Автомобилисты знакомы с ежегодным повышением тарифов в сфере транспортного обслуживания, поэтому запланированный скачок утилизационного сбора не удивил, а скорее огорчил всех желающих сменить марку машины. С 1 января 2020 года к стоимости нового автомобиля добавится в среднем от 2 до 4 %.
Что такое утилизационный сбор
Покупка автомобиля всегда связана с определенными затратами, которые могут серьезно ударить по бюджету. Поэтому появление информации о введение нового дополнительного сбора озадачило многих автолюбителей России.
Моментально возникли различные вопросы, которые в большей степени затрагивали формулу расчета коэффициента, его размеры и дальнейшее увеличение, а также возможные льготы.
Важно понимать, что утильсбор является разовым платежом, который вносится в пользу государства. Обычно он оплачивается производителем транспортного средства (ТС) или импортером.
На плечи самого покупателя такая ответственность ложится исключительно в том случае, если взнос не был внесен до заключения сделки купли-продажи. Впервые о законе заговорили в 2012 году, после чего он неоднократно дополнялся и уже в 2020 году следует ожидать новых повышений ставки.
Увеличение ставки с 1 января 2020 года
Участники автомобильного рынка с замиранием сердца следят за новыми изменениями в законодательстве. В настоящий момент ощущается нестабильность в этой сфере, которая спровоцирована падением экономических показателей и обесцениванием зарплат.
Постановление Правительства № 1457 от 15.11.2019
В ноябре прошлого года автолюбителей ожидал новый сюрприз, в качестве закона об увеличении утильсбора. Его суть заключается в том, что с 1 января 2020 года проиндексирована его ставка на колесные ТС (шасси), а также прицепы.
Такое решение было принято с целью создать благоприятные условия для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов.
Объем покупаемой техники растет с каждым годом, а вот методы избавления от списанных моделей давно устарели и не соответствуют нынешних стандартам общества. Именно благодаря повышению ставки утильсбора у правительства появится достаточно средств, чтобы решить эту проблему.
Таблица для разных видов автомобилей
Посмотреть изменение ставки можно в сопутствующих документах, которые прилагаются к Постановлению Правительства РФ. Ранее в таблице содержалось три графы, а сейчас осталось всего лишь две. Непосредственно с 1 января 2020 года автомобили подразделяются на новые и те, что старше 3 лет.

Уплата утильсбора направлена на защиту окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств
Нововведения в первую очередь затронули первую категорию, т.е. абсолютно новый транспорт. Однако предусмотрено несколько изменений и для машин, старше 3 лет, что также будет рассмотрено. Так, повышение ставки для автомобилей категории В представлено в таблице:
Автомобиль | Объем двигателя, см3 | Масса, тонн | Коэффициент | Утильсбор | Разница | ||
Старый | Новый | До | После | ||||
Легковой | до 1000 | — | 1,65 | 2,41 | 33000 | 48200 | 15200 |
1000-2000 | — | 4,2 | 8,92 | 84000 | 178400 | 94400 | |
2000-3000 | — | 6,3 | 14,08 | 126000 | 281000 | 155600 | |
3000-3500 | — | 5,73 | 12,98 | 114600 | 259600 | 145000 | |
от 3500 | — | 9,08 | 22,25 | 181600 | 445000 | 263400 | |
Грузовой | — | до 2,5 | 0,95 | 1,19 | 142500 | 178500 | 36000 |
Интересно, что изменения не коснулись грузовиков с полной массой 2,5-3,5 тонны. При покупке придется отдать все те же 300 тыс. рублей. А вот для грузового автомобиля до 2,5 тонн, но старше трех лет, ставка повысилась. Теперь к стоимости придется добавить еще 189 тыс. рублей (вместо 151 тыс.).
За утилизацию транспортного средства, которое ввозится из-за границы и будет находиться в личном пользовании, сумма утильсбора осталась прежней.
Для новых машин она составляет 3400 рублей, а для моделей старше трех лет – 5200 рублей.
Теперь можно переходить к следующей категории автомобилей, а именно С:
ТС | Масса, тонн | Коэффициент | Утильсбор | Разница | ||
Старый | Новый | До | После | |||
Грузовой автомобиль | 3,5-5 | 1,9 | 2 | 285000 | 300000 | 15000 |
8-12 | 2,54 | 2,92 | 381000 | 438000 | 57000 | |
12-20 | 2,79 | 3,31 | 418500 | 496500 | 78000 | |
Седельные тягачи | 3,4 | 5,67 | 510000 | 850500 | 340500 | |
Автомобили-фургоны, в т. ч. рефрижераторы | 2,79 | 3,38 | 418500 | 507000 | 88500 | |
Грузовые автомобили | 20-50 | 5,5 | 6,68 | 825000 | 1002000 | 177000 |
Седельные тягачи | ||||||
Автосамосвалы | 6,3 | 945000 | 120000 |
В качестве замечания можно отметить, что для грузовиков (5-8 тонн), самосвалов (12-20 тонн), фургонов (20-50 тонн) величина утилизационного сбора не увеличилась.
Категория D также попала под пересмотр, а именно автобусы:
ТС | Возраст, лет | Объем двигателя, см3 | Коэффициент | Утильсбор | Разница | ||
Старый | Новый | До | После | ||||
Автобус | новый | до 2500 | 1,14 | 1,43 | 171000 | 214500 | 43500 |
>3 | 1,15 | 1,45 | 172500 | 217500 | 45000 | ||
новый | 5000-10000 | 3,04 | 3,94 | 456000 | 591000 | 135000 | |
10000 | 3,8 | 6,6 | 570000 | 990000 | 420000 | ||
>3 | 5,98 | 10,39 | 897000 | 1558500 | 661500 |
Реформа не обошла стороной прицепы, которые тяжелее 10 тонн. В 2020 году коэффициент возрастет до 0,5, а размер сбора составит 96 тыс. рублей:
Порядок и сроки оплаты для физических лиц
Законодательство Российской Федерации не устанавливает четких сроков для оплаты утильсбора. Все дело в том, что машина ставится на учет уже по факту его внесения. До этого момента использование транспортного средства считается незаконным. Водитель также не должен платить дополнительно НДС.

Повышение утилизационного сбора является реакцией на снижение таможенных ставок с целью сохранения общего уровня тарифной защиты
В декларации нет отдельной графы для сбора, поэтому его вносят в составе общей суммы, которая была потрачена на приобретение транспортного средства. Иногда его записывают в качестве актива для продажи.
Как сумма утильсбора отразится на цене машины
Анонсированная правительством новая реформа привела многих водителей в замешательство. На основании приведенных выше данных можно предположить, что большая часть автомобилей стремительно возрастет в цене. Эксперты предсказывают повышение стоимости ТС примерно на 2-4%, но могут быть исключения.
Важно упомянуть, что в прошедшем 2019 году автомобильный рынок уже пережил скачок цен на 10%.
В условиях нестабильной экономики это вызовет серьезные возмущения со стороны потребителей и снизит спрос на новые модели автомобилей.
Распространенные вопросы
Ежегодно любители автомобилей сталкиваются с различными нововведениями, которые сильно ударяют по их кошельку. Поэтому неудивительно, что анонсированный рост утильсбора в 2020 году вызвал бурные обсуждения в обществе и породил множество вопросов.
Как рассчитать утилизационный сбор?
Существуют специальные онлайн-калькуляторы, которые позволяют точно определить сумму взноса. Водителю достаточно знать параметры автомобиля, а остальные данные уже занесены в базу и не требуют ручного ввода. Однако люди, которые не доверяют компьютерам, могут самостоятельно рассчитать размер сбора.
Для этого используется формула: БС*К, где первая часть означает – базовая ставка, а вторая – коэффициент расчета, установленный законодательством.
Где можно оплатить утильсбор?
Для проведения операции нужен паспорт и заполненная квитанция, в которой указаны реквизиты получателя. Получить КБК можно на сайте ФНС России. Для оплаты взноса достаточно посетить любое отделение банка и представить все необходимые документы. Чек, заверенный печатью и подписью кассира, станет подтверждением сделки.
Кто освобождается от уплаты?
Владельцы автомобилей могут не платить взнос в таких случаях:
- Возраст ТС более 30 лет. Машина не должна служить источником дохода или использоваться в коммерческих целях. Кроме того, двигатель, рама и кузов должны быть оригинальными.
- Собственность переселенцев, участвующих в программе по добровольному возвращению на родину.
- В ПТС стоит штамп об оплате утильсбора. Производитель или бывший владелец уже внесли необходимую сумму до продажи автомобиля.
Ежегодно автомобильный рынок пополняется новыми моделями машин. Однако в 2020 году покупка транспортного средства обойдется в копеечку, чему поспособствовало увеличение коэффициента утильсбора. Обойти его практически невозможно, поэтому лучше изучить ставки заранее.