И в догонку, для тех, кто не читал всю эпопею "эталонного процесса" - краткое изложение:
Чел подрабатывал изготовлением разнообразных приблуд, без всякого сомнения (в отличие от видеорегистратора с матрицей в отдельном корпусе), очевидно и полностью попадающих под определение СТС НПИ. Конкретно оперативникам, которые вышли на него по размещенному в сети объявлению, он сделал и продал жучок в корпусе от губной помады. В суде, пользуясь тем, что судья не обладает глубокими познаниями во всех без исключения сферах деятельности, а эксперт вообще первый раз пишет подобные заключения (т.к. статья УК, перечень СТС НПИ и методология судебной экспертизы в этом направлении ещё действительно очень свежие), пытался включать дурака, использовать правила демагога и будучи виноватым по существу, пытаться вылезти процессуально. Сводилось это к тому, что это устройство в корпусе от губной помады он "искренне" считал радиомикрофоном из журнала радио. То, что такой микрофон использовать в качестве микрофона весьма проблематично, и корпус от губной помады - это камуфляж под бытовой предмет иного, нежели микрофон, назначения, он признавать упорно не хотел. Зато цеплялся за процессуальные нюансы - например выступая с листа заранее выверенными и отточенными фразами, записывал на диктофон, цеплялся и выхватывал из контекста сказанные в реалтайме фразы экспертов и других участников процесса, которые формулируют свои мысли на лету, и не в законченном виде, а в виде диалога. Т.е. судья и другие участники процесса могут задавать уточняющие вопросы, если ответ например эксперта был не полон или не отвечал на поставленный вопрос вообще. В "личный протокол" обвиняемого попадали, разумеется, только удобные ему фразы.
Кстати, кто защищал диссертацию, знает, чем отличается стенограмма от протокола. А так же то, что в ВАК отправляется не стенограмма, а именно протокол, который представляет собой "причёсанную", т.е. приведенную к научно-литературному виду, в деловом, а не разговорном стиле, обработку стенограммы, не искажающую её ОБЩУЮ, а не вырванную из контекста, суть.
Поэтому этот "эталонный процесс" - как раз тот редкий случай, когда государство встало на защиту граждан, даже в таком "сыром" процессе. Если бы это поделие в виде радиомикрофона-тире-губной помады подбросили мне - автору этого поделия было бы за благо попасть в жернова системы, а не в мои личные жернова. Там хоть какой-то протокол есть, и фамилии в нём, а я визитки на память оставлять не стал бы.