Сравнительные аэродинамические характеристики кузовов
Полезная информация, 15 мая 2007, 00:03:06
Порой, когда планируешь какой-либо эксперимент, приблизительно предполагаешь, какие результаты тебя ожидают. Иногда порой просто очень хочется верить, что результат получится такой, как мы хотим. Физики по этому поводу придерживаются вот какого мнения: «Эксперимент надо ставить только тогда, когда заранее известен результат». В этой статье описаны эксперименты над кузовами автомобилей с целью выяснения аэродинамических характеристик. Если у вас есть какие-либо предположения, но вы не в состоянии подтвердить их экспериментально, тогда читайте эту статью. В противном же случае тоже читайте.
Самое интересное
Самое главное для настоящего экспериментатора – это сохранить в эксперименте такие условия, которые бы были максимально приближены к реальным, а также соблюдение корректности поставленного опыта. Если, например, сравнивать характер обтекаемости хэтчбека (пусть будет ВАЗ – 2109) и универсала (ВАЗ – 2104), то можно определить лишь отличия в их аэродинамических характеристиках и не более того, речь в этой ситуации не идёт даже о каких-либо общих выводах относительно этих моделей авто. Просто это совершенно разные автомобили. Для получения данных, которые могут помочь сделать общие выводы, можно сравнить три машины так называемого «десятого» семейства. Это связано с тем, что дизайн этих автомобилей выполнен в одном стиле, плюс к этому предшественники этих автомобилей одинаковы. В этом случае разницу в обтекаемости разных типов кузова уловить будет проще, чем в том случае, о котором написано выше. Значит, на том и порешили: были взяты три автомобиля «десятого» семейства, которые были направлены в Дмитров. Для получения более объективных данных все эти автомобили отправились на проверку в стандартной комплектации, которая включает в себя стальные штампованные диски, брызговиками за задними колёсами и стеклоочистителями. Что касается дополнительных модингов, накладок или антенн, то их просто не было.
И так, приступим. Хэтчбек ВАЗ — 2112 попал в трубу Дмитровского полигона в первый раз. До этого его «продували» в Тольятти. Дмитровчане же до этой встречи довольствовались лишь пластилиновым макетом автомобиля. Каким именно будет коэффициент аэродинамического сопротивления Сх хэтчбека ВАЗ – 2112 дмитровским специалистам оставалось лишь догадываться. Что касается седана и универсала модели ВАЗ – 2111, то эти автомобили прошли в Дмитрове скажем так, полную обработку. Так что этот тест лишь подтвердил известные специалистам результаты.
Оказалось, что обтекаемость универсала уступает обтекаемости седана. Если у «десятки» коэффициент аэродинамического сопротивления Сх равен 0,347, то у универсала он составляет 0,381. Что же повлияло на такой рост этого коэффициента. А вот что: при движении за любым автомобилем возникает зона разрежения. Так вот за вертикальной задней стенкой универсала разрежение будет выше, чем за багажником седана. Ни для кого не секрет – чем шире зона пониженного давления за автомобилем, тем больше она «оттягивает» автомобиль назад. Таким образом, аэродинамическое сопротивление возрастает. Несмотря на вполне закономерное и ожидаемое ухудшение обтекаемости универсала, полигоновцы все же сокрушались. «Зачем вазовские дизайнеры поставили этот спойлер в задней части крыши? Ведь был у нас гораздо более удачный вариант в виде дефлектора, отсекающего часть воздуха с крыши на дверь багажника. Он и зону разрежения уменьшал, и заднее стекло меньше грязью забрасывало...»
Что касается хэтчбека, то следует сказать, что он выдержал тест на обтекаемость весьма достойно: Сх «двенадцатой» модели составил 0,335. Это даже меньше, чем у седана. Это связано с тем, что заднее стекло хэтчбека установлено под «хорошим» углом, который к горизонтали составляет менее 28 градусов, по этой причине воздух стекает с крыши медленно и безотрывно. Вот если бы ещё и щётка заднего стеклоочистителя на этой модели фиксировалась бы не на стекле, а в вертикальном положении, то Сх был бы ещё ниже. К слову о хэтчбеках: предсерийный хэтчбек появлялся на людях то с небольшим антикрылом над стеклом пятой двери, то с мощным лопатообразным антикрылом. В серию поступила самая мощная с точки зрения аэродинамики конструкция. Эта конструкция снижает подъёмную силу, действующую на заднюю часть кузова. Вазовцам в результате удалось добиться того, что подъёмная сила хэтчбека ВАЗ – 2112 лишь слегка проигрывает обычной «десятке» .
Теперь можно и об универсале поговорить. Что самое интересное – на универсал действует не подъёмная сила, как обычно, а прижимающая! Плюс ко всему эта сила достаточно хорошо распределена между передними и задними колёсами. На такой и погонять не грех! Каким образом конструкторам удалось добиться такого результата? Всё дело, как оказалось, в длинной крыше. Как протекает воздух над седаном или хэтчбеком? Он дугообразно обтекает крышу и падает на заднее стекло, предварительно взметнувшись над лобовым стеклом. Этот процесс хорошо прослеживается, если визуализировать воздушные потоки (пустить струйку дыма, проще говоря). В зоне этой дуги, точно также как и над крылом самолёта, создаётся разряжение, а под днищем давление увеличивается. Вот этот вот процесс изменения давлений обусловливает появление подъёмных сил. На длинной крыше универсала, особенно если её хорошо спрофилировать, воздух успокаивается и протекает по-другому. Он не образует обширной зоны разрежения. Как результат: подъёмная сила универсала меньше.
Можно ли применять все вышеупомянутые аэродинамические характеристики вазовских седанов, хэтчбеков и универсалов как закономерные и экстраполировать их на другие семейства автомобилей? Дмитровские специалисты кивают головой применительно к седанам и универсалам — практически всегда последние будут иметь худшую обтекаемость и большее значение Сх, нежели трехобъемные машины одного и того же семейства. Универсалы благодаря большей «парусности» боковин лучше «держат дорогу» на высокой скорости, а седаны и хэтчбеки хуже. Одкнако с хэтчбеками не всё так однозначно как казалось бы. Определяющим моментом в конструкции кузова хэтчбека является геометрия задней части кузова (в основном угла наклона заднего стекла). Если заднее стекло стоит почти вертикально (например, VW Golf IV) , то лобовое сопротивление такой машины будет выше, чем у седана. Если же стекло задней двери хэтчбека будет установлено так же отлого, как на «двенадцатой» модели ВАЗа, то обтекаемость такого авто будет либо такой как у седана, либо лучше. Однако дать окончательный ответ на все вопросы и предположения на практике может лишь «продувка» в аэродинамической трубе. Порой получаются результаты обратные предсказаниям.
Не самое интересное, но факт
Хорошим примером грамотной организации аэродинамики задней части кузова типа универсал является Volvo V70. Над его пятой дверью установлен дефлектор. Этот дефлектор очень похож на тот, который хотели установить на ВАЗ – 2111 в Тольятти, но почему-то отказались. Так вот этот самый дефлектор отсекает часть воздушного потока, идущего с крыши, и направляет его вниз. Плюс ко всему при такой конструкции меньше загрязняется заднее стекло, а также разряжение позади автомобиля уменьшается, что приводит к уменьшению Сх.
На последок
Процесс появления подъёмной силы при движении авто проще всего показать на примере крыла самолёта. Это самое крыло создаёт подъёмную силу не только по той причине, что направляет поток воздуха вниз. Также на этот процесс влияет профиль крыла. Форма сечения крыла самолёта такова, что поток воздуха над плоскостью проходит больший путь, чем поток под плоскостью. В связи с этим скорости протекания воздуха над крылом и под крылом различны, а именно: над плоскостью потоки воздуха проходят быстрее, это, в конечном счете, и создаёт подъёмную силу.