
Aleks
Участник
- Регистрация
- 29.03.2005
- Сообщения
- 927
- Реакции
- 0
- Баллы
- 16
Может, уже все это читали, и я один такой темный.. но все же мне понравилась статья, рассказывающая, какой бензин у нас в стране есть, и почему всем нравится "уфимский"..
Правда, статья не дает ответа на вопрос "что лить-то?", оставляя это на выбор водителя...
========
«Чем выше октановое число- тем быстрее» - спорное утверждение, хотя бы потому , что каждый двигатель рассчитан на потребление соответствующего вида топлива. Да, возможно что приемистость возрастет за счет того, что EFI выставит более раннее зажигание опираясь на показания датчиков. Если двигатель модернизировался «поджатием» эффект более вероятен. Здесь можно было бы поставить точку… но… если бы опять не одно но.. Если бы все зависело только от октана… тут я могу углубится в дебри понятные только специалистам, но попытаюсь объяснить понятным языком. Октановое число - далеко не единственная характеристика бензина, есть еще целый ряд показателей соответствие нормам, которых дают право называть ту или иную смесь бензином АИ-92 (АИ-80, 95, 98) и одна из главных - испаряемость. Для нашего региона характерно такое распределение бензинов по испаряемости (в порядке ухудшения): АИ-80-АИ-92-АИ-98-АИ-95. Данное распределение условно и меняется во времени в зависимости от многих причин, но повторюсь, в среднем, в течении года оно остается таким. Это дает ответ на еще один часто повторяющийся вопрос – «почему на АИ-92(98) заводится лучше, чем на АИ-95?»
«АИ-95 – это тот же АИ-92 + октаноповышающие добавки» - не совсем так, в большинстве случаев АИ-92 получается смешением высокооктанового компонента – бензина риформинга с более низкооктановым, но гораздо более «легким» бензином каталитического крекинга. АИ-95 как правило - бензин риформинга + небольшое кол-во добавок (0,1-0,5%). АИ-98 - все тот же бензин риформинга + до 1% ММА+ до 15% МТБЭ. Именно МТБЭ и улучшает АИ-98 по испаряемости, снижая плотность и увеличивая ОЧ.
«сера в бензине - яд для двигателя» - часто приходится слышать подобное утверждение, сразу отвечу что это не так, не вдаваясь в подробности. Сера наносит только вред экологии делая выхлоп более токсичным, двигателю и топливной системе сера может навредить только в одном случае- если она присутствует в бензине в виде сероводорода. Сероводород- вызывает коррозию топливной системы, бензин содержащий сероводород не пройдет паспортизацию и не выйдет за ворота предприятия-изготовителя законным путем.
1 Бензин риформинга - бензин полученный на установке каталитического риформинга, характеризуется высоким октановым числом 84-86 пунктов моторным методом, большим содержанием ароматики, высокой плотностью. Если ездить на нем (чистом) обеспечены - нестабильный запуск зимой, туповатость машины на разгон. Проверено на личном опыте
2 Бензин каталитического крекинга - бензин полученный на установке каталитического крекинга характеризуется относительно невысоким октановым числом 81-82, большим содержанием непредельных углеводородов, низкой плотностью, замечательной разгонкой, высоким содержанием серы. Нестабилен, при длительном хранении - осмоляется, чтобы улучшить стабильность в него на месте производства добавляют присадку - Ионол или Агидол. Замечательный бензин. На нем - хорошая приемистость (если октан позволяет) стабильный запуск зимой.
3 ММА - нормальный монометиланилин - октаноповышающая добавка
4 МТБЭ - метилтретбутиловый эфир - октаноповышающая добавка содердащая 18% масс кислорода, повышает октановое число, способствует более полному и равномерному горению, количество в бензине ограничено 15 % об. Летуч, имеет характерный запах эфира, улучшает пусковые характеристики, агрессивен к резине (в чистом виде) частично растворяется в воде, при этом вода приобретает характерный вкус, чувствуется в воде в ничтожно малых концентрациях. Запрещен к применению в Калифорнии т.к. там много подземных бензиновых резервуаров и МТБЭ попадая в грунтовые воды чувствуется в питьевой воде
Вы мягко говоря заблуждаетесь говоря, что процесс разделения нефти начинается с вакуумной перегонки. На любом НПЗ перерабатывающем жидкую нефть технологический цикл начинается с установок ЭЛОУ (электрообезвоживание и обессоливание) исключение составляют НПЗ перерабатывающие "твердую" (вязкую настолько, что такая нефть режется ножом) Там процесс начинается с ожижения солидолообразной нефти термокрекингом или иным способом. Полученная таким способом уже достаточно жидкая нефть называется "синтетической" и перерабатывается обычным способом или продается на рынке. У нас в стране такой нефти нет, так что у нас все проще.
После установки ЭЛОУ нефть попадает на установки первичной переработки нефти где из нефти получают: "жирный" газ АТ, сжиженный газ, бензиновые фракции различного состава и назначения, керосин, дизельные фракции и наконец мазут. Вот мазут то и попадает на вакуумную перегонку где получают : тяжелые дизельные фракции, вакуумные погоны (сырьё для производства масел и для каталитического крекинга) и гудрон. Гудрон частично используется для масел (установки деасфальтизации), как сырье для битумов и как компонент топочного мазута.
Бензин полученный на установках первичной переработки (прямогонный бензин) имеет октановое число 62-70 и как топливо для современных двигателей не пригоден. Вот отсюда то и начинается химия. А именно риформинг бензиновых фракций 80-180 и каталитический крекинг вакуумных дистиллятов фр. 350-520. В первом случае получается бензин-риформат с ОЧММ 84-86 и ОЧИМ 92-96, во втором помимо всего прочего - бензин каткрекинга с ОЧММ- 81-83 и ОЧИМ 92-94..."
Невезучее горючее
Конвейер / бензин
Производители бензина постоянно убеждают автомобилистов, что именно их горючее -- самое лучшее если не на планете, то хотя бы в России. Но почему-то это "самое лучшее" топливо портит автомобили гораздо быстрее и сильнее, чем дураки и дороги. Отечественный бензин сильно отличается по своим характеристикам в зависимости от места его изготовления. Поэтому даже заправка автомобиля на фирменной бензоколонке не гарантирует, что залитый в бак бензин придется ему по душе.
... Нехороший аромат
Принято считать, что бензин, имеющий одно и то же октановое число, совершенно одинаков -- главное, чтобы он поступал с "настоящего" НПЗ и не был разбавлен по дороге. Действительно, бензин Московского, Рязанского, Куйбышевского, Новоуфимского и всех прочих НПЗ страны удовлетворяет главному бензиновому стандарту России -- ГОСТ Р 51105-97 (соответствует европейской нормали, которая была разработана под уже устаревшие экологические нормы "Евро-2"). Но при этом бензин, поступивший с разных заводов, может весьма существенно различаться. Так же, как и его воздействие на двигатель. Очень многое в нефтепереработке зависит от так называемых "вторичных процессов" -- наиболее сложных и дорогостоящих частей производства горючего. И от того, какой набор этих процессов есть на заводе, будет зависеть качество конечного продукта.
На НПЗ нефть перегоняют на ректификационной колонне -- там из нее получается набор базовых продуктов, в том числе и прямогонный бензин, на котором ездили авто еще в тридцатых-сороковых годах прошлого века. Прямогонный бензин -- это продукт первичной переработки нефти, имеющий октановое число 50--60. На заводе он затем попадает на установку каталитического риформинга, на выходе из которой октановое число бензина вырастает до 90--98.
В пятидесятые годы -- времена, когда автомобильная промышленность требовала все более высокооктановых бензинов, -- катриформинг считался чуть ли не панацеей. Была лишь одна незадача: в результате получался бензин, в котором доля ароматических углеводородов вырастала с 8% до 70%. Основной из них -- бензол, который при сгорании образует сильный канцероген. По ГОСТу количество бензола в бензине, вне зависимости от его октанового числа, не должно превышать 5%, по московским нормативам -- не более 3%. Нынешние европейские нормы еще строже -- не более 1%.
У главных ароматических соединений есть еще одна неприятная особенность: при сгорании они приводят к образованию угольного нагара на свечах, что существенно снижает их ресурс.
Отметим, что среди поставщиков бензина на московский рынок до сих пор остаются заводы, для которых схема "ректификационная колонна--каталитический риформинг" является основной. К ним, кстати, относится завод "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез". В самом ЛУКОЙЛе "Автопилоту" отказались раскрывать секреты производства их "фирменного" бензина. Это неудивительно, ведь именно с "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза" горючее поступает на "красно-белые" АЗС ЛУКОЙЛа в Москве.
Правда, статья не дает ответа на вопрос "что лить-то?", оставляя это на выбор водителя...
========
«Чем выше октановое число- тем быстрее» - спорное утверждение, хотя бы потому , что каждый двигатель рассчитан на потребление соответствующего вида топлива. Да, возможно что приемистость возрастет за счет того, что EFI выставит более раннее зажигание опираясь на показания датчиков. Если двигатель модернизировался «поджатием» эффект более вероятен. Здесь можно было бы поставить точку… но… если бы опять не одно но.. Если бы все зависело только от октана… тут я могу углубится в дебри понятные только специалистам, но попытаюсь объяснить понятным языком. Октановое число - далеко не единственная характеристика бензина, есть еще целый ряд показателей соответствие нормам, которых дают право называть ту или иную смесь бензином АИ-92 (АИ-80, 95, 98) и одна из главных - испаряемость. Для нашего региона характерно такое распределение бензинов по испаряемости (в порядке ухудшения): АИ-80-АИ-92-АИ-98-АИ-95. Данное распределение условно и меняется во времени в зависимости от многих причин, но повторюсь, в среднем, в течении года оно остается таким. Это дает ответ на еще один часто повторяющийся вопрос – «почему на АИ-92(98) заводится лучше, чем на АИ-95?»
«АИ-95 – это тот же АИ-92 + октаноповышающие добавки» - не совсем так, в большинстве случаев АИ-92 получается смешением высокооктанового компонента – бензина риформинга с более низкооктановым, но гораздо более «легким» бензином каталитического крекинга. АИ-95 как правило - бензин риформинга + небольшое кол-во добавок (0,1-0,5%). АИ-98 - все тот же бензин риформинга + до 1% ММА+ до 15% МТБЭ. Именно МТБЭ и улучшает АИ-98 по испаряемости, снижая плотность и увеличивая ОЧ.
«сера в бензине - яд для двигателя» - часто приходится слышать подобное утверждение, сразу отвечу что это не так, не вдаваясь в подробности. Сера наносит только вред экологии делая выхлоп более токсичным, двигателю и топливной системе сера может навредить только в одном случае- если она присутствует в бензине в виде сероводорода. Сероводород- вызывает коррозию топливной системы, бензин содержащий сероводород не пройдет паспортизацию и не выйдет за ворота предприятия-изготовителя законным путем.
1 Бензин риформинга - бензин полученный на установке каталитического риформинга, характеризуется высоким октановым числом 84-86 пунктов моторным методом, большим содержанием ароматики, высокой плотностью. Если ездить на нем (чистом) обеспечены - нестабильный запуск зимой, туповатость машины на разгон. Проверено на личном опыте
2 Бензин каталитического крекинга - бензин полученный на установке каталитического крекинга характеризуется относительно невысоким октановым числом 81-82, большим содержанием непредельных углеводородов, низкой плотностью, замечательной разгонкой, высоким содержанием серы. Нестабилен, при длительном хранении - осмоляется, чтобы улучшить стабильность в него на месте производства добавляют присадку - Ионол или Агидол. Замечательный бензин. На нем - хорошая приемистость (если октан позволяет) стабильный запуск зимой.
3 ММА - нормальный монометиланилин - октаноповышающая добавка
4 МТБЭ - метилтретбутиловый эфир - октаноповышающая добавка содердащая 18% масс кислорода, повышает октановое число, способствует более полному и равномерному горению, количество в бензине ограничено 15 % об. Летуч, имеет характерный запах эфира, улучшает пусковые характеристики, агрессивен к резине (в чистом виде) частично растворяется в воде, при этом вода приобретает характерный вкус, чувствуется в воде в ничтожно малых концентрациях. Запрещен к применению в Калифорнии т.к. там много подземных бензиновых резервуаров и МТБЭ попадая в грунтовые воды чувствуется в питьевой воде
Вы мягко говоря заблуждаетесь говоря, что процесс разделения нефти начинается с вакуумной перегонки. На любом НПЗ перерабатывающем жидкую нефть технологический цикл начинается с установок ЭЛОУ (электрообезвоживание и обессоливание) исключение составляют НПЗ перерабатывающие "твердую" (вязкую настолько, что такая нефть режется ножом) Там процесс начинается с ожижения солидолообразной нефти термокрекингом или иным способом. Полученная таким способом уже достаточно жидкая нефть называется "синтетической" и перерабатывается обычным способом или продается на рынке. У нас в стране такой нефти нет, так что у нас все проще.
После установки ЭЛОУ нефть попадает на установки первичной переработки нефти где из нефти получают: "жирный" газ АТ, сжиженный газ, бензиновые фракции различного состава и назначения, керосин, дизельные фракции и наконец мазут. Вот мазут то и попадает на вакуумную перегонку где получают : тяжелые дизельные фракции, вакуумные погоны (сырьё для производства масел и для каталитического крекинга) и гудрон. Гудрон частично используется для масел (установки деасфальтизации), как сырье для битумов и как компонент топочного мазута.
Бензин полученный на установках первичной переработки (прямогонный бензин) имеет октановое число 62-70 и как топливо для современных двигателей не пригоден. Вот отсюда то и начинается химия. А именно риформинг бензиновых фракций 80-180 и каталитический крекинг вакуумных дистиллятов фр. 350-520. В первом случае получается бензин-риформат с ОЧММ 84-86 и ОЧИМ 92-96, во втором помимо всего прочего - бензин каткрекинга с ОЧММ- 81-83 и ОЧИМ 92-94..."
Невезучее горючее
Конвейер / бензин
Производители бензина постоянно убеждают автомобилистов, что именно их горючее -- самое лучшее если не на планете, то хотя бы в России. Но почему-то это "самое лучшее" топливо портит автомобили гораздо быстрее и сильнее, чем дураки и дороги. Отечественный бензин сильно отличается по своим характеристикам в зависимости от места его изготовления. Поэтому даже заправка автомобиля на фирменной бензоколонке не гарантирует, что залитый в бак бензин придется ему по душе.
... Нехороший аромат
Принято считать, что бензин, имеющий одно и то же октановое число, совершенно одинаков -- главное, чтобы он поступал с "настоящего" НПЗ и не был разбавлен по дороге. Действительно, бензин Московского, Рязанского, Куйбышевского, Новоуфимского и всех прочих НПЗ страны удовлетворяет главному бензиновому стандарту России -- ГОСТ Р 51105-97 (соответствует европейской нормали, которая была разработана под уже устаревшие экологические нормы "Евро-2"). Но при этом бензин, поступивший с разных заводов, может весьма существенно различаться. Так же, как и его воздействие на двигатель. Очень многое в нефтепереработке зависит от так называемых "вторичных процессов" -- наиболее сложных и дорогостоящих частей производства горючего. И от того, какой набор этих процессов есть на заводе, будет зависеть качество конечного продукта.
На НПЗ нефть перегоняют на ректификационной колонне -- там из нее получается набор базовых продуктов, в том числе и прямогонный бензин, на котором ездили авто еще в тридцатых-сороковых годах прошлого века. Прямогонный бензин -- это продукт первичной переработки нефти, имеющий октановое число 50--60. На заводе он затем попадает на установку каталитического риформинга, на выходе из которой октановое число бензина вырастает до 90--98.
В пятидесятые годы -- времена, когда автомобильная промышленность требовала все более высокооктановых бензинов, -- катриформинг считался чуть ли не панацеей. Была лишь одна незадача: в результате получался бензин, в котором доля ароматических углеводородов вырастала с 8% до 70%. Основной из них -- бензол, который при сгорании образует сильный канцероген. По ГОСТу количество бензола в бензине, вне зависимости от его октанового числа, не должно превышать 5%, по московским нормативам -- не более 3%. Нынешние европейские нормы еще строже -- не более 1%.
У главных ароматических соединений есть еще одна неприятная особенность: при сгорании они приводят к образованию угольного нагара на свечах, что существенно снижает их ресурс.
Отметим, что среди поставщиков бензина на московский рынок до сих пор остаются заводы, для которых схема "ректификационная колонна--каталитический риформинг" является основной. К ним, кстати, относится завод "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез". В самом ЛУКОЙЛе "Автопилоту" отказались раскрывать секреты производства их "фирменного" бензина. Это неудивительно, ведь именно с "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза" горючее поступает на "красно-белые" АЗС ЛУКОЙЛа в Москве.