам председателя правления группы ГАЗ Сергея Занозина, в связи с кризисом до конца 2008 года будет собрано 3−4 тыс. машин вместо запланированных 10 тыс.
В сложном положении оказались и поставщики комплектующих. В Нижнем Новгороде автокомпоненты производят около 80 предприятий, большинство из которых создавалось еще в советское время для поставок на Горьковский автозавод. Поэтому ГАЗ по-прежнему остается для них главным клиентом. Председатель совета производителей автокомпонентов, замгенерального директора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Александр Ватолин считает, что не более 20 компаний способны войти в программы локализации иностранных автозаводов в России. Непременное условие для этого – сертификация производства по международному стандарту ISO 9000 и отраслевому автомобильному стандарту ISO/TS 16949. Кроме того, существуют стандарты отдельных производителей, порой более жесткие, чем отраслевые. Большая часть нижегородских автокомпонентщиков даже не приступала к сертификации и конкурировала до сих пор только ценами. Работая на пределе рентабельности, такие предприятия сегодня первыми стали испытывать проблемы с финансированием производства. Но и продвинутые компании, работающие на сборочные конвейеры, из-за проблем со сбытом вынуждены сокращать объемы производства.
Так, группа компаний «Автокомпонент» (специализируется на производстве пластиковых деталей автомобильного интерьера и экстерьера), по оценке ИК «Брокеркредитсервис», с октября снизила ежемесячный выпуск комплектующих примерно на 50% вслед за падением показателей основного потребителя – Горьковского автозавода. С начала года «Автокомпонент» будет вынужден отправить в административный отпуск с сохранением двух третей зарплаты 300 человек из 1,2 тыс., а к весне, возможно, на производстве останется 700 работников, признал генеральный директор управляющей компании «Автокомпонент» Олег Зайцев.