
dalex
Новичок
- Регистрация
- 15.02.2006
- Сообщения
- 17 333
- Реакции
- 49
- Баллы
- 0
Чуть больше года назад небольшая российская компания Zirax провела IPO на рынке AIM, “площадке молодняка” Лондонской фондовой биржи. За 30% акций компания выручила £7,75 млн. Какая связь между грязью и акциями? Самая прямая: больше половины выручки Zirax приносят поставки антигололедных реагентов столичному правительству. Доходы компании от этого бизнеса выросли с $11,9 млн в 2005 г. до $19,4 млн в 2006 г. — есть чем порадовать инвесторов. Всего же в этом сезоне химикаты обойдутся столице почти в $65,2 млн.
Вот уж кто, казалось бы, наживается на чужом горе. После выхода на улицу москвичам приходится чистить не только обувь, но и домашних животных, а автомобили стоят в очередях на мойки — чтобы их железо не приобрело окончательно ржавый оттенок реагента. Но не стоит клеймить бизнесменов и мэра-химика позором: антигололедная жижа — плата Москвы за место на географической карте мира.
СОЛЬ МОСКВЫ
Экологу и главе партии “зеленых” Алексею Яблокову нравится Норвегия, где в 1990-х гг. было запрещено использовать на дорогах любые реагенты. В России нет даже оценки того, как химия на дорогах влияет на жизнь горожан. “Нужно провести конференцию, на которую пригласить аллергологов, онкологов, чтобы медики изучили, сколько реагентов выливается на улицы и сколько попадает нам в легкие”, — предлагает Яблоков. Глава общественной организации автомобилистов “Взаимопомощь” Дмитрий Колодин приводит пример и более непосредственной угрозы жизни: “Через полчаса после выезда из двора на стекла автомобиля налипают несмываемые комки грязи. Ни о каком обзоре для водителя уже и речи не идет, отсюда повышение уровня аварийности”.
Норвегия московскому департаменту ЖКХ не указ. Сложно сравнивать мегаполис с 10 млн жителей и Осло с населением в 20 раз меньше. Еще важнее климатические различия. Москва — идеальный полигон для образования гололеда: столбик термометра скачет через ноль по 50 раз за зиму.
Ссылка на климат часто используется для объяснения особого пути России, но тут ее действительно не обойти. На фоне стихийных бедствий в западных столицах московская повседневность выглядит даже неплохо. В начале февраля снегопад парализовал Лондон, сопоставимый с Москвой по населению: 7,2 млн жителей вместе с пригородами. Впервые за зиму температура в британской столице опустилась ниже нуля, и в результате, по подсчетам генерального директора Британской торговой палаты Дэвида Фроста, потери компаний из-за отсутствия сотрудников на рабочих местах достигли £400 млн. Московские клерки тоже стояли в снежных заторах, но их рабочее время дешевле, чем у лондонских. К тому же российская столица хотя бы ползла, а не стояла. В результате и Financial Times, и Guardian написали о положительном опыте московских властей в борьбе с гололедом.
Значит, отраве нет альтернативы? “Есть проблемы, а есть выдуманные проблемы, — считает глава союза "За химическую безопасность" Лев Федоров. — Люди на дорогах травятся грязным воздухом, и постовые милиционеры живут на 12 лет меньше, чем обычный горожанин. А собирается ли московская власть ограничить выбросы токсичных автомобилей? Это ведь гораздо вреднее всех реагентов вместе взятых!” Конечно, поменять антигололедное средство легче, чем ввести ограничения для миллионов автовладельцев. Но профессор факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков напоминает, что раньше было хуже. Он считает применение реагентов победой экологов. Шесть лет назад Хомяков прослыл главным борцом с антигололедной политикой Юрия Лужкова. “Они довели Москву до того, что мы меняли тысячи гектаров зеленых насаждений и десятки тысяч деревьев. Мы высаживали их зимой и тут же весной убирали”, — с содроганием вспоминает почвовед.
Дело было в соли — самом дешевом и сердитом способе растопить снег. До 1960-х дороги в столице посыпались исключительно песком, позже стали применять песко-соляную смесь (92% песка и 8% технической соли). Но с песком много мороки. Он напрочь забивает стоки, а весной его нужно было сгр***** с газонов и грузовиками возить на свалки. “Мы не могли позволить, чтобы вся канализация забилась песком, город тогда превратился бы в Венецию”, — иронизирует замруководителя департамента ЖКХ Москвы Виктор Пчеловодов. Поэтому зимой 1993/94 г. правительство Москвы перешло на чистую техническую соль. Хлорид натрия моментально растворяет лед в снежную кашу. 40% снега без всякой уборки исчезало в ливневой канализации, но остальное попадало на те же газоны. Вместо песка — засоленные почвы, гибель деревьев и аэрозоли, распыляющиеся на 350 м в стороны и 150 м в высоту. Внушительный московский бюджет позволял чиновникам закупать соли в 3-4 раза больше нормы, 350 000 т в год, или 4 кг на каждый квадратный метр асфальта. Кроме земли, которую тоже пришлось завозить тоннами, соль разъедала фундаменты, рвалась контактная сеть, останавливающиеся троллейбусы создавали пробки. “После нескольких лет эксплуатации в московских условиях металл не выдерживал и ржавый кузов приходил в негодность”, — признает Пчеловодов. Так что, считает Хомяков, если бы не отказ города от соли в 2001 г., последствия могли бы стать необратимыми.
Вот уж кто, казалось бы, наживается на чужом горе. После выхода на улицу москвичам приходится чистить не только обувь, но и домашних животных, а автомобили стоят в очередях на мойки — чтобы их железо не приобрело окончательно ржавый оттенок реагента. Но не стоит клеймить бизнесменов и мэра-химика позором: антигололедная жижа — плата Москвы за место на географической карте мира.
СОЛЬ МОСКВЫ
Экологу и главе партии “зеленых” Алексею Яблокову нравится Норвегия, где в 1990-х гг. было запрещено использовать на дорогах любые реагенты. В России нет даже оценки того, как химия на дорогах влияет на жизнь горожан. “Нужно провести конференцию, на которую пригласить аллергологов, онкологов, чтобы медики изучили, сколько реагентов выливается на улицы и сколько попадает нам в легкие”, — предлагает Яблоков. Глава общественной организации автомобилистов “Взаимопомощь” Дмитрий Колодин приводит пример и более непосредственной угрозы жизни: “Через полчаса после выезда из двора на стекла автомобиля налипают несмываемые комки грязи. Ни о каком обзоре для водителя уже и речи не идет, отсюда повышение уровня аварийности”.
Норвегия московскому департаменту ЖКХ не указ. Сложно сравнивать мегаполис с 10 млн жителей и Осло с населением в 20 раз меньше. Еще важнее климатические различия. Москва — идеальный полигон для образования гололеда: столбик термометра скачет через ноль по 50 раз за зиму.
Ссылка на климат часто используется для объяснения особого пути России, но тут ее действительно не обойти. На фоне стихийных бедствий в западных столицах московская повседневность выглядит даже неплохо. В начале февраля снегопад парализовал Лондон, сопоставимый с Москвой по населению: 7,2 млн жителей вместе с пригородами. Впервые за зиму температура в британской столице опустилась ниже нуля, и в результате, по подсчетам генерального директора Британской торговой палаты Дэвида Фроста, потери компаний из-за отсутствия сотрудников на рабочих местах достигли £400 млн. Московские клерки тоже стояли в снежных заторах, но их рабочее время дешевле, чем у лондонских. К тому же российская столица хотя бы ползла, а не стояла. В результате и Financial Times, и Guardian написали о положительном опыте московских властей в борьбе с гололедом.
Значит, отраве нет альтернативы? “Есть проблемы, а есть выдуманные проблемы, — считает глава союза "За химическую безопасность" Лев Федоров. — Люди на дорогах травятся грязным воздухом, и постовые милиционеры живут на 12 лет меньше, чем обычный горожанин. А собирается ли московская власть ограничить выбросы токсичных автомобилей? Это ведь гораздо вреднее всех реагентов вместе взятых!” Конечно, поменять антигололедное средство легче, чем ввести ограничения для миллионов автовладельцев. Но профессор факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков напоминает, что раньше было хуже. Он считает применение реагентов победой экологов. Шесть лет назад Хомяков прослыл главным борцом с антигололедной политикой Юрия Лужкова. “Они довели Москву до того, что мы меняли тысячи гектаров зеленых насаждений и десятки тысяч деревьев. Мы высаживали их зимой и тут же весной убирали”, — с содроганием вспоминает почвовед.
Дело было в соли — самом дешевом и сердитом способе растопить снег. До 1960-х дороги в столице посыпались исключительно песком, позже стали применять песко-соляную смесь (92% песка и 8% технической соли). Но с песком много мороки. Он напрочь забивает стоки, а весной его нужно было сгр***** с газонов и грузовиками возить на свалки. “Мы не могли позволить, чтобы вся канализация забилась песком, город тогда превратился бы в Венецию”, — иронизирует замруководителя департамента ЖКХ Москвы Виктор Пчеловодов. Поэтому зимой 1993/94 г. правительство Москвы перешло на чистую техническую соль. Хлорид натрия моментально растворяет лед в снежную кашу. 40% снега без всякой уборки исчезало в ливневой канализации, но остальное попадало на те же газоны. Вместо песка — засоленные почвы, гибель деревьев и аэрозоли, распыляющиеся на 350 м в стороны и 150 м в высоту. Внушительный московский бюджет позволял чиновникам закупать соли в 3-4 раза больше нормы, 350 000 т в год, или 4 кг на каждый квадратный метр асфальта. Кроме земли, которую тоже пришлось завозить тоннами, соль разъедала фундаменты, рвалась контактная сеть, останавливающиеся троллейбусы создавали пробки. “После нескольких лет эксплуатации в московских условиях металл не выдерживал и ржавый кузов приходил в негодность”, — признает Пчеловодов. Так что, считает Хомяков, если бы не отказ города от соли в 2001 г., последствия могли бы стать необратимыми.